Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мельникова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Калинниковой О.А.,
судей: Набок Л.А., Сафоновой Л.А.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.М. на решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 26.03.2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований С.М. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Н. о признании преимущественного права на предоставление земельного участка, признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, отказать в полном объеме.
В удовлетворении встречного иска Н. к С.М., Министерству имущественных отношений Самарской области, о признании преимущественного права на предоставление земельного участка, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
установила:
С.М. обратилась в суд к Министерству имущественных отношений Самарской области, Н. о признании преимущественного права на предоставление земельного участка, признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Требования мотивированы тем, что 25.03.2011 г. Министерством имущественных отношений С/О Н. отказано в предоставлении земельного участка N 97 по адресу: <адрес>. Обратившись 23.05.2012 г. в Министерство истец получила отказ в предоставлении вышеуказанного земельного участка по причине его расположения в береговой полосе водного объекта, наличие действующего и не отмененного распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>", до отмены которого участок не подлежит предоставлению иным лицам.
28.06.2012 г. Министерством на заявление истца о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка сообщено, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, при его формировании учтены требования водоохранного законодательства в части нахождения земельного участка вне береговой полосы водного объекта.
Ленинским районным суд г. Самара от 17.08.2012 г. удовлетворено заявление С.М. об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" снять земельный участок с кадастровым номером N с временного кадастрового учета и об отмене вышеуказанного Распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 г.
16.08.2012 года Н. подано новое заявление о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м по вышеуказанному адресу. 14.12.2012 г. Министерством истцу возвращены документы, поскольку при сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого земельного участка выявлено пересечение границ с земельном участком, испрашиваемым по ранее поданному заявлению Н. от 01.04.2009 г.
С.М. считает действия ответчика в части возврата документов незаконными, поскольку работа по заявлению Н. прекращена, испрашиваемый участок свободен от прав третьих лиц, препятствий в предоставлении ей земельного участка не имеется.
Основываясь на вышеизложенном, уточнив исковые требования, С.М., просила суд просила признать за ней преимущественное право на предоставление испрашиваемого земельного участка; Признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату документов по ее заявлению N от 28.06.2012 г. незаконными, обязав ответчика возобновить работу по заявлению; Признать бездействие Министерства, выразившееся в не направлении в установленный срок в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению N от 28.06.2012 г. незаконным; Обязать Министерство в течение 3 рабочих дней направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 28.06.2012 г.; Признать незаконными действия ответчика по возобновлению работы по заявлению Н. N от 01.04.2009 г. и обязать прекратить работу по заявлению, вернуть ему документы в течение 3 рабочих дней; Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не принятии в срок решения о возврате документов Н. по заявлению от 16.08.2012 г. и обязать ответчика вернуть ему документы.
Не согласившись с указанным иском, Н. обратился в суд со встречными исковыми требованиями к С.М., Министерству имущественных отношений Самарской области.
В обоснование требований указал, что 25.03.2011 г. Министерством в предоставлении земельного участка N, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> ему отказано по той причине, что использование испрашиваемого земельного участка под садоводство не соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.о. Самара от 15.07.2010 г. В судебном порядке данные правила признаны недействующими с момента принятия, в связи с чем, он обратился в Министерство с заявлением о возобновлении работы по первоначально поданному заявлению. В настоящее время Министерством ведется работа по рассмотрению его заявления.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Н. просил признать за ним преимущественное право на предоставление земельного участка, отказать в удовлетворении исковых требований С.М.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе С.М. повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, оспаривая выводы суда, положенные в обоснование принятого решения, просит судебную коллегию решение отменить.
В заседании судебной коллегии С.М. и ее представитель С.Я. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме. Просили решение суда отменить.
В заседании судебной коллегии Н. и его представитель О. просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседание не явился.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отношении неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, то есть, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 19 и 11 настоящего Кодекса.
По смыслу указанной нормы, выделение земельных участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии, возможно с учетом мнения органа местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений по Самарской области.
