Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.
судей - Гебековой Л.А. и Биремовой А.А.
при секретаре судебного заседания - Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 августа 2012 года в г. Махачкале апелляционную жалобу К. на решение Дербентского городского суда РД от 24 мая 2012, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации к Г. о признании недействительной записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 520 кв. м в кадастровом квартале N предоставленный Г. постановлением администрации городского округа <...> от. признании недействительными: Постановления администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.". договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации и Г., Решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта от N. Свидетельства о к К. о признании недействительными: записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 450 кв. м в кадастровом квартале N. предоставленный К. постановлением администрации городского округа <...> от N. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. решения о присвоении кадастрового номера N, кадастрового паспорта земельного участка N. к М. о признании недействительными: записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 500 кв. м в кадастровом квартале N М. постановлением администрации городского округа <...> от N. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 3 N, кадастрового паспорта земельного участка N удовлетворить.
Признать недействительными со дня их принятия:
постановление администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.", договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. заключенный между комитетом по управлением имуществом администрации и Г., Решения о присвоении кадастрового номера N it кадастрового паспорта от N. Свидетельства о госрегистрации права собственности на имя Г. от и записи регистрации N.
Постановление главы администрации городского округа <...> от 8.10.2009 г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность К.", записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 450 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный К. постановлением администрации городского округи <...> от 8.10.2009 г. N 106.4. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. кадастрового паспорта земельного участка N.
Постановление администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М." записи о госрегистрации права собственности от N 152009-553 на земельный участок площадью 500 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный М. постановлением администрации городского округа <...> от N. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. кадастрового паспорта земельного участка N.
В удовлетворении встречных исковых требований К. к Администрации об отмене постановления администрации городского округа от 30.12.2010 г. N 391 "Об отмене постановления главы администрации от 8.10.2009) г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилы домов", как противоречащее закону, отказать.
В целях обеспечения исполнения судебного решения запретить ответчикам - Г., К., М. отчуждать и совершать иные сделки в отношении этих спорных земельных участков, а Дербентскому межрайонному отделу ФГУ "Земельная кадастровая палата по РД" и Дербентскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД не регистрировать переход права собственности на указанные земельные участки".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., судебная коллегия
установила:
Администрация обратилась с исками к ответчикам: - Г. о признании недействительными: постановления администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.", договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации и Г., решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта от N. свидетельства о госрегистрации права собственности и записи на имя Г. от 21.1 1.2009 г. N на земельный участок площадью 520 кв. м в кадастровом квартале N. предоставленный Г., К. о признании недействительными: постановления главы администрации городского округа <...> от 8.10.2009 г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность К.". свидетельства и записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 450 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный К. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N паспорта земельного участка N на ее имя, М. о признании недействительными: постановления главы администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М.". свидетельства и записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 500 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный М. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. кадастрового паспорта земельного участка N на его имя, ответчица К. обратилась со встречным иском к администрации о признании недействительным постановления администрации городского округа от 30.12.2010 N об отмене постановления главы администрации от 8.10.2009 г. N 106\\4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых долгов", как противоречащее закону. 2009 г. "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов".
Свои исковые требования к ответчикам администрация мотивировала тем, что оспариваемые ими постановления администрации городского округа <...> от 6.10.2009 г. N 104/3 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.". от 8.10.2009 г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность К.", от N 76/2 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М." и другие правоустанавливающие документы, основанные на этих постановлениях, были незаконно приняты, и эти постановления отмены на основании п. 1 ст. 48 Федерального 5 Закона N 131 от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", были приняты в нарушении ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией городского округа <...>, не был обеспечен выбор земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительные и иных условий использования соответствующей территории, а также население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При предоставлении этих земельных участков не было установлено, обеспечены ли они жильем или земельным участком для индивидуального жилищного строительства.
В нарушение схемы функционального зонирования генерального плана (корректура), утвержденного. земельные участки предоставлены в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Поскольку все эти постановления администрации городского округа <...> от о предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для строительства индивидуальных жилых домов отменены, как незаконно принятые, администрация городского округа считает необходимым признать недействительными и все основанные на них другие правоустанавливающие документы. свидетельства и записи о госрегистрации прав ответчиков, как последующие действия, вытекающие из незаконных постановлений.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К. ставит вопрос об отмене решения суда и прекращения производства по делу, как вынесенного незаконно и необоснованно, мотивируя свои требования тем, что основанием для изменения и расторжения договора является существенное нарушение договора другой стороной. Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суде только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, установленный законом. Спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком. Такие требования администрацией не соблюдены.
На основании постановления бывшего главы администрации от 2009 - 2020 гг. ей предоставлен в собственность земельный участок, который зарегистрирован в установленном законом порядке, т.е. административный акт исполнен, между сторонами возникли иные правоотношения по владению и пользованию спорными участками, которые основаны на самостоятельных гражданско-правовых сделках.
Не имеется у администрации градостроительной документации, в ген. плане не обозначены рекреационные, зеленые, курортные зоны - территории, но и как градостроительная документация любого вида не прошла экологическую экспертизу.
На основе Правил землепользования и застройки города устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом ее расположения и развития.
