Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013), от открытого акционерного общества "Славянка" Голуненко П.С. (доверенность от 17.10.2013 N 5), рассмотрев 05.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Сомова Е.А.) по делу N А21-11368/2012,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236000, г. Калининград, Комсомольская ул., д. 12, ОГРН 1023900591626 (далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Славянка" в лице филиала "Калининградский", место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 44 898 470 руб. 89 коп. в качестве платы за сбор сточных вод с превышением норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также 507 173 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 18.04.2013 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2013 решение от 18.04.2013 отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов апелляционного суда материалам дела, просит отменить постановление от 07.08.2013, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что истец нарушил порядок отбора проб сточных вод. Пробы неправомерно отобраны в местах выпусков канализационных колодцев, а не контрольных канализационных колодцев. В связи с этим результаты исследования таких проб не могут являться надлежащими доказательствами превышения Обществом нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель истца возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Водоканал (организация ВКХ) и Общество (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (абонент N 3030) от 14.10.2011 (далее - Договор), по которому Водоканал обязался обеспечивать абонента питьевой водой и принимать от него в свои системы канализации сточные воды.
В соответствии с пунктами 3.2.2 и 3.2.3 Договора абонент обязан своевременно оплачивать услуги организации ВКХ за отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в порядке и сроки, установленные Договором; не превышать концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации организации ВКХ, установленные в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2.5 Договора абонент обязуется иметь следующую документацию: технические условия на подключение к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ; паспорт водного хозяйства; схему подключения к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ с указанием согласованных границ обслуживания сетей; план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и снижения концентрации загрязняющих веществ.
Разделом 4 Договора определены объекты водоснабжения и характеристики приборов учета.
Пунктом 5.4 Договора предусмотрено, что в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления сумма платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ определяется по расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах. Сумма оплаты определяется ежемесячно на основании извещения (расчета) о взимании платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, поступающих со сточными водами, сбрасываемыми в систему коммунальной канализации.
В соответствии с пунктом 5.7 Договора не позднее 5-го числа следующего за расчетным месяцем организация ВКХ выставляет платежные документы абоненту, на основании которых производится ежемесячная оплата путем перечисления денежных средств с расчетного счета абонента на расчетный счет организации ВКХ до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. В случае непоступления оплаты от абонента в вышеуказанный срок, организация ВКХ имеет право применить санкции, предусмотренные действующим законодательством.
В период с июня 2012 года по февраль 2013 года Водоканал в порядке планового контроля один раз в три месяца осуществлял отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, о чем составлены соответствующие акты.
Взятые пробы сточных вод Водоканал передал в центральную лабораторию МУП КХ "Водоканал".
По результатам лабораторного исследования проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлены соответствующие протоколы результатов анализов проб сточных вод.
На основании протоколов анализов истец произвел начисление Обществу платы за превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах в сумме 44 898 470 руб. 89 коп. исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Водоканал направил Обществу счета на внесение платы за превышение в его стоках предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Поскольку Общество не погасило задолженность, Водоканал обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период контрольные колодцы для отбора проб сточных вод стороны не определили, места отбора проб не согласовали, в связи с чем отобранные пробы не являются достоверными доказательствами, позволяющими установить наличие в сточных водах абонента загрязняющих веществ в концентрации, превышающей допустимую, не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд не согласился с данным выводом суда первой инстанции, отменил решение, иск удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено (далее - ГК РФ), что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительство Калининградской области постановлением от 25.09.2007 N 563 утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок N 563). Его действие распространяется на юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через систему канализации населенных пунктов Калининградской области (абонентов), и организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов Калининградской области (принимающие организации).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией ВКХ дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3 и 5 Порядка N 563).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию водопроводно-канализационного хозяйства в силу пункта 65 Правил N 167 возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Под контрольным канализационным колодцем понимается колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации (пункт 1 Правил N 167).
Из материалов дела следует, что при заключении Договора контрольный канализационный колодец сторонами согласован не был.
При этом в соответствии с пунктом 10.1 Договора именно на Общество была возложена обязанность по представлению истцу схемы разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям. Указанная обязанность ответчиком не исполнена.
Апелляционный суд установил, что отбор проб производился на территории военных объектов, в том числе закрытых, при участии представителей Общества, на выпусках абонента (последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации) в соответствии с пунктом 1 Правил N 167.
Доказательств сброса сточных вод в месте отбора проб другими субъектами, а также наличия иного доступного канализационного колодца для отбора проб сточных вод Общества последним в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Никаких возражений в части места отбора проб сточных вод представителями абонента при подписании актов заявлено не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал обоснованный вывод о возможности принятия результатов проб сточных вод, отобранных из выпусков, в качестве доказательства превышения Обществом нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, и удовлетворил иск.