В соответствии с п. 2.1, 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка и необходимый пакет документов.
Из материалов дела следует, что 01.04.2009 г. Н. обратился в Министерство с заявлением N 12-2/0181/09 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <...>
В соответствии с требованиями п. 2.4. вышеуказанного Порядка предоставления земельных участков, Министерством имущественных отношений Самарской области, в связи с обращением Н. направлены запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков наделены органы местного самоуправления.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" от 19.09.2006 г. N 2340, уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 года N РД-115 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв. м участок N по <адрес>, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, для садоводства.
Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010 г. N 951 утверждены новые Правила землепользования и застройки г.о. Самара, в соответствии с которыми испрашиваемый Н. земельный участок находился в зоне естественного природного ландшафта, использование земельного участка для садоводства не соответствует разрешенным видам использование в указанной зоне. Поскольку испрашиваемая цель использования земельного участка не входит в перечень видов разрешенного использования, Министерством принято решение от 25.03.2011 г. об отказе в предоставлении Н. земельного участка.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011 г. решение Думы г.о. Самара от 15.07.2010 г. N 951 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Самара" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия.
16.08.2012 г. Н. повторно обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка.
29.11.2012 г. Н. обратился в Министерство с заявлением о снятии с рассмотрения заявления от 16.08.2012 г. и возобновлении работы по заявлению от 01.04.2009 г. Работа по его заявлению возобновлена.
Из материалов дела также следует, что 04.08.2011 г. Сотникова М.Г., в порядке ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. "О земле", также обратилась в Министерство имущественных отношений С/О о предоставлении в собственность спорного земельного участка и 23.05.2012 г. получила отказ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта, кроме того действует распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>", до отмены которого участок не подлежит предоставлению иным лицам.
28.06.2012 г. Сотникова М.Г. обратилась повторно к ответчику с заявлением о предоставлении спорного участка 14.12.2012 г. ей возвращены документы, поскольку при сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого земельного участка выявлено пересечение границ с земельном участком, испрашиваемым по ранее поданному заявлению Н. от 01.04.2009 г.
Оставляя без удовлетворения требования С.М. о признании незаконными действий Министерства по возобновлению работы по заявлению Н., суд обоснованно принял во внимание следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле", предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области. Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно п. 3.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка, определенного в заявлениях о предоставлении земельного участка и в прилагаемых к ним документах, при отсутствии оснований для отказа в приеме документов или отказа в предоставлении земельного участка процедуры предоставления земельного участка проводятся по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым. По итогам рассмотрения последующих заявлений о предоставлении земельных участков с приложенными к ним документами министерством в течение 14 рабочих дней принимается решение о возврате указанных документов заявителям, содержащее информацию об основаниях принятия такого решения. В случае завершения процедур предоставления земельного участка по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым, граждане, обратившиеся с последующими заявлениями о предоставлении земельного участка, вправе вновь обратиться в министерство в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Учитывая изложенное, суд правильно указал, что данная норма указывает на приоритет первого заявителя на предоставление земельного участка в собственность.
Поскольку при рассмотрении повторного заявления С.М. N Министерством выявлено наложение границ испрашиваемого земельного участка, на земельный участок по ранее поданному заявлению Н., в отношении которого процедура по предоставлению не завершена, суд пришел к правильному выводу о законности действия Министерства по возврату документов С.М. от 28.06.2012 г.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о несостоятельности доводов С.М. о нарушении Министерством имущественных отношений сроков направления в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия межведомственных запросов в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, а также обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку обращение С.М. ответчиком по существу рассмотрено, бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области истец в установленном законом порядке не оспаривала.
Суд обоснованно учел, что действующим законодательством не предусмотрено безусловное право граждан на однократное предоставление земельного участка бесплатно в месте, выбранном гражданином. Земельный кодекс РФ предусматривает возможность выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии и с учетом мнения самого органа местного самоуправления, в связи с чем, как правильно указал суд, С.М. не лишена права повторно обратиться в Министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу предоставления ей земельного участка в собственность.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о правомерности действий Министерства имущественных отношений Самарской области в части возобновления работы по заявлению Н. от 01.04.2009 г., т.к. документы по данному заявлению возвращены Н. на основании Правил землепользования и застройки г.о. Самара, которые в установленном порядке были признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента их принятия.
