Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ю.А.Дульцева
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Жуковской С.В., Пристром И.Г.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании 29 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2013 года, по которому в удовлетворении заявленных к АМО ГО "Сыктывкар" требований о признании незаконным Постановления АМО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении П. земельного участка площадью 1003 кв. м по адресу: <Адрес обезличен>, бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома отказано.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд к АМО ГО "Сыктывкар" с требованиями о признании незаконным Постановления АМО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении ей земельного участка площадью 1003 кв. м по адресу: <Адрес обезличен> бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома. В обоснование требований указала, что в нарушение требований Закона, ей не было предоставлено право выбора земельного участка, предоставление земельного участка предварительно органом местного самоуправления не согласовано.
Истец ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления АМО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утверждена схема расположения земельного участка площадью 1003 кв. м для строительства ИЖД по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>; П. указанный участок предоставлен в собственность бесплатно для строительства индивидуального жилого дома по тому же адресу.
Земельный участок предоставлен истице бесплатно, в порядке, предусмотренном Законом РК от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", как лицу, имеющему трех и более детей.
Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно положениям части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством бесплатно в собственность указанной категории граждан.
Согласно части 3 статьи 5 вышеуказанного Закона земельные участки предоставляются по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Во исполнение Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" в целях реализации права льготных категорий граждан на предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории МО ГО "Сыктывкар", принято Постановление АМО ГО "Сыктывкар" от 7 июля 2011 г. N 7/1904 "О реализации Закона Республики Коми" N 59-РЗ от 28.06.2005" (с изменениями, внесенными Постановлением N 7\\2580 от 18.07.2012 г.), в соответствии с п. 1.3. которого, Управлению архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар" поручено провести работы по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, а также подготовить исходно-разрешительную документацию по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан.
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Республики Коми N 59-РЗ уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, в течение 14 дней со дня получения документов и информации, указанных в части 7 настоящей статьи, принимают в отношении гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, одно из следующих решений:
- 1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
- 2) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при наличии оснований, установленных частью 12 настоящей статьи;
- 3) о включении в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список), - при отсутствии сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством для указанных граждан.
Основания, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении земельного участка бесплатно без проведения торгов, предусмотрены частью 12 статьи 5.1 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ. Перечень оснований является исчерпывающим.
При этом, Закон Республики Коми N 59-РЗ не предусматривает основания отказа в предоставлении земельных участков гражданам, перечень которых определен частью 2 статьи 5, по тому основанию, что земельный участок, который просит предоставить гражданин, не сформирован, так как в соответствии с абзацем вторым части 10 статьи 5.1 Закона Республики Коми N 59-РЗ граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, имеют право обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.
Порядок предоставления земельных участков таким гражданам (семьям), установленный, Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности поступления заявлений указанных граждан о предоставлении земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что из заявления истца в АМО ГО "Сыктывкар" по вопросу предоставления земельного участка от 09.08.2011 г. не следует, что она согласна за свой счет обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении какого-либо определенного земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет. Отказ в предоставлении истцу земельного участка по указанным основаниям не принимался, напротив, П. в собственность предоставлен земельный участок площадью 1003 кв. м для строительства ИЖД по адресу: <Адрес обезличен>. Постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о его предоставлении фактически реализовано право заявителя на получение бесплатно земельного участка в собственность.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 6 статьи 19 Закона Республики Коми N 55-РЗ от 12.11.2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" несостоятельна, поскольку основана на неправильном толковании приведенной нормы материального права. Указанная норма предусматривает предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки в виде первоочередного получения садово-огородных участков, а не земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Довод заявителя о том, что ответчик не согласовал с ней место земельного участка и его параметры, повторяет позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, которой дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом решении суда.
Выводы суда являются обоснованными, и соответствует имеющимся в деле доказательствам, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решений суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4016АП/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N 33-4016АП/2013
Судья: Ю.А.Дульцева
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Жуковской С.В., Пристром И.Г.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании 29 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2013 года, по которому в удовлетворении заявленных к АМО ГО "Сыктывкар" требований о признании незаконным Постановления АМО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении П. земельного участка площадью 1003 кв. м по адресу: <Адрес обезличен>, бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома отказано.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд к АМО ГО "Сыктывкар" с требованиями о признании незаконным Постановления АМО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении ей земельного участка площадью 1003 кв. м по адресу: <Адрес обезличен> бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома. В обоснование требований указала, что в нарушение требований Закона, ей не было предоставлено право выбора земельного участка, предоставление земельного участка предварительно органом местного самоуправления не согласовано.
Истец ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления АМО ГО "Сыктывкар" <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утверждена схема расположения земельного участка площадью 1003 кв. м для строительства ИЖД по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>; П. указанный участок предоставлен в собственность бесплатно для строительства индивидуального жилого дома по тому же адресу.
Земельный участок предоставлен истице бесплатно, в порядке, предусмотренном Законом РК от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", как лицу, имеющему трех и более детей.
Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно положениям части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством бесплатно в собственность указанной категории граждан.
Согласно части 3 статьи 5 вышеуказанного Закона земельные участки предоставляются по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Во исполнение Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" в целях реализации права льготных категорий граждан на предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории МО ГО "Сыктывкар", принято Постановление АМО ГО "Сыктывкар" от 7 июля 2011 г. N 7/1904 "О реализации Закона Республики Коми" N 59-РЗ от 28.06.2005" (с изменениями, внесенными Постановлением N 7\\2580 от 18.07.2012 г.), в соответствии с п. 1.3. которого, Управлению архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар" поручено провести работы по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, а также подготовить исходно-разрешительную документацию по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан.
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Республики Коми N 59-РЗ уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, в течение 14 дней со дня получения документов и информации, указанных в части 7 настоящей статьи, принимают в отношении гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, одно из следующих решений:
- 1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
- 2) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при наличии оснований, установленных частью 12 настоящей статьи;
- 3) о включении в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список), - при отсутствии сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством для указанных граждан.
Основания, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении земельного участка бесплатно без проведения торгов, предусмотрены частью 12 статьи 5.1 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ. Перечень оснований является исчерпывающим.
При этом, Закон Республики Коми N 59-РЗ не предусматривает основания отказа в предоставлении земельных участков гражданам, перечень которых определен частью 2 статьи 5, по тому основанию, что земельный участок, который просит предоставить гражданин, не сформирован, так как в соответствии с абзацем вторым части 10 статьи 5.1 Закона Республики Коми N 59-РЗ граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, имеют право обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.
Порядок предоставления земельных участков таким гражданам (семьям), установленный, Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности поступления заявлений указанных граждан о предоставлении земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что из заявления истца в АМО ГО "Сыктывкар" по вопросу предоставления земельного участка от 09.08.2011 г. не следует, что она согласна за свой счет обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении какого-либо определенного земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет. Отказ в предоставлении истцу земельного участка по указанным основаниям не принимался, напротив, П. в собственность предоставлен земельный участок площадью 1003 кв. м для строительства ИЖД по адресу: <Адрес обезличен>. Постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о его предоставлении фактически реализовано право заявителя на получение бесплатно земельного участка в собственность.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 6 статьи 19 Закона Республики Коми N 55-РЗ от 12.11.2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" несостоятельна, поскольку основана на неправильном толковании приведенной нормы материального права. Указанная норма предусматривает предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки в виде первоочередного получения садово-огородных участков, а не земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Довод заявителя о том, что ответчик не согласовал с ней место земельного участка и его параметры, повторяет позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, которой дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом решении суда.
Выводы суда являются обоснованными, и соответствует имеющимся в деле доказательствам, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решений суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)