Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей (до перерыва):
истца - Кокшаровой Н.А., доверенность от 26.02.2013, Залетовой И.А., доверенность от 09.01.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Кванта"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 (судья Елистратов К.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Клочкова Н.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-1910/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кванта", г. Москва (ИНН 7734611165 ОГРН 1097746132175) к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, (ИНН 7710011592 ОГРН 1027700530835), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6455039436 ОГРН 1056405504671), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 7705401340 ОГРН 1027700485757) о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125, третьи лица: Правительство Саратовской области (ИНН 6450526524 ОГРН 1026402203068), Комитет по управлению имуществом Саратовской области (ИНН 6450000788 ОГРН 1026402196622), администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439071030 ОГРН 1096439000932), Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439028959 ОГРН 1026401410078), Управление по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439071023 ОГРН 1096439000943),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кванта" (далее - ООО "Кванта", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125, расположенного по адресу г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1510,04 руб., внесенного в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 по делу N А57-1910/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013, решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 по делу N А57-1910/2012 отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГБУ "ФКП Росреестра", в отмененной части исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей.
Обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 в размере 180 рублей.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Кванта" просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований изменить, исковые требования ООО "Кванта" удовлетворить по основаниям указанным в кассационной жалобе.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 отменить, решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 оставить в силе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 16.10.2013 объявлен перерыв до 15 часов 45 минут 23.10.2013.
Информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Рассмотрение кассационной жалобы, в связи с болезнью судьи Хайруллиной Ф.В., участвовавшей в составе суда, рассматривающем дело, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена ее замена на судью Ананьева Р.В., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании государственного контракта от 27.06.2007 N Зк/07 заключенного Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (заказчиком) с Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов Балаковского района Саратовской области по результатам которых составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее - Отчет).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, далее - федеральное агентство) составлен Акт проверки отчета от 18.02.2009 N 7, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125 площадью 49 309 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Кванта", был определен в размере 1510 рублей 04 копейки за 1 кв. м, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Спорный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначение размещения торговых, офисных, производственных зданий и помещений.
Истец, полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изменяя обжалованное постановление апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение в части отказа указал, что согласно заключению эксперта от 18.01.2013 N 26-С/01 с учетом исправленной ошибки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, общей площадью 49 309 кв. м по состоянию на 01.01.2007 составила 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала 64:40:020214 земельных участков 9 вида разрешенного использования по состоянию на 01.01.2007 составил 180 рублей.
Таким образом, суд апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из их рыночной стоимости, составляющей 8 875 620 рублей соответственно.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что общество оплачивая пользование спорным земельным участком, которое рассчитывается в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, обладает правом на предъявление требований об определении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, то есть ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи с чем судом правильно именно на это орган была возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Однако судебная коллегия, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011, из которой следует, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит изменению в удовлетворенной части требований общества путем исключения из резолютивных частей обжалуемого судебного акта указания на определение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2013 по делу N А55-21398/2011, от 21.03.2013 по делу N А57-24371/2011, от 20.05.2013 по делу N А57-8285/2012 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2013 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 по делу N А57-1910/2012 изменить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 по делу N А57-1910/2012 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в отмененной части исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 в сумме 180 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества ограниченной ответственностью "Кванта" расходы по государственной пошлине по иску в размере 4000 рублей, по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей, за проведение экспертизы в размере 20 000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 40 000 рублей за проведение экспертизы.
Финансово-экономическому отделу перечислить с депозитного счета суда на счет потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 20 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению от 23.11.2012 N 175.
Суду первой инстанции в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А57-1910/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А57-1910/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей (до перерыва):
истца - Кокшаровой Н.А., доверенность от 26.02.2013, Залетовой И.А., доверенность от 09.01.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Кванта"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 (судья Елистратов К.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Клочкова Н.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-1910/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кванта", г. Москва (ИНН 7734611165 ОГРН 1097746132175) к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, (ИНН 7710011592 ОГРН 1027700530835), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6455039436 ОГРН 1056405504671), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 7705401340 ОГРН 1027700485757) о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125, третьи лица: Правительство Саратовской области (ИНН 6450526524 ОГРН 1026402203068), Комитет по управлению имуществом Саратовской области (ИНН 6450000788 ОГРН 1026402196622), администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439071030 ОГРН 1096439000932), Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439028959 ОГРН 1026401410078), Управление по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439071023 ОГРН 1096439000943),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кванта" (далее - ООО "Кванта", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125, расположенного по адресу г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1510,04 руб., внесенного в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 по делу N А57-1910/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013, решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 по делу N А57-1910/2012 отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГБУ "ФКП Росреестра", в отмененной части исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей.
Обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 в размере 180 рублей.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Кванта" просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований изменить, исковые требования ООО "Кванта" удовлетворить по основаниям указанным в кассационной жалобе.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 отменить, решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 оставить в силе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 16.10.2013 объявлен перерыв до 15 часов 45 минут 23.10.2013.
Информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Рассмотрение кассационной жалобы, в связи с болезнью судьи Хайруллиной Ф.В., участвовавшей в составе суда, рассматривающем дело, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена ее замена на судью Ананьева Р.В., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании государственного контракта от 27.06.2007 N Зк/07 заключенного Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (заказчиком) с Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов Балаковского района Саратовской области по результатам которых составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее - Отчет).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, далее - федеральное агентство) составлен Акт проверки отчета от 18.02.2009 N 7, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125 площадью 49 309 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Кванта", был определен в размере 1510 рублей 04 копейки за 1 кв. м, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Спорный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначение размещения торговых, офисных, производственных зданий и помещений.
Истец, полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изменяя обжалованное постановление апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение в части отказа указал, что согласно заключению эксперта от 18.01.2013 N 26-С/01 с учетом исправленной ошибки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, общей площадью 49 309 кв. м по состоянию на 01.01.2007 составила 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала 64:40:020214 земельных участков 9 вида разрешенного использования по состоянию на 01.01.2007 составил 180 рублей.
Таким образом, суд апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из их рыночной стоимости, составляющей 8 875 620 рублей соответственно.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что общество оплачивая пользование спорным земельным участком, которое рассчитывается в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, обладает правом на предъявление требований об определении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, то есть ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи с чем судом правильно именно на это орган была возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Однако судебная коллегия, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011, из которой следует, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит изменению в удовлетворенной части требований общества путем исключения из резолютивных частей обжалуемого судебного акта указания на определение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2013 по делу N А55-21398/2011, от 21.03.2013 по делу N А57-24371/2011, от 20.05.2013 по делу N А57-8285/2012 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2013 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 по делу N А57-1910/2012 изменить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.08.2012 по делу N А57-1910/2012 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в отмененной части исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 в сумме 180 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества ограниченной ответственностью "Кванта" расходы по государственной пошлине по иску в размере 4000 рублей, по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей, за проведение экспертизы в размере 20 000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 40 000 рублей за проведение экспертизы.
Финансово-экономическому отделу перечислить с депозитного счета суда на счет потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 20 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению от 23.11.2012 N 175.
Суду первой инстанции в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)