Поскольку оснований для возврата документов Н. у ответчика не имелось, а также учитывая, что Н. является фактическим землепользователем земельного участка с 2000 г., соответственно, суд сделал верный вывод об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности прекратить работу по заявлению Н. и вернуть ему документы.
Учитывая отсутствие нарушений Министерством прав С.М., суд пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении ее исковых требований о признании за ней преимущественного права на предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок N.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Решение о предоставлении земельных участков гражданам на тех или иных основаниях возложено законом на Министерство имущественных отношений Самарской области, которое, при поступлении соответствующего заявления от гражданина осуществляет определенные действия по сбору информации относительно испрашиваемого земельного участка и, в дальнейшем, принимает соответствующее решение.
Таким образом, принимая во внимание, что земельный участок на каком-либо вещном праве истцу не предоставлялся, образован первично и ранее не был сформирован, и решение вопроса о предоставлении земельного участка возложено на Министерство имущественных отношений Самарской области, суд сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом преимущественного права на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка.
Оставляя без удовлетворения встречные исковые требования Н., суд принял во внимание следующее.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
При этом, данное лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.
Установлено, что заявление Н. по вопросу предоставления ему земельного участка находится на рассмотрении в Министерстве имущественных отношений, решение по результатам обращения не принято.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав Н. при рассмотрении его обращения к ответчику по данному вопросу, при рассмотрении дела не установлено.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Н.
Доводы С.М., изложенные в апелляционной жалобе, по существу, аналогичны доводам, приводимым стороной истца в исковом заявлении и при рассмотрении дела судом первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда первой инстанции принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы материального или процессуального права не нарушены, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 26.03.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.М. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5147/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу N 33-5147/2013
Судья: Мельникова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Калинниковой О.А.,
судей: Набок Л.А., Сафоновой Л.А.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.М. на решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 26.03.2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований С.М. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Н. о признании преимущественного права на предоставление земельного участка, признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, отказать в полном объеме.
В удовлетворении встречного иска Н. к С.М., Министерству имущественных отношений Самарской области, о признании преимущественного права на предоставление земельного участка, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
установила:
С.М. обратилась в суд к Министерству имущественных отношений Самарской области, Н. о признании преимущественного права на предоставление земельного участка, признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Требования мотивированы тем, что 25.03.2011 г. Министерством имущественных отношений С/О Н. отказано в предоставлении земельного участка N 97 по адресу: <адрес>. Обратившись 23.05.2012 г. в Министерство истец получила отказ в предоставлении вышеуказанного земельного участка по причине его расположения в береговой полосе водного объекта, наличие действующего и не отмененного распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>", до отмены которого участок не подлежит предоставлению иным лицам.
28.06.2012 г. Министерством на заявление истца о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка сообщено, что спорный земельный участок расположен в границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, при его формировании учтены требования водоохранного законодательства в части нахождения земельного участка вне береговой полосы водного объекта.
Ленинским районным суд г. Самара от 17.08.2012 г. удовлетворено заявление С.М. об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" снять земельный участок с кадастровым номером N с временного кадастрового учета и об отмене вышеуказанного Распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 г.
16.08.2012 года Н. подано новое заявление о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м по вышеуказанному адресу. 14.12.2012 г. Министерством истцу возвращены документы, поскольку при сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого земельного участка выявлено пересечение границ с земельном участком, испрашиваемым по ранее поданному заявлению Н. от 01.04.2009 г.
С.М. считает действия ответчика в части возврата документов незаконными, поскольку работа по заявлению Н. прекращена, испрашиваемый участок свободен от прав третьих лиц, препятствий в предоставлении ей земельного участка не имеется.
