Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2013 по делу N А76-1461/2013 (судья Мулинцева Е.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" - Исаев Ю.В. (решение N 3 от 20.08.2012, паспорт), Лигостаев С.И. (паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" (далее - ООО "АЗСстрой", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата, ответчик) об установлении с 01.01.2010 кадастровой стоимости двух земельных участков в размере их рыночной стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 74:36:0704002:51 - в размере 2 950 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 74:36:0704002:52 - в размере 4 300 000 руб. (т. 1, л.д. 7-8).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Правительство Челябинской области, а также общество с ограниченной ответственностью "АЗС-Курган" (т. 1, л.д. 2, 145).
Решением от 26.06.2013 (резолютивная часть объявлена 24.06.2013) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 27-31).
В апелляционной жалобе ООО "АЗСстрой" просит решение отменить, исковые требования удовлетворить (т. 2, л.д. 39). Приводит следующие доводы.
Суд не учел, что иск был предъявлен об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010. На указанную дату и до 23.07.2012 истец являлся собственником земельных участков. Тем обстоятельством, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость, на истца незаконно возложены значительные налоговые обязательства за период нахождения недвижимого имущества в собственности ООО "АЗСстрой".
Суд сделал необоснованный вывод о том, что определение кадастровой стоимости имеет отношению к юридической судьбе объектов недвижимого имущества.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 24.03.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.11.2009 N 1595/зем. была внесена запись о регистрации права собственности ООО "АЗСстрой" на земельный участок общей площадью 2180 кв. м с кадастровым номером 74:36:0704002:51, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, по автодороге "Меридиан" южнее трамвайно-троллейбусного депо N 2 (т. 1, л.д. 17).
Кадастровый номер 74:36:0704002:51 внесен в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 13.11.2008. Согласно кадастровому паспорту от 18.11.2008 кадастровая стоимость данного участка составляет 8 638 097 руб. 40 коп. (т. 1, л.д. 55-57). Согласно кадастровой справке от 18.11.2012 кадастровая стоимость участка составляет 13 017 368 руб. 60 коп. (т. 1, л.д. 15, 58).
24.03.2010 в ЕГРП на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.11.2009 N 1594/зем. была внесена запись о регистрации права собственности ООО "АЗСстрой" на земельный участок общей площадью 3178 кв. м с кадастровым номером 74:36:0704002:52, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Северный Луч, 91 (т. 1, л.д. 18).
Кадастровый номер 74:36:0704002:52 внесен в ГКН 13.11.2008. Согласно кадастровому паспорту от 28.06.2010 кадастровая стоимость данного участка составляет 12 592 602 руб. 54 коп. (т. 1, л.д. 60-62). Согласно кадастровой справке от 18.11.2012 кадастровая стоимость участка составляет 19 139 663 руб. 90 коп. (т. 1, л.д. 16, 63).
Кадастровая стоимость земельных участков NN 74:36:0704002:51 и 74:36:0704002:52 в размере 13 017 368 руб. 60 коп. и 19 139 663 руб. 90 коп., соответственно, была установлена Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Согласно выписке из ЕГРП от 07.02.2013 N 01/002/2013-433 собственником земельных участков NN 74:36:0704002:51 и 74:36:0704002:52 является ООО "АЗС-Курган". Права данного юридического лица зарегистрированы в ЕГРП 23.07.2012 (т. 1, л.д. 129-130).
03.12.2012 обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки и сопровождения бизнеса" по заданию и в интересах ООО "АЗСстрой" был подготовлен Отчет N 1151/12-12 об оценке рыночной стоимости земельных участков (т. 1, л.д. 19-52). Оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка N 74:36:0704002:51 по состоянию на 01.01.2010 составляла 2 950 000 руб., участка N 74:36:0704002:52 по состоянию на 01.01.2010-4 300 000 руб. (т. 1, л.д. 22, 48-49).
12.12.2012 некоммерческим партнерством Челябинская региональная коллегия оценщиком было выдано Экспертное заключение N 16 на отчет от 03.12.2012 N 1151/12-12 (т. 1, л.д. 76-80). Согласно данному заключению исследуемый отчет рекомендован как соответствующий статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения).
Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, общество "АЗСстрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец не является собственником земельных участков, в силу чего не обладает полномочиями по определению дальнейшей юридической судьбы данных объектов недвижимого имущества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка, определена на основании Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введена указанная норма, к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (26.07.2010) не применяются.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений законодательства правом требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости обладает правообладатель данного участка.
Из выписки из ЕГРП от 07.02.2013 N 01/002/2013-433 следует, что с 23.07.2012 собственником земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0704002:51 и 74:36:0704002:52 является ООО "АЗС-Курган", а не ООО "АЗСстрой" (т. 1, л.д. 129-130).
С момента внесения в ЕГРП записей о правах собственности третьего лица на спорные участки, то есть с 23.07.2012, истец утратил статус собственника данных земельных участков.
