Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджака Нурбия Хазретовича (ИНН 231108380971, ОГРН 3060107113000028) - Чулковой И.Я. (доверенность от 26.07.2012), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779) - Шадже Р.Н. (доверенность от 15.05.2013), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Афипское сельское поселение, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджака Нурбия Хазретовича на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (судьи Сулименко О.А., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А01-238/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджак Нурбий Хазретович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация района) о признании незаконным изложенного в письме от 22.02.2013 N 01-6-1001 решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1128 тыс. кв. м с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а. Хаштук (далее - земельный участок), о понуждении к устранению нарушений прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства путем предоставления хозяйству для расширения его деятельности в аренду земельного участка, об обязании к заключению договора аренды земельного участка сроком на 49 лет и направлению заявителю соответствующего проекта договора аренды (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Афипсипское сельское поселение (далее - администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель при обращении в орган местного самоуправления не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, чем нарушил установленный действующим законодательством порядок.
Предприниматель обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что администрацией района не доказана необоснованность размера испрашиваемого земельного участка, а заявление предпринимателя соответствовало нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель обратился в администрацию района с заявлением от 01.06.2012 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в целях расширения производственно-хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению предпринимателем приложен кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Администрация письмом от 22.02.2013 N 01-6-1001 сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении земельного участка ввиду принятия Арбитражным судом Республики Адыгея в рамках дела N А01-1347/2012 обеспечительных мер в виде запрета на совершение администрацией района действий по распоряжению, отчуждению или обременению земельного участка.
Считая названное решение органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановления Пленумов N 6/8) для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса). В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74 граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Ссылаясь на названные нормативные положения, суды правомерно отметили, что одним из элементов обоснования размера испрашиваемого земельного участка являются сведения о количестве членов фермерского хозяйства и видах планируемой деятельности.
Оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, суды обоснованно заключили, что наличие принятых в отношении земельного участка обеспечительных мер и отсутствие надлежащего обоснования размеров испрашиваемого предпринимателем земельного участка не позволяли администрации района принять решение о предоставлении земельного участка предпринимателю в аренду.
Оценивая соразмерность площади испрашиваемого земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций также учли, что материалами дела не подтверждено наличие у предпринимателя достаточных денежных средств, техники для обработки земельного участка.
Таким образом, оспариваемое решение администрации района является законным и обоснованным.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, которые были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций, что, в силу части 2 статьи 287 Кодекса, находится вне пределов компетенции кассационного суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу N А01-238/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2013 ПО ДЕЛУ N А01-238/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. по делу N А01-238/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджака Нурбия Хазретовича (ИНН 231108380971, ОГРН 3060107113000028) - Чулковой И.Я. (доверенность от 26.07.2012), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779) - Шадже Р.Н. (доверенность от 15.05.2013), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Афипское сельское поселение, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджака Нурбия Хазретовича на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 (судьи Сулименко О.А., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А01-238/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджак Нурбий Хазретович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация района) о признании незаконным изложенного в письме от 22.02.2013 N 01-6-1001 решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1128 тыс. кв. м с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а. Хаштук (далее - земельный участок), о понуждении к устранению нарушений прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства путем предоставления хозяйству для расширения его деятельности в аренду земельного участка, об обязании к заключению договора аренды земельного участка сроком на 49 лет и направлению заявителю соответствующего проекта договора аренды (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Афипсипское сельское поселение (далее - администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель при обращении в орган местного самоуправления не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, чем нарушил установленный действующим законодательством порядок.
Предприниматель обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что администрацией района не доказана необоснованность размера испрашиваемого земельного участка, а заявление предпринимателя соответствовало нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель обратился в администрацию района с заявлением от 01.06.2012 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в целях расширения производственно-хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению предпринимателем приложен кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Администрация письмом от 22.02.2013 N 01-6-1001 сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении земельного участка ввиду принятия Арбитражным судом Республики Адыгея в рамках дела N А01-1347/2012 обеспечительных мер в виде запрета на совершение администрацией района действий по распоряжению, отчуждению или обременению земельного участка.
Считая названное решение органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановления Пленумов N 6/8) для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса). В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74 граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Ссылаясь на названные нормативные положения, суды правомерно отметили, что одним из элементов обоснования размера испрашиваемого земельного участка являются сведения о количестве членов фермерского хозяйства и видах планируемой деятельности.
Оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, суды обоснованно заключили, что наличие принятых в отношении земельного участка обеспечительных мер и отсутствие надлежащего обоснования размеров испрашиваемого предпринимателем земельного участка не позволяли администрации района принять решение о предоставлении земельного участка предпринимателю в аренду.
Оценивая соразмерность площади испрашиваемого земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций также учли, что материалами дела не подтверждено наличие у предпринимателя достаточных денежных средств, техники для обработки земельного участка.
Таким образом, оспариваемое решение администрации района является законным и обоснованным.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, которые были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций, что, в силу части 2 статьи 287 Кодекса, находится вне пределов компетенции кассационного суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013 по делу N А01-238/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)