Основываясь на вышеизложенном, уточнив исковые требования, С.М., просила суд просила признать за ней преимущественное право на предоставление испрашиваемого земельного участка; Признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату документов по ее заявлению N от 28.06.2012 г. незаконными, обязав ответчика возобновить работу по заявлению; Признать бездействие Министерства, выразившееся в не направлении в установленный срок в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению N от 28.06.2012 г. незаконным; Обязать Министерство в течение 3 рабочих дней направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 28.06.2012 г.; Признать незаконными действия ответчика по возобновлению работы по заявлению Н. N от 01.04.2009 г. и обязать прекратить работу по заявлению, вернуть ему документы в течение 3 рабочих дней; Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не принятии в срок решения о возврате документов Н. по заявлению от 16.08.2012 г. и обязать ответчика вернуть ему документы.
Не согласившись с указанным иском, Н. обратился в суд со встречными исковыми требованиями к С.М., Министерству имущественных отношений Самарской области.
В обоснование требований указал, что 25.03.2011 г. Министерством в предоставлении земельного участка N, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> ему отказано по той причине, что использование испрашиваемого земельного участка под садоводство не соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.о. Самара от 15.07.2010 г. В судебном порядке данные правила признаны недействующими с момента принятия, в связи с чем, он обратился в Министерство с заявлением о возобновлении работы по первоначально поданному заявлению. В настоящее время Министерством ведется работа по рассмотрению его заявления.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Н. просил признать за ним преимущественное право на предоставление земельного участка, отказать в удовлетворении исковых требований С.М.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе С.М. повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, оспаривая выводы суда, положенные в обоснование принятого решения, просит судебную коллегию решение отменить.
В заседании судебной коллегии С.М. и ее представитель С.Я. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме. Просили решение суда отменить.
В заседании судебной коллегии Н. и его представитель О. просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседание не явился.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отношении неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, то есть, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 19 и 11 настоящего Кодекса.
По смыслу указанной нормы, выделение земельных участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии, возможно с учетом мнения органа местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений по Самарской области.
В соответствии с п. 2.1, 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка и необходимый пакет документов.
Из материалов дела следует, что 01.04.2009 г. Н. обратился в Министерство с заявлением N 12-2/0181/09 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <...>
В соответствии с требованиями п. 2.4. вышеуказанного Порядка предоставления земельных участков, Министерством имущественных отношений Самарской области, в связи с обращением Н. направлены запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков наделены органы местного самоуправления.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" от 19.09.2006 г. N 2340, уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 года N РД-115 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв. м участок N по <адрес>, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, для садоводства.
Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010 г. N 951 утверждены новые Правила землепользования и застройки г.о. Самара, в соответствии с которыми испрашиваемый Н. земельный участок находился в зоне естественного природного ландшафта, использование земельного участка для садоводства не соответствует разрешенным видам использование в указанной зоне. Поскольку испрашиваемая цель использования земельного участка не входит в перечень видов разрешенного использования, Министерством принято решение от 25.03.2011 г. об отказе в предоставлении Н. земельного участка.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011 г. решение Думы г.о. Самара от 15.07.2010 г. N 951 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Самара" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия.
16.08.2012 г. Н. повторно обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка.
29.11.2012 г. Н. обратился в Министерство с заявлением о снятии с рассмотрения заявления от 16.08.2012 г. и возобновлении работы по заявлению от 01.04.2009 г. Работа по его заявлению возобновлена.
Из материалов дела также следует, что 04.08.2011 г. Сотникова М.Г., в порядке ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. "О земле", также обратилась в Министерство имущественных отношений С/О о предоставлении в собственность спорного земельного участка и 23.05.2012 г. получила отказ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта, кроме того действует распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.02.2010 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>", до отмены которого участок не подлежит предоставлению иным лицам.
28.06.2012 г. Сотникова М.Г. обратилась повторно к ответчику с заявлением о предоставлении спорного участка 14.12.2012 г. ей возвращены документы, поскольку при сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого земельного участка выявлено пересечение границ с земельном участком, испрашиваемым по ранее поданному заявлению Н. от 01.04.2009 г.
