Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2013 ПО ДЕЛУ N А63-9688/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу N А63-9688/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коновалова Виктора Ивановича (ИНН 260102950688, ОГРНИП 309264924300075) Щиброва М.В. (доверенность от 28.05.2012), от заинтересованных лиц: администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2601008625, ОГРН 1042601045233) Мещерякова С.В. (доверенность от 19.06.2012), общества с ограниченной ответственностью "Саблинское" (ИНН 2601008520, ОГРН 1042601023178) Казимагомедова А.А. (доверенность от 01.03.2013), в отсутствие отдела имущественных и земельных отношений администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2601008657, ОГРН 1042601045893), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коновалова Виктора Ивановича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2012 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 (судьи Марченко О.В., Казакова Г.В., Фриев А.Л.) по делу N А63-9688/2012, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Коновалов Виктор Иванович обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с требованиями о признании незаконным отказа администрации Александровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), выраженного в письме от 21.03.2012 N 01-679, в предоставлении в аренду сроком на 10 лет части многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 26:18:000000:480 площадью 4 206 004,45 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Александровский район, в границах землепользования сельскохозяйственного предприятия "Искра" (включая следующие контуры: учетный номер 1 площадью 1 171 252 кв. м, учетный номер 7 площадью 602 288,25 кв. м, учетный номер 8 площадью 422 455,74 кв. м, учетный номер 10 площадью 1 313 174,70 кв. м, учетный номер 11 площадью 696 833,76 кв. м), и о возложении на администрацию обязанности принять решение о предоставлении в аренду сроком на 10 лет указанную часть земельного участка, а также направить проект договора аренды сроком на 10 лет названной части земельного участка; о признании торгов от 02.04.2012 недействительными; о признании недействительным договора аренды, заключенного администрацией и ООО "Саблинское" (далее общество), части многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 26:18:000000:480) в части площади 4 206 004,45 кв. м, включающей следующие контуры: учетный номер 1 площадью 1 171 252 кв. м, учетный номер 7 площадью 602 288,25 кв. м, учетный номер 8 площадью 422 455,74 кв. м, учетный номер 10 площадью 1 313 174,70 кв. м, учетный номер 11 площадью 696 833,76 кв. м.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на выбор заявителем ненадлежащего способа защиты. Суды указали, что Коновалов В.И. не является лицом, имеющим юридически значимый интерес в оспаривании результатов торгов, так как не изъявил желание принять участие в них. Намерение главы КФХ приобрести спорные земельные участки в аренду не является основанием для признания торгов недействительными.
В кассационной жалобе глава КФХ Коновалов В.И. просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, указывая на нарушение процедуры проведения аукциона. Постановления администрации от 19.01.2012 N 29, от 13.02.2012 N 95 и от 23.03.2012 N 185, связанные с подготовкой и проведением торгов по продаже права аренды спорных земельного участка, не были официально опубликованы. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее Закон N 74-ФЗ). В соответствии с указанной правовой нормой глава хозяйства имеет право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, поскольку такой порядок названным специальным законом не предусмотрен. Вывод судов о том, что в заявлении главы КФХ отсутствует обоснование размера испрашиваемого земельного участка, неверен, поскольку необходимость предоставляемых земельных участков возможно установить из видов деятельности КФХ. Администрация на момент обращения главы КФХ с заявлением о предоставлении испрашиваемых участков в аренду, вправе была распорядиться спорным участком, образованным в счет невостребованных земельных долей в границах землепользования сельскохозяйственного предприятия "Искра", путем принятия решения о закреплении участка в аренду и направлении проектов договора аренды заявителю, так как аналогичных заявок от иных лиц не имелось.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель главы КФХ Коновалова В.И. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители администрации и общества возражали против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 20.11.2009 Советом Александровского муниципального района принято решение N 200/76 о проведении в 2009 2010 инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и последующее формирование земельных участков в счет неиспользуемых земельных долей на территории Александровского района.
11 апреля 2011 года на основании материалов инвентаризации администрацией вынесено постановление N 229 о межевании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
По заказу администрации проведены кадастровые работы по выделению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в счет земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение более 3 лет (невостребованные земельные доли) или собственники которых не установлены (не известны), расположенного в Александровском районе Ставропольского края в границах землепользования сельскохозяйственного предприятия "Искра" (общее количество контуров 16), входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 26:18:000000:360. По результатам этих работ оформлен межевой план от 01.11.2011. Площадь образованного земельного участка составила 6 918 621 кв. м
14 ноября 2011 года по заявлению администрации на государственный кадастровый учет поставлен многоконтурный земельный участок площадью 6 918 621 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 26:18:000000:360 с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. Образованному земельному участку присвоен кадастровый номер 26:18:000000:480.
19 января 2012 года администрация приняла постановление N 29 о проведении подготовительных мероприятий, направленных на организацию и назначение аукциона по продаже права на заключение договора аренды многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в границах землепользования сельскохозяйственного предприятия "Искра" с кадастровым номером 26:18:000000:480 площадью 6 918 621 кв. м
13 февраля 2012 года администрация вынесла постановление N 95 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды сроком на 10 лет частей указанного многоконтурного земельного участка одним лотом в форме аукциона открытым по составу участников и форме подачи предложений об арендной плате.