Также указывает, что согласно постановления Совмина РСФСР от 10.02.1977 г. к курортам республиканского значения не относится.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом Г. постановлением администрации городского округа <...> от 6.10.2009 г. N 104/3 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность предоставлен земельный участок площадью 520 кв. м. в кадастровом квартале N. для строительства индивидуального жилого дома. Указанное постановление администрации городского округа <...> отменено как незаконно принятое, постановлением администрации городского округа <...> от N на основании п. 1 ст. 48 Федерального закона N 131 от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по следующим основаниям:
В нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией городского округа <...> не был обеспечен выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, а также население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При предоставлении земельного участка не было установлено, обеспечен ли он жильем или земельным участком для индивидуального жилищного строительства. В нарушение схемы функционального зонирования генерального плана (корректура), утвержденного, земельный участок предоставлен в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании постановления администрации городского округа <...> между Г. и комитетом по управлению имуществом администрации (правопреемник Управления земельных и имущественных отношений администрации) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. на основании указанных документов составлен кадастровый паспорт от N. и присвоен кадастровый номер земельному участку N. согласно свидетельству о госрегистрации права собственности Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок от N.
Постановлением администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М. для строительства индивидуального жилого дома" предоставлен земельный участок, площадью 500 кв. м. в кадастровом квартале N. для строительства индивидуального жилого дома, и это постановление отменено как незаконно принятое.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ <...> N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. Законом РД "О земле" от 29.12.2003 N 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются правление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков. находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 32 "Закона РД "О Земле" гражданин РФ, постоянно проживающий в пределах РД. который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Судом установлено, что спорные земельные участки М., К., Г. предоставлены в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле"). Они на учете в администрации в качестве нуждающихся в жилье не состояли, земельные участки им предоставлены в течение нескольких дней и с нарушением очередности и т.д.
Кроме того, оспариваемые земельные участки предоставлены М., К., Г. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение морального плана.
Согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов: природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения: иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных Местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 (в редакции от (9.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Установлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значение отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджан с ко и ССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в РД.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти. Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в т.ч. и генпланом, утвержденным в 2003 г. подтверждается, что эти спорные земельные участки расположены в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация не вправе была распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Таким образом, установлено, что при предоставлении ответчикам оспариваемых земельных участков нарушен установленный законом порядок их предоставления.
Исследовав всесторонне и полно, представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных администрацией исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы К. опровергаются изложенными выше обстоятельствами и являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Основания для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
Решение Дербентского городского суда РД от 24 мая 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 31.08.2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Гаджиева Б.Г.
судей - Гебековой Л.А. и Биремовой А.А.
при секретаре судебного заседания - Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 августа 2012 года в г. Махачкале апелляционную жалобу К. на решение Дербентского городского суда РД от 24 мая 2012, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации к Г. о признании недействительной записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 520 кв. м в кадастровом квартале N предоставленный Г. постановлением администрации городского округа <...> от. признании недействительными: Постановления администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.". договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации и Г., Решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта от N. Свидетельства о к К. о признании недействительными: записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 450 кв. м в кадастровом квартале N. предоставленный К. постановлением администрации городского округа <...> от N. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. решения о присвоении кадастрового номера N, кадастрового паспорта земельного участка N. к М. о признании недействительными: записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 500 кв. м в кадастровом квартале N М. постановлением администрации городского округа <...> от N. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 3 N, кадастрового паспорта земельного участка N удовлетворить.
Признать недействительными со дня их принятия:
постановление администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.", договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. заключенный между комитетом по управлением имуществом администрации и Г., Решения о присвоении кадастрового номера N it кадастрового паспорта от N. Свидетельства о госрегистрации права собственности на имя Г. от и записи регистрации N.
Постановление главы администрации городского округа <...> от 8.10.2009 г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность К.", записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 450 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный К. постановлением администрации городского округи <...> от 8.10.2009 г. N 106.4. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. кадастрового паспорта земельного участка N.
Постановление администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М." записи о госрегистрации права собственности от N 152009-553 на земельный участок площадью 500 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный М. постановлением администрации городского округа <...> от N. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. кадастрового паспорта земельного участка N.
В удовлетворении встречных исковых требований К. к Администрации об отмене постановления администрации городского округа от 30.12.2010 г. N 391 "Об отмене постановления главы администрации от 8.10.2009) г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилы домов", как противоречащее закону, отказать.
В целях обеспечения исполнения судебного решения запретить ответчикам - Г., К., М. отчуждать и совершать иные сделки в отношении этих спорных земельных участков, а Дербентскому межрайонному отделу ФГУ "Земельная кадастровая палата по РД" и Дербентскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД не регистрировать переход права собственности на указанные земельные участки".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., судебная коллегия
установила:
Администрация обратилась с исками к ответчикам: - Г. о признании недействительными: постановления администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.", договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации и Г., решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта от N. свидетельства о госрегистрации права собственности и записи на имя Г. от 21.1 1.2009 г. N на земельный участок площадью 520 кв. м в кадастровом квартале N. предоставленный Г., К. о признании недействительными: постановления главы администрации городского округа <...> от 8.10.2009 г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность К.". свидетельства и записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 450 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный К. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N паспорта земельного участка N на ее имя, М. о признании недействительными: постановления главы администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М.". свидетельства и записи о госрегистрации права собственности от N на земельный участок площадью 500 кв. м в кадастровом квартале N, предоставленный М. договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. кадастрового паспорта земельного участка N на его имя, ответчица К. обратилась со встречным иском к администрации о признании недействительным постановления администрации городского округа от 30.12.2010 N об отмене постановления главы администрации от 8.10.2009 г. N 106\\4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых долгов", как противоречащее закону. 2009 г. "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов".