Оставляя без удовлетворения требования С.М. о признании незаконными действий Министерства по возобновлению работы по заявлению Н., суд обоснованно принял во внимание следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле", предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области. Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно п. 3.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка, определенного в заявлениях о предоставлении земельного участка и в прилагаемых к ним документах, при отсутствии оснований для отказа в приеме документов или отказа в предоставлении земельного участка процедуры предоставления земельного участка проводятся по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым. По итогам рассмотрения последующих заявлений о предоставлении земельных участков с приложенными к ним документами министерством в течение 14 рабочих дней принимается решение о возврате указанных документов заявителям, содержащее информацию об основаниях принятия такого решения. В случае завершения процедур предоставления земельного участка по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым, граждане, обратившиеся с последующими заявлениями о предоставлении земельного участка, вправе вновь обратиться в министерство в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Учитывая изложенное, суд правильно указал, что данная норма указывает на приоритет первого заявителя на предоставление земельного участка в собственность.
Поскольку при рассмотрении повторного заявления С.М. N Министерством выявлено наложение границ испрашиваемого земельного участка, на земельный участок по ранее поданному заявлению Н., в отношении которого процедура по предоставлению не завершена, суд пришел к правильному выводу о законности действия Министерства по возврату документов С.М. от 28.06.2012 г.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о несостоятельности доводов С.М. о нарушении Министерством имущественных отношений сроков направления в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия межведомственных запросов в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, а также обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку обращение С.М. ответчиком по существу рассмотрено, бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области истец в установленном законом порядке не оспаривала.
Суд обоснованно учел, что действующим законодательством не предусмотрено безусловное право граждан на однократное предоставление земельного участка бесплатно в месте, выбранном гражданином. Земельный кодекс РФ предусматривает возможность выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии и с учетом мнения самого органа местного самоуправления, в связи с чем, как правильно указал суд, С.М. не лишена права повторно обратиться в Министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу предоставления ей земельного участка в собственность.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о правомерности действий Министерства имущественных отношений Самарской области в части возобновления работы по заявлению Н. от 01.04.2009 г., т.к. документы по данному заявлению возвращены Н. на основании Правил землепользования и застройки г.о. Самара, которые в установленном порядке были признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента их принятия.
Поскольку оснований для возврата документов Н. у ответчика не имелось, а также учитывая, что Н. является фактическим землепользователем земельного участка с 2000 г., соответственно, суд сделал верный вывод об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности прекратить работу по заявлению Н. и вернуть ему документы.
Учитывая отсутствие нарушений Министерством прав С.М., суд пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении ее исковых требований о признании за ней преимущественного права на предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, участок N.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Решение о предоставлении земельных участков гражданам на тех или иных основаниях возложено законом на Министерство имущественных отношений Самарской области, которое, при поступлении соответствующего заявления от гражданина осуществляет определенные действия по сбору информации относительно испрашиваемого земельного участка и, в дальнейшем, принимает соответствующее решение.
Таким образом, принимая во внимание, что земельный участок на каком-либо вещном праве истцу не предоставлялся, образован первично и ранее не был сформирован, и решение вопроса о предоставлении земельного участка возложено на Министерство имущественных отношений Самарской области, суд сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом преимущественного права на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка.
Оставляя без удовлетворения встречные исковые требования Н., суд принял во внимание следующее.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
При этом, данное лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.
Установлено, что заявление Н. по вопросу предоставления ему земельного участка находится на рассмотрении в Министерстве имущественных отношений, решение по результатам обращения не принято.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав Н. при рассмотрении его обращения к ответчику по данному вопросу, при рассмотрении дела не установлено.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Н.
Доводы С.М., изложенные в апелляционной жалобе, по существу, аналогичны доводам, приводимым стороной истца в исковом заявлении и при рассмотрении дела судом первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда первой инстанции принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы материального или процессуального права не нарушены, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 26.03.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.М. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)