Апелляционный суд проверил расчет задолженности и процентов, произведенный истцом, признал его правильным и соответствующим действующему законодательству.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 по делу N А21-11368/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.11.2013 ПО ДЕЛУ N А21-11368/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А21-11368/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013), от открытого акционерного общества "Славянка" Голуненко П.С. (доверенность от 17.10.2013 N 5), рассмотрев 05.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Сомова Е.А.) по делу N А21-11368/2012,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236000, г. Калининград, Комсомольская ул., д. 12, ОГРН 1023900591626 (далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Славянка" в лице филиала "Калининградский", место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 44 898 470 руб. 89 коп. в качестве платы за сбор сточных вод с превышением норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также 507 173 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 18.04.2013 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2013 решение от 18.04.2013 отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов апелляционного суда материалам дела, просит отменить постановление от 07.08.2013, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что истец нарушил порядок отбора проб сточных вод. Пробы неправомерно отобраны в местах выпусков канализационных колодцев, а не контрольных канализационных колодцев. В связи с этим результаты исследования таких проб не могут являться надлежащими доказательствами превышения Обществом нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель истца возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Водоканал (организация ВКХ) и Общество (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (абонент N 3030) от 14.10.2011 (далее - Договор), по которому Водоканал обязался обеспечивать абонента питьевой водой и принимать от него в свои системы канализации сточные воды.
В соответствии с пунктами 3.2.2 и 3.2.3 Договора абонент обязан своевременно оплачивать услуги организации ВКХ за отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в порядке и сроки, установленные Договором; не превышать концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации организации ВКХ, установленные в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2.5 Договора абонент обязуется иметь следующую документацию: технические условия на подключение к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ; паспорт водного хозяйства; схему подключения к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ с указанием согласованных границ обслуживания сетей; план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и снижения концентрации загрязняющих веществ.
Разделом 4 Договора определены объекты водоснабжения и характеристики приборов учета.
Пунктом 5.4 Договора предусмотрено, что в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления сумма платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ определяется по расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах. Сумма оплаты определяется ежемесячно на основании извещения (расчета) о взимании платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, поступающих со сточными водами, сбрасываемыми в систему коммунальной канализации.
В соответствии с пунктом 5.7 Договора не позднее 5-го числа следующего за расчетным месяцем организация ВКХ выставляет платежные документы абоненту, на основании которых производится ежемесячная оплата путем перечисления денежных средств с расчетного счета абонента на расчетный счет организации ВКХ до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. В случае непоступления оплаты от абонента в вышеуказанный срок, организация ВКХ имеет право применить санкции, предусмотренные действующим законодательством.
В период с июня 2012 года по февраль 2013 года Водоканал в порядке планового контроля один раз в три месяца осуществлял отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, о чем составлены соответствующие акты.
Взятые пробы сточных вод Водоканал передал в центральную лабораторию МУП КХ "Водоканал".
По результатам лабораторного исследования проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлены соответствующие протоколы результатов анализов проб сточных вод.
На основании протоколов анализов истец произвел начисление Обществу платы за превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах в сумме 44 898 470 руб. 89 коп. исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Водоканал направил Обществу счета на внесение платы за превышение в его стоках предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Поскольку Общество не погасило задолженность, Водоканал обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период контрольные колодцы для отбора проб сточных вод стороны не определили, места отбора проб не согласовали, в связи с чем отобранные пробы не являются достоверными доказательствами, позволяющими установить наличие в сточных водах абонента загрязняющих веществ в концентрации, превышающей допустимую, не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд не согласился с данным выводом суда первой инстанции, отменил решение, иск удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено (далее - ГК РФ), что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительство Калининградской области постановлением от 25.09.2007 N 563 утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок N 563). Его действие распространяется на юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через систему канализации населенных пунктов Калининградской области (абонентов), и организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов Калининградской области (принимающие организации).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией ВКХ дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3 и 5 Порядка N 563).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию водопроводно-канализационного хозяйства в силу пункта 65 Правил N 167 возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Под контрольным канализационным колодцем понимается колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации (пункт 1 Правил N 167).
Из материалов дела следует, что при заключении Договора контрольный канализационный колодец сторонами согласован не был.
При этом в соответствии с пунктом 10.1 Договора именно на Общество была возложена обязанность по представлению истцу схемы разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям. Указанная обязанность ответчиком не исполнена.
Апелляционный суд установил, что отбор проб производился на территории военных объектов, в том числе закрытых, при участии представителей Общества, на выпусках абонента (последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации) в соответствии с пунктом 1 Правил N 167.
Доказательств сброса сточных вод в месте отбора проб другими субъектами, а также наличия иного доступного канализационного колодца для отбора проб сточных вод Общества последним в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Никаких возражений в части места отбора проб сточных вод представителями абонента при подписании актов заявлено не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал обоснованный вывод о возможности принятия результатов проб сточных вод, отобранных из выпусков, в качестве доказательства превышения Обществом нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, и удовлетворил иск.
Апелляционный суд проверил расчет задолженности и процентов, произведенный истцом, признал его правильным и соответствующим действующему законодательству.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 по делу N А21-11368/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)