Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2010 N 05АП-6430/2009 ПО ДЕЛУ N А51-12692/2009

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2010 г. N 05АП-6430/2009

Дело N А51-12692/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 19 января 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Жембровская О.В. по доверенности от 11.01.2010 года сроком действия до 31.12.2010 года, удостоверение N 043 от 19.12.2008 года; после перерыва Салыкова Л.В. по доверенности от 23.12.2009 года сроком действия до 31.12.2010 года, удостоверение N 2712 от 31.12.2008 года;
- от администрации г. Владивостока: представитель Жембровская О.В. по доверенности от 23.12.2009 года сроком действия до 31.12.2010 года, удостоверение N 043 от 19.12.2008 года; после перерыва Салыкова Л.В. по доверенности от 28.12.2009 года сроком действия до 31.12.2010 года, удостоверение N 2712 от 31.12.2008 года;
- от ООО "Юридическая компания Приморье": представитель Гуреев В.Г. по доверенности от 12.01.2010 года сроком действия 3 года, паспорт <...> выдан 13.12.2006 года; после перерыва Самборская А.С. по доверенности от 20.09.2009 года сроком действия 3 года, паспорт <...>;
- от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края: в судебном заседании 19.01.2010: представитель Сулейманова А.Е. по доверенности от 15.12.2009 года сроком действия до 31.12.2010 года, удостоверение N 4627 сроком действия до 31.12.2010 года;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-6430/2009
на решение от 16.11.2009
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-12692/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Юридическая компания Приморье"
к Администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
третьи лица: Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
об оспаривании решения органа местного самоуправления

установил:

