Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А57-21202/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А57-21202/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "11" июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "12" июля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алир Групп",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2013 по делу N А57-21202/2012, (судья Комлева Л.П.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Алир Групп", г. Саратов
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", г. Москва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов
Правительство Саратовской области, г. Саратов,
ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ, г. Москва
Администрация муниципального образования "город Саратов",
Комитет по управлению имуществом города Саратова,
о признании сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 64:48:030101:0023, площадью 36795 кв. м, г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н, ошибочными,,
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Алир Групп" (далее - ООО "Алир Групп") с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании ошибочными сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:030101:0023 в размере 259435657,80 руб., бывшими актуальными в период с 26.02.2008 по 11.01.2013 и внесенными в государственный кадастр недвижимости на основании Постановлений Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области"; от 02.04.2009 N 121-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области"; от 20.05.2009 N 202-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области"; от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области"; от 03.08.2009 N 343-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П"; от 26.08.2009 N 411-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2013 по делу N А57-21202/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Алир Групп" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2013 по делу N А57-21202/2012 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Алир Групп" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (конверт с уведомлением N 96795 приобщен к материалам дела).
Представитель Комитет по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91731 приобщено к материалам дела).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91730 приобщено к материалам дела).
Представитель Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91732 приобщено к материалам дела).
Представитель ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 79643 приобщено к материалам дела).
Представитель Администрация муниципального образования "город Саратов" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91733 приобщено к материалам дела).
Представитель Комитет по управлению имуществом города Саратова в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91734 приобщено к материалам дела).
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
От истца через канцелярию суда поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя истца в командировке и невозможности обеспечить его присутствие в судебном заседании.
Арбитражный апелляционный суд в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел заявленное ходатайство и отказал в его удовлетворении, поскольку отсутствие в судебном заседании представителя в данном случае не означает нарушения принципа равноправия и предоставления другой стороне процессуальных преимуществ. Следует отметить, что частями 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство. Оценка уважительности причин неявки представителей также отнесена к компетенции суда, доказательств о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя не представлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Алир Групп" является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов площадью 36 795 кв. м с кадастровым номером 64:48:030101:0023, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н.
В договоре аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 12.02.2008 N 56 размер арендной платы определен в сумме 461975,94 рубля в год на основании постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения", исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области" (удельный показатель кадастровой стоимости - 627,77 руб./кв. м).
Из материалов дела видно, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:030101:0023 внесены в государственный кадастр недвижимости 24.07.2007.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01 января 2007 года, в приложении N 1 утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земель по 5 виду разрешенного использования по городу Саратову в кадастровом квартале 64:48:030101 в сумме 7 050,84 руб. кв. м.
Из кадастрового плана следует, что по состоянию на 24 июля 2007 года вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 64:48:030101:0023, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, имеет разрешенное использование: многоцелевое, предварительное согласование места размещения торгово-административного комплекса; значение площади вновь образованного земельного участка 36 795 +/- 18 кв. м.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения в отношении стоимости спорного земельного участка 259 435 657, 80 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости - 7050,84 руб.).
Истец считает, что имеет место кадастровая ошибка, учитывая что земельный участок поставлен на кадастровый учет позднее проведения кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ под ошибкой может пониматься ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка), либо воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка).
Согласно пункту 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 упомянутого Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 07.07.2008 N ВК/2922 "О кадастровой ошибке" говорится о том, что поскольку в соответствии с комментируемым пунктом статьи 28 комментируемого Закона кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то для исправления необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости.
Однако в силу пункта 5 той же статьи суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Таким образом, из системного толкования данных норм следует, что орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимости, вправе самостоятельно исправить допущенные в государственном кадастре недвижимости ошибки, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В противном случае исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Таким образом, поскольку одним из оснований для исправления кадастровой ошибки в сведениях вступившее в законную силу решение суда об исправлении такой ошибки, то право на обращение другого лица в суд с таким заявлением не зависит от наличия или отсутствия заявления собственника объекта недвижимости.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Поскольку указанный нормативный акт вступил в силу в 2007 году, перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки земель, составлялся по состоянию на 01.01.2007.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что по отношению к государственной оценке, проводимой по состоянию на 01.01.2007, для участков, образованных и поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 01.01.2007, рассматриваемый земельный участок, как образованный после 01.01.2007, в перечень объектов проведения работ по государственной оценке не входил.
В связи с чем, рассматриваемый земельный участок, не включенный в перечень, так как возник после 1 января 2007 года проведения работ по кадастровой оценке, и по дату утверждения результатов кадастровой оценки, является вновь образованным применительно к проводимой кадастровой оценке и сведения о нем включены в Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка 64:48:030101:0023 определялась в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), которые в силу п. 1.2 применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка.
Следовательно, земельный участок, арендуемый Обществом, на момент проведения государственной кадастровой оценки не существовал и на кадастровый учет поставлен не был, и не мог быть включен в перечень объектов оценки, формируемый на начало года проведения работ по государственной кадастровой оценке - 01.01.2007.
Поскольку постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г N 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 01.01.2007, спорный земельный участок является вновь образованным в отношении проводимой государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007.
Пунктом 2.1.3 Методических рекомендаций N 222 предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения УПКС земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 119 - 120, т. 1) кадастровая стоимость спорного участка оценена в 259435657,80 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7050,84 руб./кв. м, утвержденного Постановлением N 121-П для квартала, в котором расположен спорный участок, с учетом его вида разрешенного использования.
На основании названного акта, утвержденного Управлением Росреестра, Кадастровая палата по правилам статьи 15 Закона N 221-ФЗ в порядке информационного взаимодействия внесла изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости спорного участка.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что по смыслу статьи 28 Закона N 221-ФЗ действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости не являются кадастровой ошибкой.
С учетом того, что в 2007 году утверждены результаты новой государственной оценки земель, несостоятелен довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в отношении принадлежащего ему участка в государственном кадастре недвижимости должны сохраниться сведения о кадастровой стоимости участка, определенной по результатам государственной кадастровой оценки земель, проведенной в 2003 году.
Суд первой инстанции правомерно указал, что истец не оспаривает правомерность применения при расчете кадастровой стоимости значения установленного Постановлением N 121-П среднего удельного показателя по кадастровому кварталу, в котором расположен спорный участок, с учетом неизменившегося вида разрешенного использования, а считает, что органы, осуществляющие публичные полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, не должны были изменять ранее установленную кадастровую стоимость, а значит, допустили кадастровую ошибку.
Следует отметить, что истец, не оспаривающий правомерности применения при расчете кадастровой стоимости участка названного удельного показателя с учетом вида разрешенного использования, не лишен возможности определить его рыночную стоимость и обратиться по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации с самостоятельным заявлением об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Алир Групп" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 апреля 2013 года по делу N А57-21202/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)