В силу того, что правообладателем земельных участков как на момент обращения в суд с настоящим иском, так и на момент вынесения судом решения истец (ООО "АЗСстрой") не являлся, у данного юридического лица отсутствуют правомочия по определению дальнейшей юридической судьбы спорных объектов недвижимого имущества, в том числе в части оспаривания размера их кадастровой стоимости.
Установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН) не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
То обстоятельство, что размер рыночной стоимости определяется по состоянию на дату его кадастровой оценки (дата оценки) - в настоящем случае по состоянию на 01.01.2010, не является основанием для установления нового размера кадастровой стоимости с даты, ранее даты вступления в законную силу судебного акта об установлении нового размера кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции, установив факт перехода прав собственности от истца к третьему лицу, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Правоотношения, касающиеся вопросов налогообложения, уменьшения (увеличения) налоговой базы, влияния размера кадастровой стоимости участка на размер налоговых обязательств истца в тот или иной период, предметом настоящего спора не являются, в силу чего доводы истца о наличии заинтересованности в определении размера кадастровой стоимости не принадлежащих ему земельных участков со ссылкой на указанные правоотношения не могут быть приняты во внимание как не имеющие юридического значения для существа рассматриваемого спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение размера кадастровой стоимости земельного участка не имеет отношения к юридической судьбе недвижимой вещи, основан на неверном толковании норм материального права и не может быть принят во внимание при оценке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (часть 3.1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
На основании указанных выше норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в силу обязательности постановки вновь сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет (статьи 11.1 - 11.9 Земельного кодекса РФ), а также деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ), значимости кадастровой стоимости для целей реализации принципа платности использования земель в Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, статья 65 Земельного кодекса РФ), содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения определяют объем правомочий и обязательств собственника такого объекта недвижимого имущества.
Описание, индивидуальные характеристики земельного участка позволяют отграничить данное имущество от иных объектов права, непосредственно влияют на возможность использования участка, экономический эффект от такого использования, тем самым определяя юридическую судьбу объекта недвижимости.
Вопрос об изменении описания и/или характеристик земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН), может быть разрешен только по иску правообладателя данного участка, прежде всего - собственника, то есть лица, непосредственно заинтересованного в дальнейшей юридической судьбе объекта, правом на который оно обладает.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца (податель апелляционной жалобы).
В дело представлен документ (квитанция ОАО "Челябинвестбанк" от 25.07.2013 на сумму 2 000 руб.), подтверждающий оплату истцом государственной пошлины в установленном подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размере (т. 2, л.д. 44).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2013 по делу N А76-1461/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2013 N 18АП-8404/2013 ПО ДЕЛУ N А76-1461/2013
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. N 18АП-8404/2013
Дело N А76-1461/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2013 по делу N А76-1461/2013 (судья Мулинцева Е.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" - Исаев Ю.В. (решение N 3 от 20.08.2012, паспорт), Лигостаев С.И. (паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" (далее - ООО "АЗСстрой", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата, ответчик) об установлении с 01.01.2010 кадастровой стоимости двух земельных участков в размере их рыночной стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 74:36:0704002:51 - в размере 2 950 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 74:36:0704002:52 - в размере 4 300 000 руб. (т. 1, л.д. 7-8).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Правительство Челябинской области, а также общество с ограниченной ответственностью "АЗС-Курган" (т. 1, л.д. 2, 145).
Решением от 26.06.2013 (резолютивная часть объявлена 24.06.2013) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 27-31).
В апелляционной жалобе ООО "АЗСстрой" просит решение отменить, исковые требования удовлетворить (т. 2, л.д. 39). Приводит следующие доводы.
Суд не учел, что иск был предъявлен об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010. На указанную дату и до 23.07.2012 истец являлся собственником земельных участков. Тем обстоятельством, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость, на истца незаконно возложены значительные налоговые обязательства за период нахождения недвижимого имущества в собственности ООО "АЗСстрой".
Суд сделал необоснованный вывод о том, что определение кадастровой стоимости имеет отношению к юридической судьбе объектов недвижимого имущества.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 24.03.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.11.2009 N 1595/зем. была внесена запись о регистрации права собственности ООО "АЗСстрой" на земельный участок общей площадью 2180 кв. м с кадастровым номером 74:36:0704002:51, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, по автодороге "Меридиан" южнее трамвайно-троллейбусного депо N 2 (т. 1, л.д. 17).
Кадастровый номер 74:36:0704002:51 внесен в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 13.11.2008. Согласно кадастровому паспорту от 18.11.2008 кадастровая стоимость данного участка составляет 8 638 097 руб. 40 коп. (т. 1, л.д. 55-57). Согласно кадастровой справке от 18.11.2012 кадастровая стоимость участка составляет 13 017 368 руб. 60 коп. (т. 1, л.д. 15, 58).
24.03.2010 в ЕГРП на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.11.2009 N 1594/зем. была внесена запись о регистрации права собственности ООО "АЗСстрой" на земельный участок общей площадью 3178 кв. м с кадастровым номером 74:36:0704002:52, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Северный Луч, 91 (т. 1, л.д. 18).