ООО "Юридическая компания Приморье" (далее по тексту - Общество), заявитель), обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Администрации г. Владивостока (далее по тексту - Администрация) выразившихся в снятии с рассмотрения заявления Общества о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 3000 кв. м с предварительным согласованием места размещения административно-хозяйственного нежилого здания в районе ул. Карбышева, 52 под капитальное строительство, оформленные письмом от 07.05.2009 N 2551 д.
Кроме того, Общество просило обязать администрацию обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка, утвердить и выдать схемы его расположения на основе документов государственного кадастра недвижимости по обращению Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 27.02.2009 N 29/2-18-1554 в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением от 23.09.2009 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - "управление").
Определением от 15.10.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - "департамент").
Решением суда от 16.11.2009 оспариваемые действия Администрации г. Владивостока признаны незаконными в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с действующим законодательством выбор земельного участка по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Приморье" (входящий номер Департамента земельных ресурсов 29-14236 от 08.12.2008) о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 3000 кв. м с предварительным согласованием места размещения административно-хозяйственного нежилого здания в районе ул. Карбышева, 52 под капитальное строительство.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Владивостока обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный.
В доводах жалобы заявитель указывает, в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ заявитель должен предоставить схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории для последующего ее утверждения органом местного самоуправления. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции давая правовую оценку обстоятельствам дела, вышел за пределы заявленных ООО "Юридическая компания Приморье" требований, поскольку обязал ответчика обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, учитывая, что предметом спора являются действия по неутверждению схемы расположения земельного участка.
В заседании суда апелляционной инстанции 13.01.2010 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 19.01.2010. После перерыва заседание было продолжено 19.01.2010 в том же составе суда при участии представителей от всех лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим изменению, по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что 08.12.2008 общество обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду примерной площадью 3000 кв. м с предварительным согласованием места размещения административно-хозяйственного нежилого здания в районе ул. Карбышева, 52 в г. Владивостоке под капитальное строительство.
Письмом от 27.02.2009 N 29/2-18-1554 Департамент направил заявление общества в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и утверждения схемы расположения земельного участка. В копии данное обращение направлено заявителю.
07.05.2009 письмом за N 2551д администрация сообщила в департамент и обществу о снятии с рассмотрения обращения заявителя в связи с непредставлением схемы расположения земельного участка.
Заявитель посчитал, что, уклонившись от выбора испрашиваемого земельного участка, утверждения и выдачи схемы его расположения, администрация совершила действие, не основанное на законе и нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, заявление Общества от 02.12.2008 содержит все необходимые сведения, с приложением документов, позволяющих осуществить ответчику выбор испрашиваемого земельного участка. Требование органа местного самоуправления о необходимости предоставления обществом схемы расположения испрашиваемого земельного участка признано не основанным на нормах права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 названной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта необходимы следующие документы: акт о выборе земельного участка для строительства; утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка.
При этом заявитель в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса указывает предполагаемое место размещение испрашиваемого земельного участка. Таким образом, инициатива первоначального определения месторасположения испрашиваемого земельного участка для целей согласования места размещения объекта лежит на заявителе.
Из материалов дела усматривается, что общество в установленном порядке обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места его размещения, в котором указано назначение объекта и предполагаемое место его размещения с приложением копии плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале с отмеченным испрашиваемым земельным участком.
Основанием для снятия Администрацией обращения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 27.02.2009 N 29-2-18-1554 ООО "Юридическая компания Приморье" о выделении спорного земельного участка явилось отсутствие в пакете документов, переданных на рассмотрение Администрации, схемы расположения земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, и не оспорено лицами, участвующим в деле, что при обращении Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ в орган местного самоуправления с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, копия плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале с отмеченным испрашиваемым земельным участком, приложенная Обществом согласно п. 5 приложения к заявлению от 02.12.2008 вх. 29-14236, представлена не была.
Так как Обществом при обращении в Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением от 02.12.2008 в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ были соблюдены требования вышеназванных нормативных положений, позволяющие обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка, снятие заявки с рассмотрения на основании непредставления схемы расположения земельного участка необоснованно, поскольку противоречит заявлению Общества.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспариваемые действия не соответствуют земельному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как препятствуют Обществу реализовать свое право на получение испрашиваемого земельного участка в аренду, следовательно, являются незаконными.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в случае признания судом незаконными оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений в резолютивной части такого решении должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно протоколу судебного заседания от 30.10.2009 заявитель просил суд в порядке ст. 201 АПК РФ обязать администрацию обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка, утвердить и выдать схемы его расположения на основе документов государственного кадастра недвижимости по обращению Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 27.02.2009 N 29/2-18-1554 в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Учитывая, что оснований для снятия заявки с рассмотрения не имелось, суд первой инстанции, с целью восстановления нарушенных прав общества пришел к выводу о необходимости возложения на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанности по обеспечению выбора земельного участка по заявлению Общества (вх. N Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края 29-14236 от 08.12.2008) о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Однако, как следует из материалов дела Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края копию плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале, с отмеченным испрашиваемым земельным участком, представленную Обществом согласно п. 5 приложения к заявлению от 02.12.2008 вх. 29-14236, Администрации г. Владивостока при обращении N 29/2-18-1554 от 27.02.2009 не передал.
В связи с отсутствием в материалах дела п. 5 приложения к заявлению от 02.12.2008 вх. 29-14236, коллегия апелляционной инстанции объявила перерыв судебного заседания для целей истребования указанного документа у заявителя и Департамента.
После перерыва в заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента земельных ресурсов Приморского края пояснил, что предоставить копию плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале, с отмеченным испрашиваемым земельным участком, предоставленного Обществом в приложении п. 5 к заявлению от 08.12.2008 вх. N 14236, не представляется возможным, поскольку данные документ утеряны.
Представитель ООО "Юридическая компания Приморье" пояснил, что предоставить копию плана (чертежа схемы), которая была представлена при обращении с заявлением от 08.12.20078 вх. N 29-14236 Департаменту земельных ресурсов Приморского края, он не может и не должен.
Принимая во внимание, что заявитель в рамках судебного разбирательства от восстановления утраченного документа отказался, что нашло отражение в протоколе судебного заседания, а в соответствии с п. 1 ст. 31 Кодекса на заявителе лежит обязанность указания предполагаемого места размещения испрашиваемого земельного участка, коллегия не находит оснований для применения ст. 201 АПК РФ в виде обязания Администрации утвердить и выдать схемы его расположения, поскольку из материалов дела определить предполагаемое месторасположение испрашиваемого земельного участка для целей согласования места размещения объекта не представляется возможным.
Поскольку результат выбора земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ оформляется соответствующим актом, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в рассматриваемом случае, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества не представляется возможным обязать ответчика в соответствии с действующим законодательством обеспечить выбор земельного участка по заявлению Общества от 08.12.2008 о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с отсутствием схемы расположения испрашиваемого земельного участка в кадастровом квартале.
При этом коллегия отклоняет довод заявителя о том, что для исполнения требований п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ в части указания предполагаемого места размещения испрашиваемого земельного участка, Обществу было достаточно указать информацию о том, что земельный участок истребуется в районе ул. Карбышева, 52. Коллегия полагает, что такая информация без топографического материала не позволяет однозначно определить месторасположение испрашиваемого участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Приморского края от 16.11.2009 по делу N А51-12692/2009 изменить.
Отказать ООО "Юридическая компания Приморье" в удовлетворении требования об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка, утвердить и выдать схемы его расположения на основе документов государственного кадастра недвижимости по обращению Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 27.02.2009 N 29/2-18-1554.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Г.А.СИМОНОВА
З.Д.БАЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)