Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-688/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. по делу N 33-688/2012


Судья Макаровская И.Я.

город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Власова Е.В.,
судей Сычева Ю.В. и Амеличевой С.А.,
при секретаре К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Сычева Ю.В.
дело по апелляционной жалобе Федерального бюджетного учреждения "К." на решение Обнинского городского суда Калужской области от 19 декабря 2011 года по заявлению Г.К. оспаривании действий ФБУ "К." по Калужской области,
установила:

Г.К. 17 ноября 2011 года обратилась в суд с заявлением, указав на то, что она является собственником земельного участка площадью <...> кв. м в районе деревни <...> района <...> области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения. Также заявитель указала на то, что в целях изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на использование в соответствии с основными разрешенными видами использования земельных участков, предусмотренными для территориальной зоны "С-2" Правилами землепользования и застройки сельского поселения деревня <...> Жуковского района Калужской области, она обращалась в ФБУ "К." по Калужской области, представив необходимые документы, но получила решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, датированное 26 сентября 2011 года. Г.К. просила признать незаконными действия отдела кадастрового учета N 2 ФБУ "К." по Калужской области по отказу в проведении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного в районе деревни <...> района <...> области, обязав заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
Заявитель Г.К. в судебное заседание не явилась, ее представитель К.С., участвовавший при рассмотрении дела, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - ФБУ "К." по Калужской области, Г.С. возражала против удовлетворения заявления.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 19 декабря 2011 года заявление удовлетворено, постановлено: признать незаконными действия отдела кадастрового учета N 2 ФБУ "К." по Калужской области по отказу в проведении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...> размером <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, и обязать ФБУ "К." по Калужской области внести изменения в государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
В апелляционной жалобе ФБУ "К." по Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФБУ "К." по Калужской области Г.С., поддержавшей жалобу, представителя Г.К. К.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 7 указанного Федерального закона определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости и к ним, в частности, относятся сведения о разрешенном использовании земельного участка (пункт 14 части 2).
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями для целей осуществления кадастрового учета вправе обращаться собственники объектов недвижимости.
Осуществление кадастрового учета в связи с поступившим обращением может быть приостановлено или в осуществлении кадастрового учета может быть отказано по основаниям, предусмотренным законом (статьи 26, 27 указанного Федерального закона).
Из дела видно, что Г.К. принадлежат права собственника на земельный участок площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, находящийся в районе деревни <...> района <...> области. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование "для ведения крестьянского фермерского хозяйства" (л.д. 8).
Из дела усматривается, что по результатам рассмотрения заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером <...> в связи с изменением вида разрешенного использования этого земельного участка органом кадастрового учета было принято 26 сентября 2011 года решение об отказе в осуществлении кадастрового учета обоснованное тем, что на основании представленных документов осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования указанного земельного участка не представляется возможным (л.д. 6, 7).
Не согласившись с таким решением органа кадастрового учета, Г.К. обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что на территории муниципального образования <...> (к которому относится деревня <...>) действуют Правила землепользования и застройки. Суд посчитал, что заявитель, чей земельный участок расположен в территориальной зоне С-2 (зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) вправе самостоятельно определить вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с учетом возможного использования земли в пределах указанной территориальной зоны.
При этом также суд отверг, как необоснованные доводы заинтересованного лица о том, что земельный участок заявителя относится к сельскохозяйственным угодьям.
Однако с таким решением суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Указанное, однако, не предполагает, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка не должны соблюдаться основные принципы земельного законодательства, а также нормативно установленные правила, в том числе, связанные с использованием земли, предназначенной для определенных целей.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и другие земли (пункт 2 статьи 77).
Положения об использовании земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности же использования сельскохозяйственных угодий предусмотрены статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 этой статьи сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особенности, связанные с использованием земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения учитываются и при градостроительном зонировании. Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В силу части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Из сведений (выкопировки земельных угодий совхоза <...>) Жуковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, представленных представителем заинтересованного лица суду апелляционной инстанции и исследованных в судебном заседании, усматривается, что принадлежащий Г.К. земельный участок, находящийся за пределами населенного пункта, относится к сельскохозяйственным угодьям (пашня). Оснований не доверять этим сведениям, исходящим из государственного органа, у судебной коллегии, не имеется. Представителем Г.К. К.С. не оспаривался факт того, что земельный участок Г.К. ранее находился в совхозе <...>, относился к сельскохозяйственным угодьям (пашня). Каких-либо данных указывающих на то, что в последующем изменялось в установленном законом порядке целевое назначение указанного земельного участка, что в настоящее время этот земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, не имеется, и таковых суду не представлено. Само обращение Г.К. в орган кадастрового учета по вопросу изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на другое использование свидетельствует о том, что этот земельный участок не предназначен для застройки, а относится по настоящее время к сельскохозяйственным угодьям.
Из приведенных выше положений закона усматривается, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, в отношении которого градостроительный регламент не устанавливается, требуется принятие соответствующего решения уполномоченного на то органа.
Учитывая, что решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка не было представлено Г.К. в ФБУ "К." по Калужской области, решение последнего от 26 сентября 2011 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка, принадлежащего Г.К., соответствует положениям действующего законодательства.
Доводы Г.К. и ее представителя со ссылкой на Правила землепользования и застройки сельского поселения <...>, о ее праве по своему усмотрению выбирать и менять основной вид использования недвижимости, не могут быть в качестве оснований для удовлетворения требований.
Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 (пункт 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Обнинского городского суда Калужской области от 19 декабря 2011 года отменить и вынести по делу новое решение, которым Г.К. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа отдела кадастрового учета N 2 ФБУ "К." по Калужской области в осуществлении кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, находящегося в районе деревни <...> района <...> области, и обязании ФБУ "К." по Калужской области внести изменения в сведения кадастрового учета о виде разрешенного использования в отношении указанного земельного участка, отказать.
Председательствующий
Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)