Кадастровый номер 74:36:0704002:52 внесен в ГКН 13.11.2008. Согласно кадастровому паспорту от 28.06.2010 кадастровая стоимость данного участка составляет 12 592 602 руб. 54 коп. (т. 1, л.д. 60-62). Согласно кадастровой справке от 18.11.2012 кадастровая стоимость участка составляет 19 139 663 руб. 90 коп. (т. 1, л.д. 16, 63).
Кадастровая стоимость земельных участков NN 74:36:0704002:51 и 74:36:0704002:52 в размере 13 017 368 руб. 60 коп. и 19 139 663 руб. 90 коп., соответственно, была установлена Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Согласно выписке из ЕГРП от 07.02.2013 N 01/002/2013-433 собственником земельных участков NN 74:36:0704002:51 и 74:36:0704002:52 является ООО "АЗС-Курган". Права данного юридического лица зарегистрированы в ЕГРП 23.07.2012 (т. 1, л.д. 129-130).
03.12.2012 обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки и сопровождения бизнеса" по заданию и в интересах ООО "АЗСстрой" был подготовлен Отчет N 1151/12-12 об оценке рыночной стоимости земельных участков (т. 1, л.д. 19-52). Оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка N 74:36:0704002:51 по состоянию на 01.01.2010 составляла 2 950 000 руб., участка N 74:36:0704002:52 по состоянию на 01.01.2010-4 300 000 руб. (т. 1, л.д. 22, 48-49).
12.12.2012 некоммерческим партнерством Челябинская региональная коллегия оценщиком было выдано Экспертное заключение N 16 на отчет от 03.12.2012 N 1151/12-12 (т. 1, л.д. 76-80). Согласно данному заключению исследуемый отчет рекомендован как соответствующий статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения).
Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, общество "АЗСстрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец не является собственником земельных участков, в силу чего не обладает полномочиями по определению дальнейшей юридической судьбы данных объектов недвижимого имущества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка, определена на основании Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введена указанная норма, к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (26.07.2010) не применяются.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений законодательства правом требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости обладает правообладатель данного участка.
Из выписки из ЕГРП от 07.02.2013 N 01/002/2013-433 следует, что с 23.07.2012 собственником земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0704002:51 и 74:36:0704002:52 является ООО "АЗС-Курган", а не ООО "АЗСстрой" (т. 1, л.д. 129-130).
С момента внесения в ЕГРП записей о правах собственности третьего лица на спорные участки, то есть с 23.07.2012, истец утратил статус собственника данных земельных участков.
В силу того, что правообладателем земельных участков как на момент обращения в суд с настоящим иском, так и на момент вынесения судом решения истец (ООО "АЗСстрой") не являлся, у данного юридического лица отсутствуют правомочия по определению дальнейшей юридической судьбы спорных объектов недвижимого имущества, в том числе в части оспаривания размера их кадастровой стоимости.
Установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН) не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
То обстоятельство, что размер рыночной стоимости определяется по состоянию на дату его кадастровой оценки (дата оценки) - в настоящем случае по состоянию на 01.01.2010, не является основанием для установления нового размера кадастровой стоимости с даты, ранее даты вступления в законную силу судебного акта об установлении нового размера кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции, установив факт перехода прав собственности от истца к третьему лицу, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Правоотношения, касающиеся вопросов налогообложения, уменьшения (увеличения) налоговой базы, влияния размера кадастровой стоимости участка на размер налоговых обязательств истца в тот или иной период, предметом настоящего спора не являются, в силу чего доводы истца о наличии заинтересованности в определении размера кадастровой стоимости не принадлежащих ему земельных участков со ссылкой на указанные правоотношения не могут быть приняты во внимание как не имеющие юридического значения для существа рассматриваемого спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение размера кадастровой стоимости земельного участка не имеет отношения к юридической судьбе недвижимой вещи, основан на неверном толковании норм материального права и не может быть принят во внимание при оценке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (часть 3.1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
На основании указанных выше норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в силу обязательности постановки вновь сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет (статьи 11.1 - 11.9 Земельного кодекса РФ), а также деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ), значимости кадастровой стоимости для целей реализации принципа платности использования земель в Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, статья 65 Земельного кодекса РФ), содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения определяют объем правомочий и обязательств собственника такого объекта недвижимого имущества.
Описание, индивидуальные характеристики земельного участка позволяют отграничить данное имущество от иных объектов права, непосредственно влияют на возможность использования участка, экономический эффект от такого использования, тем самым определяя юридическую судьбу объекта недвижимости.
Вопрос об изменении описания и/или характеристик земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН), может быть разрешен только по иску правообладателя данного участка, прежде всего - собственника, то есть лица, непосредственно заинтересованного в дальнейшей юридической судьбе объекта, правом на который оно обладает.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца (податель апелляционной жалобы).
В дело представлен документ (квитанция ОАО "Челябинвестбанк" от 25.07.2013 на сумму 2 000 руб.), подтверждающий оплату истцом государственной пошлины в установленном подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размере (т. 2, л.д. 44).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2013 по делу N А76-1461/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗСстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)