В этот же день администрацию поступило заявление главы КФХ, в котором он просил передать в аренду земли сельскохозяйственного назначения из земель фонда перераспределения, расположенных в границах сельскохозяйственного предприятия "Искра", площадью 420 га сроком на 10 лет для расширения крестьянского хозяйства.
Уведомлением от 22.02.2012 N 01-462 администрация сообщила Коновалову В.И. о несоответствии его заявления требованиям законодательства, поскольку к заявлению не приложены копия удостоверяющего личность документа, копия свидетельства о регистрации КФХ и соглашение между членами хозяйства. Кроме того, в заявлении не указано местоположение испрашиваемого земельного участка.
28 февраля 2012 года глава КФХ представил в администрацию приложения N 1 и 2 к заявлению от 13.02.2012, в которых указал кадастровый номер земельного участка - 26:18:000000:480, а также то, что является единственным членом КФХ, в связи с чем соглашение не заключалось. Заявитель также определил количество работников хозяйства и вид деятельности, которая будет осуществляться на испрашиваемом участке. В дополнение представлены копии паспорта и свидетельства о государственной регистрации хозяйства и постановке на налоговый учет.
29 февраля 2012 года в газете "Александровская жизнь" опубликовано извещение о проведении 02.04.2012 торгов по продаже права на заключение договора аренды частей многоконтурного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:18:000000:480 площадью 6 120 056,95 кв. м
21 марта 2012 года письмом N 01-679 администрация отказала главе КФХ в предоставлении участка, сообщив о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 420 га является составной частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:18:000000:480 площадью 6 120 056,95 кв. м, выставленного на аукцион, проведение которого назначено на 02.04.2012.
27 марта 2012 года Коновалов В.И. представил в администрацию кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 26:18:000000:480.
В аукционе, проведенном 02.04.2012, участвовали общество и ООО "Щит Агро".
По результатам аукциона, проведенного 02.04.2012 и оформленного протоколом, победителем признано общество, предложившее арендную плату в размере 1 295 493 рубля 48 копеек.
2 апреля 2012 года администрация и общество заключили договор аренды N 62. Государственная регистрация договора аренды произведена 30.05.2012.
Полагая, что при проведении торгов нарушены права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, глава КФХ обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением установленных законом правил, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" указано, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.10.2010 N 7171/10, конкурс, проведенный с нарушениями, повлиявшими на результат определения его победителя, может быть признан судом недействительным по иску надлежащего заинтересованного лица, которым среди его участников является тот, кто при отсутствии нарушений мог бы этот конкурс выиграть.
Исследовав материалы дела, суды пришли к правильному выводу о том, что глава КФХ не подавал заявку и не участвовал в торгах; доказательства того, что ему отказано в участии в торгах, отсутствуют. Намерение главы КФХ приобрести спорные земельные участки в аренду не является основанием для признания торгов недействительными. Заявитель не доказал нарушения своих прав и законных интересов, не указал каким образом будут восстановлены его права в случае признания торгов недействительными, следовательно, избрал ненадлежащий способ защиты.
Изложенное исключает возможность удовлетворения требования о признании недействительным заключенного администрацией и обществом договора аренды от 02.04.2012 N 62, зарегистрированного в Едином реестре прав на недвижимое имущество за номером 26-26-02/001/2012.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В названной норме закреплено право гражданина, заинтересованного в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подать в уполномоченный орган заявление с указанием цели использования земельных участков; испрашиваемого права на участки; условий их предоставления; срока аренды участков; обоснования размеров и предполагаемого местоположения земельных участков.
Следовательно, предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) вправе претендовать на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, необходимого для осуществления деятельности фермерского хозяйства, с соблюдением специального порядка, предусмотренного статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды правильно сделали вывод о том, что в заявлении Коновалова В.И. от 13.02.2012 отсутствует описание или приложение, позволяющее определить предполагаемое местоположение испрашиваемых земель; не содержится также обоснование размера испрашиваемого земельного участка; имеющаяся в заявлении фраза "указанную просьбу обосновываю с учетом имеющейся материально-технической базы крестьянского хозяйства" имеет общий характер.
Таким образом, обращение Коновалова В.И. от 13.02.2012 не соответствовало требованиям Закона N 74-ФЗ, поэтому обоснованно отклонено администрацией.
Приложения N 1 и 2 поданы Коноваловым В.И. в администрацию 28.02.2012, то есть после принятия ею решения о проведении торгов.
Кроме того, из материалов дела видно, что спорный земельный участок образован за счет площади, приходящейся на невостребованные земельные доли, определенные путем исключения из списка граждан, наделенных земельными долями, получивших свидетельства о праве собственности на землю, тех из них, которые передали свои доли в аренду различным крестьянским хозяйствам, выразили намерение выделить земельные доли и заявили о своих правах после публикации объявления о предварительных результатах инвентаризации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции закона от 29.12.2010), орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанными в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Следовательно, лишь признание в судебном порядке права собственности на земельный участок прекращает право собственности граждан на невостребованные земельные доли (статья 35 Конституции Российской Федерации, статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли администрация в суд не обращалась. В связи с чем распоряжение администрации спорным земельным участком (состоящим из невостребованных долей граждан), в том числе и предоставление его для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, незаконно.
Заявитель не представил доказательств, позволяющих ему оспаривать сделку со спорными участками в связи с нарушением правил статьи 12.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований главы КФХ.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А63-9688/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)