Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель 86", - Бурдин Н.О., доверенность от 11.09.2012, Ахрамеев В.Я., председатель, выписка из протокола от 06.04.2010,
от заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 февраля 2013 года
по делу N А50-21433/2012,
вынесенное судьей Л.С.Заляевой,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель 86" (ОГРН 1105903001863, ИНН 5903057590)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
о признании незаконным отказа, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель 86" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо) с о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 45407 кв. м, и предварительном согласовании места размещения СНТ "Строитель-86" по ул. Ветлужской, 145 в Дзержинском районе г. Перми, изложенного в письме от 05.06.2012 N И-21-01-09-10737, возложении обязанности на департамент согласовать место размещения СНТ "Строитель-86" (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379), выраженное в письме от 05.06.2012 N И-21-01-09-10737 в отношении земельного участка примерной площадью 45407 кв. м, предполагаемое место размещения: г. Пермь, ул. Ветлужская, 145, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379) возложена обязанность в двухнедельный срок с момента изготовления решения в полном объеме повторно рассмотреть заявление Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель-86" о выборе земельного участка и предварительном согласовании для размещения СНТ "Строитель-86" в соответствии с порядком, установленным статьями 31, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Департамент земельных отношений администрации города Перми с решением суда от 15 февраля 2013 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить в части удовлетворения требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В жалобе приводит положения статей 81, 31, 77, 78, 80, 83 Земельного кодекса Российской Федерации и отмечает, что земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и не входит в фонд перераспределения земель. Указывает, что заявителем не представлено доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности. Акт выбора земельного участка выдан заявителю 11.05.2011 года, решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято не позднее 11.05.2012 года. В настоящее время принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не представляется возможным. Полагает, что ходатайство СНТ о восстановлении срока на подачу заявления в суд свидетельствует о злоупотреблении правом, причины пропуска не могут быть признаны уважительными.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.05.2012 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель 86" обратилось в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 45 407 кв. м, предполагаемое место размещения: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Ветлужская, 145, для размещения СНТ.
Письмом от 05.06.2012 N И-21-01-09-10737 Департамент земельных отношений администрации города Перми сообщил заявителю о принятом решении об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения СНТ "Строитель-86", поскольку в силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление заявителю земельного участка возможно из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного за границами населенных пунктов из фонда перераспределения земель.
Полагая, что отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми является незаконным, Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель 86" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.
Земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с нормами гражданского законодательства (п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Из материалов дела следует, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения СНТ обоснован Департаментом ссылками на п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, согласно карте градостроительного зонирования города Перми, испрашиваемый заявителем земельный участок расположены в зоне Р3 - зона коллективных садов, садово-огородных и дачных участков.
Данное обстоятельство также подтверждается представленным в материалы дела проектом расположения испрашиваемого земельного участка относительно территориальных зон (л.д. 16).
В соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 зона коллективных садов, садово-огородных и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыха.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
Основные виды разрешенного использования:
садовые дома, дачные дома, летние сооружения,
сады, огороды,
помещения для охраны,
детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий,
стоянки легковых автомобилей на открытых площадках,
зеленые насаждения,
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
Вспомогательные виды разрешенного использования:
хозяйственные, надворные постройки,
стоянки, гаражи на садово-огородном участке вместимостью на 1-2 автомобиля,
емкости для хранения воды на индивидуальном участке,
общественные резервуары для хранения воды,
скважины для забора воды, индивидуальные колодцы (при условии организации зоны санитарной охраны не менее 30-50 м выше по потоку грунтовых вод),
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы),
площадки для сбора мусора,
ЦТП, ТП, РП.
Условно разрешенные виды использования:
строения для содержания домашнего скота и птицы,
физкультурно-оздоровительные сооружения,
магазины,
киоски, лоточная торговля,
временные (сезонные) объекты общественного питания и бытового обслуживания населения,
пункты оказания первой медицинской помощи,
объекты религиозного назначения,
ветлечебницы без постоянного содержания животных (при условии создания санитарно-защитной зоны не менее 50 м),
ЭП, РС, РП, ВНС, КНС, ЦТП, ТП, ГРУ площадью застройки более 100 кв. м, предназначенные для обслуживания линейных объектов, на отдельном земельном участке,
антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.
