Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.03.2013 ПО ДЕЛУ N А32-12843/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. по делу N А32-12843/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Брюшининой Д.В. (доверенность от 06.02.2012), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - открытого акционерного общества "Адлерский чай" - Корома Д.Д. (доверенность от 04.02.2013), в отсутствие представителя истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2012 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А32-12843/2012, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 45 825 кв. м с кадастровым номером 23:49:0407003:257, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, земельный участок N 14 (далее - земельный участок), путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) регистрационной записи от 11.04.2009 N 23-23-22/028/2009-409 и о признании права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Адлерский чай" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об относимости земельного участка к собственности Российской Федерации в результате разграничения государственной собственности на землю.
Суд апелляционной инстанции посчитал недоказанным нахождение земельного участка в границах какой-либо из зон округа санитарной охраны курорта, в связи с чем признал нормативно необоснованным довод истца о принадлежности названного объекта к муниципальной собственности.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе администрация настаивает на том, что земельный участок, входящий в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в силу закона отнесен к муниципальной собственности и, поэтому, не может находиться в собственности Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем в реестре 11.04.2009 произведена регистрационная запись N 23-23-22/028/2009-409 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.04.2009, выписка из реестра от 23.03.2012).
Распоряжением управления от 26.06.2009 N 667-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок, который предоставлен названному правообладателю в аренду на условиях договора от 26.7.2009 N 7700001289 (далее - договор аренды).
Договор аренды зарегистрирован в реестре 10.08.2009 под номером 23-23-22/053/2009-301.
Имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт от 24.08.2011 N 2343/12/11-340204, содержит сведения об относимости земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, его нахождении в собственности Российской Федерации и наличии обременения названного права в виде режима второй зоны округа санитарной охраны курорта.
Полагая, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано незаконно, администрация обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статьям 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Одним из оснований внесения земельного участка в перечень, являлось его включение в состав земель сельскохозяйственного назначения при условии расположения на нем недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности или предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) установлены аналогичные основания отнесения к федеральной собственности земельного участка, находящегося в границах курорта федерального значения и право федеральной собственности на который не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
В рассматриваемом случае разграничение государственной собственности на земельный участок в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящегося на участке имущественного комплекса правопредшественника общества, что препятствует отнесению названного участка к муниципальной собственности на основании частей 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований администрации, не доказавшей наличие подлежащего защите титула на земельный участок.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав дополнительных сведений о земельном участке, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, включены сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка.
Ошибочный вывод апелляционного суда о недоказанности нахождения земельного участка в границах какой-либо из зон округа санитарной охраны курорта, противоречащий содержанию имеющегося в деле кадастрового паспорта земельного участка, не привел к принятию незаконного судебного акта.
Соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А32-12843/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.П.НАЗАРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)