Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-11031/13

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-11031/13


Судья: Власова М.Н.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Захаровой Т.А.
при секретаре С.О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.А. об оспаривании решения ведущего технолога отдела кадастрового учета N 1 филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. от 08 июля 2013 г. о приостановлении кадастрового учета земельного участка
по апелляционной жалобе представителя филиала Федерального ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" С.О.С.
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 08 августа 2013 года, которым постановлено:
заявление С.А. об оспаривании решения ведущего технолога отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета земельного участка - удовлетворить.
Признать незаконным решение ведущего технолога отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета земельного участка, выделяемого из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 34:32:110009:0358, расположенного на территории Ветютневского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области.
Обязать орган кадастрового учета ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод С.А., в течение 1 месяца осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, выделяемого из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 34:32:110009:0358, расположенного на территории Ветютневского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышная В.В., выслушав С.А., его представителя Т., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам

установила:

С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ведущего технолога отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>" К. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета земельного участка.
Указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельных долей собственников земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:358 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Ветютневского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области.
Названный земельный участок ранее был сформирован из земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:172.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N <...> должностным лицом приостановлено осуществление кадастрового учета выделяемого земельного участка со ссылкой на ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Данное решение создает препятствие в формировании земельного участка, нарушает права заявителя по использованию принадлежащего ему имущества.
Указанное решение он считает незаконным, поскольку согласно п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" из общего правила о приостановлении кадастрового учета в случае пересечения границ земельных участков есть исключение, связанное с выделом из преобразуемого земельного участка.
Споров с участниками общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N 34:32:110009:172 не имеется, постановка на учет земельных участков с кадастровыми номерами N 34:32:110009:172 и 34:32:110009:358 была произведена органом кадастрового учета.
Выявленное пересечение границ образуемых земельных участков является технической ошибкой, подлежащей в соответствии с п. 2, 3 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" самостоятельному исправлению органом кадастрового учета.
В связи с чем, просил суд признать решение ведущего технолога отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета земельного участка незаконным и обязать осуществить кадастровый учет выделяемого земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала Федерального ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" С.О.С. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу п. 1, 4, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, в том числе ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области, наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 473 от 13.09.2011 Федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизованы путем присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
Таким образом, в настоящее время ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является государственным учреждением, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, решения и действия которого могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
В силу ст. 26 вышеназванного Федерального закона орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном статьей 28 настоящего Федерального закона порядке.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.
Судом апелляционной инстанции установлено, что собственники земельного участка из земель сельхозназначения с кадастровым номером 34:32:110009:0358, расположенного на территории Ветютневского сельского поселения <адрес> приняли решение о выделении земельного участка площадью 1435,2 га из исходного, что подтверждается протоколом N <...> общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:32:110009:0358 от ДД.ММ.ГГГГ.
С.А. наделен участниками общей долевой собственности полномочиями на представительство их интересов при осуществлении процедуры постановки выделяемого земельного участка на кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ С.А. обратился во Фроловский районный отдел филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" с заявлением о постановке выделяемого земельного участка на кадастровый учет, предоставив при этом: межевой план, проект межевания земельный участков, свидетельства о государственной регистрации права собственности, протокол о выделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, газеты "Волгоградская правда" от ДД.ММ.ГГГГ и "Фроловские вести" от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт получения указанных документов подтверждается подписью должностного лица Фроловского отдела органа кадастрового учета.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим технологом отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>" К. принято решение приостановлении кадастрового учета земельного участка.
В обоснование принятого решения указано, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно: границы образуемого земельного участка пересекают обособленный земельный участок с кадастровым номером 34:32:110009:169, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 34:32:110009:172, расположенного на территории Ветютневского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области. Кадастровый учет данного земельного участка был осуществлен ранее (до ДД.ММ.ГГГГ).
Решение о приостановлении кадастрового учета принято со ссылкой на п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости - N 34:32:110009:169.
Согласно справке главы Ветютневского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. N <...> на основании постановления Администрации Фроловского района N <...> от ДД.ММ.ГГГГ был выделен и сформирован земельный участок в счет земельных долей бывшим членам и пенсионерам колхоза им. Ленина. Данный участок сформирован и поставлен на учет под кадастровым номером 34:32:110009:0176 площадью 8474,31 га.
В дальнейшем из данного земельного участка происходило выделение земельных участков собственникам пожелавшим сформировать новые земельные участки в счет своих долей, одним из которых является земельный участок с кадастровым номером 34:32:110009:0172 площадью 5715,6 га, из которого в последующем из данного земельного участка выделен земельный участок с кадастровым номером 34:32:110009:0358 площадью 5375,03 га.
ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание собственников земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:0358, которые были ознакомлены с проектом межевания и возражений не имели. Проект согласован с главой администрации Ветютневского сельского поселения Фроловского района.
Земельный участок с кадастровым номером 34:32:110009:0358 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:0355. Указанные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:172, который был выделен из земель колхоза им. Ленина Фроловского района. Пересечение вновь образуемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 34:32:110009:169 отсутствует, так как графика вновь образуемого земельного участка практически совпадает с графикой земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:0358. Земля, принадлежащая лицам, не пожелавшим выделиться из земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:0358, которых всего несколько человек, осталась в указанном участке.
Согласно Выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ заявитель и иные лица (всего 11 человек) являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 34:32:110009:172.
При этом уведомлением об отсутствии в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается отсутствие сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 34:32:110009:169, вопреки доводам, изложенным в обжалуемом решении о том, что кадастровый учет данного земельного участка был осуществлен ранее (до ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств фактического пересечения вновь образуемого земельного участка с границами иного земельного участка суду не представлено. Законность и обоснованность оспариваемого решения органом кадастрового учета не доказана, в связи с чем, приостановлением кадастрового учета земельного участка были нарушены права заявителя.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В решении о приостановлении кадастрового учета земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ведущим технологом отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. указано, что при учете изменений объекта недвижимости, принадлежащего заявителю было выявлено пересечение границ с другим земельным участком с кадастровым номером 34:32:110009:169.
Данное решение о приостановлении кадастрового учета принято со ссылкой на п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ч. 3 ст. 26 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
В случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), то такие ошибки подлежат устранению.
Так как одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, то решение ведущего технолога отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка принято в соответствии с Законом о кадастре.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым требования С.А. об оспаривании решения ведущего технолога отдела кадастрового учета N <...> филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета земельного участка оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым требования С.А. об оспаривании решения ведущего технолога отдела кадастрового учета N 1 филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" К. от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета земельного участка - оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)