Проанализировав названные нормы права, а также Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, которое регламентирует процедуру предоставления земельных участков на территории г. Перми, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемый вид использования земельных участков соответствует разрешенным видам использования в территориальной зоне Р-3.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков Р-3 не исключает возможность предоставление испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о незаконности отказа, направленного в адрес заявителя заинтересованным лицом.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции в материалах дела отсутствуют заключения функциональных и территориальных органов администрации города Перми относительно возможности или невозможности выбора запрашиваемого земельного участка, находящегося по ул. Ветлужской, 145 в Дзержинском районе г. Перми.
В связи с чем, заявление СНТ "Строитель 86" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения СНТ не было рассмотрено Департаментом по существу.
В силу вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что в настоящее время у суда отсутствует возможность возложить на Департамент обязанность по выдаче акта о выборе запрашиваемого земельного участка для размещения СНТ "Камский" и предварительного согласования места размещения объекта, является правильным.
Апелляционная жалоба по существу содержит положения статей 81, 31, 77, 78, 80, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не опровергают вышеизложенные выводы о незаконности отказа Департамента.
Довод заявителя жалобы о том, что земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения со ссылкой на ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данная норма права не свидетельствует о невозможности предоставления земельных участков для садоводства из земель категории "земли населенных пунктов". Кроме того, испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель, необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, не усматривается.
Доводы Департамента земельных отношений администрации города Перми о том, что акт выбора земельного участка выдан заявителю 11.05.2011 года, решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято не позднее 11.05.2012 года и в настоящее время принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не представляется возможным, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу наличия предусмотренного ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации права на судебную защиту нарушенных гражданских прав.
Оснований для квалификации действий по подаче ходатайства СНТ о восстановлении срока на подачу заявления в суд как злоупотребление правом по ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
Следует также отметить, что испрашиваемым земельным участком члены СНТ "Строитель 86" фактически пользуются с 1986 года, что подтверждается решением Пермского городского Совета народных депутатов от 17.04.1986 года N 249, уставом Коллективного огородничества рабочих и служащих 1986 года, представленных истцом апелляционному суду.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2013 по делу N А50-21433/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2013 N 17АП-3578/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-21433/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. N 17АП-3578/2013-ГК
Дело N А50-21433/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель 86", - Бурдин Н.О., доверенность от 11.09.2012, Ахрамеев В.Я., председатель, выписка из протокола от 06.04.2010,
от заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 февраля 2013 года
по делу N А50-21433/2012,
вынесенное судьей Л.С.Заляевой,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель 86" (ОГРН 1105903001863, ИНН 5903057590)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
о признании незаконным отказа, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель 86" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо) с о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 45407 кв. м, и предварительном согласовании места размещения СНТ "Строитель-86" по ул. Ветлужской, 145 в Дзержинском районе г. Перми, изложенного в письме от 05.06.2012 N И-21-01-09-10737, возложении обязанности на департамент согласовать место размещения СНТ "Строитель-86" (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379), выраженное в письме от 05.06.2012 N И-21-01-09-10737 в отношении земельного участка примерной площадью 45407 кв. м, предполагаемое место размещения: г. Пермь, ул. Ветлужская, 145, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379) возложена обязанность в двухнедельный срок с момента изготовления решения в полном объеме повторно рассмотреть заявление Садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель-86" о выборе земельного участка и предварительном согласовании для размещения СНТ "Строитель-86" в соответствии с порядком, установленным статьями 31, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Департамент земельных отношений администрации города Перми с решением суда от 15 февраля 2013 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить в части удовлетворения требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В жалобе приводит положения статей 81, 31, 77, 78, 80, 83 Земельного кодекса Российской Федерации и отмечает, что земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и не входит в фонд перераспределения земель. Указывает, что заявителем не представлено доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности. Акт выбора земельного участка выдан заявителю 11.05.2011 года, решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято не позднее 11.05.2012 года. В настоящее время принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не представляется возможным. Полагает, что ходатайство СНТ о восстановлении срока на подачу заявления в суд свидетельствует о злоупотреблении правом, причины пропуска не могут быть признаны уважительными.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.05.2012 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель 86" обратилось в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 45 407 кв. м, предполагаемое место размещения: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Ветлужская, 145, для размещения СНТ.
