Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N А68-2141/2013

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N А68-2141/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца: закрытого акционерного общества "РЭМС" - Шепелева Р.А. (доверенность от 26.09.2012 N 71 ТО 0316422), от ответчика: Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы - Скороваровой Н.В. (доверенность от 16.01.2013 N 4), от третьего лица: Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - Чехлатовой О.А. (доверенность от 15.02.2013 N 20-11-22/1734), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.07.2013 по делу N А68-2141/2013 (судья Андреева Е.В.),

установил:

следующее.
Закрытое акционерное общество "РЭМС" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы от 14.12.2012 N 13235-к в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территорий, обязав комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка под зданием ЖЭУ, принадлежащем ЗАО "РЭМС" на праве собственности, расположенным по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса, д. 6 лит. А1 на кадастровой карте соответствующей территории.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Решением арбитражного суда от 17.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что статьей 36 ЗК РФ прямо предусмотрено приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на некоторых расположены здания, строения, сооружения. Полагает, что земельные участки, над которыми или под которыми находятся объекты недвижимости, не могут быть сформированы и поставлены на государственный кадастровой учет. Обращает внимание суда на то, что Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы было предложено ЗАО "РЭМС" исключить территорию под аркой из границ формируемого земельного участка и разработать новую схему расположения земельного участка без учета земельного участка под данной навесной аркой.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "РЭМС" принадлежит на праве собственности объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса, д. 6, лит. А1 здание ЖЭУ, назначение: нежилое здание, двухэтажный (подземных этажей - 0), общая площадь 866,3 кв. м, лит. А1, о чем указано в свидетельстве о государственной регистрации права собственности 71-АГ 605279.
С целью выкупа земельного участка, необходимого для использования названного объекта недвижимости, ЗАО "РЭМС" обратилось в администрацию города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса, д. 6, лит. А1.
Письмом от 14.12.2012 N 13235-к Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы сообщил заявителю, что часть испрашиваемого им земельного участка является проездом к многоквартирному дому по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса, д. 6 и в последующем может быть закрыт. Предложил сформировать испрашиваемый земельный участок за исключением территории проезда под навесной аркой и разработать новую схему расположения земельного участка.
Считая, что отказ Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ЗАО "РЭМС" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).
В подпункте 5 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абз 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В п. 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений ст. 36 ЗК РФ в их системном толковании, если земельный участок, на котором расположен принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, не сформирован в соответствующих границах именно для эксплуатации данного объекта и именно для этой цели не поставлен на государственный кадастровый учет указанное лицо при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка вправе требовать выдачи схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7).
По пункту 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 указанной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
В соответствии с частью 4 статьи 13 названного Закона, кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
В собственности ЗАО "РЭМС" находится объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса, д. 6, лит. А1: здание ЖЭУ, назначение: нежилое здание, 2-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 866,3 кв. м, лит. А1.
С целью выкупа земельного участка, необходимого для использования названного объекта недвижимости, ЗАО "РЭМС" обратилось в администрацию города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса, д. 6, лит. А1.
Схема расположения испрашиваемого земельного участка была согласована управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы 30.05.2013, при этом в границы формируемого под объектом недвижимости земельного участка вошел земельный участок под навесной аркой, соединяющей нежилое здание заявителя с многоквартирным жилым домом.
Довод ответчика о том, что земельные участки, над которыми или под которыми, находятся объекты недвижимости не могут быть сформированы и поставлены на государственный кадастровой учет, так как противоречат ст. 36 ГК РФ, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как указано в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Орган местного самоуправления обязан составить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, с учетом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов города, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, инженерных коммуникаций, красных линий, мест общего пользования.
Исходя из представленной схемы расположения земельного участка следует, что возражений относительно превышения площади испрашиваемого земельного участка над предельными нормами предоставления земли, определенными с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности, ответчик не заявляет. Представленные документы не содержат сведений о включении в площадь испрашиваемого земельного участка территории общего пользования. Доказательств формирования спорного земельного участка без учета существовавших красных линий в дело не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Земельный участок под многоквартирным жилым домом является смежным землепользованием и граничит с испрашиваемым заявителем земельным участком по стене жилого дома.
В проекте предусмотрено, что на участке улицы Вильямса по своему конструктивному решению здание поднято над уровнем земли (в форме арки) для обеспечения прохода людей и проезда автомобилей.
Тем самым в установленном порядке обеспечен беспрепятственный проход и проезд по ул. Вильямса, д. 6, что не противоречит Проекту застройки II Пролетарского микрорайона города Тулы, утвержденному архитектором г. Тулы 03.02.1989 с учетом действовавшего в то время правового режима улицы.
Кроме того, в целях соблюдения законных интересов смежных землепользователей и лиц, заинтересованных в беспрепятственном проходе-проезде к принадлежащим им объектам недвижимости, орган местного самоуправления может установить обременения земельного участка по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Вильямса, д. 6, сведения о которых будут внесены в Единый государственный земельный реестр (далее - ЕГРЗ) сведений об обременениях земельного участка в виде:
- обеспечения беспрепятственного прохода-проезда под аркой дома по ул. Вильямса, д. 6 г. Тулы к зданиям и сооружениям смежных землепользователей;
- обеспечения сохранности существующих подземных коммуникаций и сооружений и беспрепятственный доступ к ним представителей обслуживающих организаций.
При этом, будучи установленным в силу прямого указания нормативно-правового акта (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ), публичный сервитут обязателен для исполнения всеми субъектами, в том числе собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и иными правообладателем земельного участка, в отношении которого такой публичный сервитут установлен.
При таких обстоятельствах Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы был обязан выдать ЗАО "РЭМС" на основании его обращения схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, необходимого для размещения принадлежащего заявителю объекта недвижимости.
Соответственно решение Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы об отказе в выдаче указанной схемы, содержащееся в письме данного органа от 14.12.2012 N 13235-к, не соответствует положениям ст. 36 ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия в пользовании принадлежащим ему объектом недвижимости.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в связи с этим удовлетворению не подлежит.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 17.07.2013 по делу N А68-2141/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
М.В.КАСТРУБА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)