Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 17.04.2013 N ВАС-3752/13 ПО ДЕЛУ N А40-29426/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. N ВАС-3752/13

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д. Пауля, судей: Ю.В. Гросула, В.В. Попова рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Канторович Риннэты Константиновны, г. Москва, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2012 по делу N А40-29426/2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.01.2013 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Канторович Риннэты Константиновны (далее - предприниматель) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент) и Правительству Москвы (далее - правительство) о признании незаконным отказа департамента в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:02024:005 для сквозного проезда и прохода для обеспечения доступа на смежный с ним земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:1002 и обязании департамент и правительство принять правовой акт об установлении сервитута.
При участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Префектура Центрального административного округа, г. Москва, открытое акционерное общество "МОСАЛАРКО", г. Москва (далее - ОАО "МОСАЛАРКО").
Суд

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 решение от 26.06.2012 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 23.01.2013 решение от 26.06.2012 и постановление от 28.09.2012 оставил без изменения.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, предприниматель просит их отменить, как нарушающие единообразие в толковании и применении норм права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив доводы заявителя, содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей пришла к выводу об отсутствии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.
При рассмотрении дела судами было установлено, что предприниматель как собственник здания (свидетельства о государственной регистрации права от 04.06.2007 N 77АЖ 015597) по договору аренды от 07.09.2009 N М-01-034325, заключенному на срок до 06.07.2056 с департаментом, является арендатором земельного участка площадью 242 кв. метров с кадастровым номером 77:01:0006023:1002 по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, вл. 18/8, стр. 1 (далее - земельный участок) на котором это здание расположено.
Арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером 77:01:02024:005 является ОАО "МОСАЛАРКО" на основании договора от 04.07.1995 N М-01-002625, заключенного с правительством для реконструкции здания со строительством пристройки и его дальнейшей эксплуатации.
С целью установления постоянного публичного сервитута, который обусловлен необходимостью эксплуатации здания ресторана по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 18/8, стр. 1, - собственником которого является предприниматель, в связи с отсутствием иных возможностей проезда и прохода к указанному зданию, последний обратился в департамент и правительство.
Письмом от 30.12.2011 N 33-1-1447/10-(11)-1 департамент уведомил предпринимателя о том, что для формирования части земельного участка, предназначенного для обременения его сервитутом, необходимо обращение правообладателя этого земельного участка по вопросу выпуска распорядительного документа об утверждении схемы границ части этого земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о части указанного земельного участка.
Считая данное письмо отказом в установлении публичного сервитута, предприниматель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В силу пункта 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Руководствуясь положениями статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" и установив, что в обеспечении сквозного проезда и прохода через земельный участок с кадастровым номером 77:01:02024:005 заинтересован только предприниматель, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимости обеспечения интересов города Москвы и (или) местного самоуправления путем установления публичного сервитута в г. Москве. Установив отсутствие оснований для установления публичного сервитут, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Федеральный арбитражный суд указал, что заявителем не представлено доказательств нарушения прав, которые подлежат восстановлению судом в связи с отказом департамента в установлении сервитута в отношении земельного участка, так как несоответствия указанного отказа нормам действующего законодательства и нарушения в связи с этим прав заявителя не установлено.
Доводы заявления сводятся к оспариванию фактических обстоятельств дела и переоценке доказательств, что в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда надзорной инстанции, и не относятся к основаниям, предусмотренным статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А40-29426/2012 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.01.2013 отказать.

Председательствующий судья
Г.Д.ПАУЛЬ

Судья
Ю.В.ГРОСУЛ

Судья
В.В.ПОПОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)