Письмом от 05.06.2012 N И-21-01-09-10737 Департамент земельных отношений администрации города Перми сообщил заявителю о принятом решении об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения СНТ "Строитель-86", поскольку в силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление заявителю земельного участка возможно из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного за границами населенных пунктов из фонда перераспределения земель.
Полагая, что отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми является незаконным, Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель 86" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.
Земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с нормами гражданского законодательства (п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Из материалов дела следует, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения СНТ обоснован Департаментом ссылками на п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, согласно карте градостроительного зонирования города Перми, испрашиваемый заявителем земельный участок расположены в зоне Р3 - зона коллективных садов, садово-огородных и дачных участков.
Данное обстоятельство также подтверждается представленным в материалы дела проектом расположения испрашиваемого земельного участка относительно территориальных зон (л.д. 16).
В соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 зона коллективных садов, садово-огородных и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыха.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
Основные виды разрешенного использования:
садовые дома, дачные дома, летние сооружения,
сады, огороды,
помещения для охраны,
детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий,
стоянки легковых автомобилей на открытых площадках,
зеленые насаждения,
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
Вспомогательные виды разрешенного использования:
хозяйственные, надворные постройки,
стоянки, гаражи на садово-огородном участке вместимостью на 1-2 автомобиля,
емкости для хранения воды на индивидуальном участке,
общественные резервуары для хранения воды,
скважины для забора воды, индивидуальные колодцы (при условии организации зоны санитарной охраны не менее 30-50 м выше по потоку грунтовых вод),
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы),
площадки для сбора мусора,
ЦТП, ТП, РП.
Условно разрешенные виды использования:
строения для содержания домашнего скота и птицы,
физкультурно-оздоровительные сооружения,
магазины,
киоски, лоточная торговля,
временные (сезонные) объекты общественного питания и бытового обслуживания населения,
пункты оказания первой медицинской помощи,
объекты религиозного назначения,
ветлечебницы без постоянного содержания животных (при условии создания санитарно-защитной зоны не менее 50 м),
ЭП, РС, РП, ВНС, КНС, ЦТП, ТП, ГРУ площадью застройки более 100 кв. м, предназначенные для обслуживания линейных объектов, на отдельном земельном участке,
антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.
Проанализировав названные нормы права, а также Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, которое регламентирует процедуру предоставления земельных участков на территории г. Перми, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемый вид использования земельных участков соответствует разрешенным видам использования в территориальной зоне Р-3.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков Р-3 не исключает возможность предоставление испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о незаконности отказа, направленного в адрес заявителя заинтересованным лицом.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции в материалах дела отсутствуют заключения функциональных и территориальных органов администрации города Перми относительно возможности или невозможности выбора запрашиваемого земельного участка, находящегося по ул. Ветлужской, 145 в Дзержинском районе г. Перми.
В связи с чем, заявление СНТ "Строитель 86" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения СНТ не было рассмотрено Департаментом по существу.
В силу вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что в настоящее время у суда отсутствует возможность возложить на Департамент обязанность по выдаче акта о выборе запрашиваемого земельного участка для размещения СНТ "Камский" и предварительного согласования места размещения объекта, является правильным.
Апелляционная жалоба по существу содержит положения статей 81, 31, 77, 78, 80, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не опровергают вышеизложенные выводы о незаконности отказа Департамента.
Довод заявителя жалобы о том, что земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения со ссылкой на ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данная норма права не свидетельствует о невозможности предоставления земельных участков для садоводства из земель категории "земли населенных пунктов". Кроме того, испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель, необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, не усматривается.
Доводы Департамента земельных отношений администрации города Перми о том, что акт выбора земельного участка выдан заявителю 11.05.2011 года, решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято не позднее 11.05.2012 года и в настоящее время принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не представляется возможным, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу наличия предусмотренного ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации права на судебную защиту нарушенных гражданских прав.
Оснований для квалификации действий по подаче ходатайства СНТ о восстановлении срока на подачу заявления в суд как злоупотребление правом по ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
Следует также отметить, что испрашиваемым земельным участком члены СНТ "Строитель 86" фактически пользуются с 1986 года, что подтверждается решением Пермского городского Совета народных депутатов от 17.04.1986 года N 249, уставом Коллективного огородничества рабочих и служащих 1986 года, представленных истцом апелляционному суду.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2013 по делу N А50-21433/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)