Свои исковые требования к ответчикам администрация мотивировала тем, что оспариваемые ими постановления администрации городского округа <...> от 6.10.2009 г. N 104/3 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность Г.". от 8.10.2009 г. N 106/4 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность К.", от N 76/2 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М." и другие правоустанавливающие документы, основанные на этих постановлениях, были незаконно приняты, и эти постановления отмены на основании п. 1 ст. 48 Федерального 5 Закона N 131 от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", были приняты в нарушении ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией городского округа <...>, не был обеспечен выбор земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительные и иных условий использования соответствующей территории, а также население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При предоставлении этих земельных участков не было установлено, обеспечены ли они жильем или земельным участком для индивидуального жилищного строительства.
В нарушение схемы функционального зонирования генерального плана (корректура), утвержденного. земельные участки предоставлены в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Поскольку все эти постановления администрации городского округа <...> от о предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для строительства индивидуальных жилых домов отменены, как незаконно принятые, администрация городского округа считает необходимым признать недействительными и все основанные на них другие правоустанавливающие документы. свидетельства и записи о госрегистрации прав ответчиков, как последующие действия, вытекающие из незаконных постановлений.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К. ставит вопрос об отмене решения суда и прекращения производства по делу, как вынесенного незаконно и необоснованно, мотивируя свои требования тем, что основанием для изменения и расторжения договора является существенное нарушение договора другой стороной. Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суде только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, установленный законом. Спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком. Такие требования администрацией не соблюдены.
На основании постановления бывшего главы администрации от 2009 - 2020 гг. ей предоставлен в собственность земельный участок, который зарегистрирован в установленном законом порядке, т.е. административный акт исполнен, между сторонами возникли иные правоотношения по владению и пользованию спорными участками, которые основаны на самостоятельных гражданско-правовых сделках.
Не имеется у администрации градостроительной документации, в ген. плане не обозначены рекреационные, зеленые, курортные зоны - территории, но и как градостроительная документация любого вида не прошла экологическую экспертизу.
На основе Правил землепользования и застройки города устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом ее расположения и развития.
Также указывает, что согласно постановления Совмина РСФСР от 10.02.1977 г. к курортам республиканского значения не относится.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом Г. постановлением администрации городского округа <...> от 6.10.2009 г. N 104/3 "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность предоставлен земельный участок площадью 520 кв. м. в кадастровом квартале N. для строительства индивидуального жилого дома. Указанное постановление администрации городского округа <...> отменено как незаконно принятое, постановлением администрации городского округа <...> от N на основании п. 1 ст. 48 Федерального закона N 131 от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по следующим основаниям:
В нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией городского округа <...> не был обеспечен выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, а также население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При предоставлении земельного участка не было установлено, обеспечен ли он жильем или земельным участком для индивидуального жилищного строительства. В нарушение схемы функционального зонирования генерального плана (корректура), утвержденного, земельный участок предоставлен в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании постановления администрации городского округа <...> между Г. и комитетом по управлению имуществом администрации (правопреемник Управления земельных и имущественных отношений администрации) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. на основании указанных документов составлен кадастровый паспорт от N. и присвоен кадастровый номер земельному участку N. согласно свидетельству о госрегистрации права собственности Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок от N.
Постановлением администрации городского округа <...> от N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность М. для строительства индивидуального жилого дома" предоставлен земельный участок, площадью 500 кв. м. в кадастровом квартале N. для строительства индивидуального жилого дома, и это постановление отменено как незаконно принятое.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ <...> N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. Законом РД "О земле" от 29.12.2003 N 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются правление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков. находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 32 "Закона РД "О Земле" гражданин РФ, постоянно проживающий в пределах РД. который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Судом установлено, что спорные земельные участки М., К., Г. предоставлены в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле"). Они на учете в администрации в качестве нуждающихся в жилье не состояли, земельные участки им предоставлены в течение нескольких дней и с нарушением очередности и т.д.
Кроме того, оспариваемые земельные участки предоставлены М., К., Г. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение морального плана.
Согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов: природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения: иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных Местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 (в редакции от (9.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Установлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значение отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджан с ко и ССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в РД.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти. Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в т.ч. и генпланом, утвержденным в 2003 г. подтверждается, что эти спорные земельные участки расположены в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация не вправе была распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Таким образом, установлено, что при предоставлении ответчикам оспариваемых земельных участков нарушен установленный законом порядок их предоставления.
Исследовав всесторонне и полно, представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных администрацией исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы К. опровергаются изложенными выше обстоятельствами и являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Основания для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
Решение Дербентского городского суда РД от 24 мая 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)