Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2013 N 18АП-2864/2013 ПО ДЕЛУ N А47-13244/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. N 18АП-2864/2013

Дело N А47-13244/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2013 по делу N А47-13244/2012 (судья Евдокимова Е.В.).
Индивидуальный предприниматель Атаманчук Виктор Евстафьевич (далее - ИП Атаманчук В.Е., заявитель) обратился в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице филиала - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ ФАУГИ по Оренбургской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия в вопросе предоставления Атаманчуку В.Е. земельного участка в собственность, обязании руководителя ТУ ФАУГИ по Оренбургской области Понагаева Ю.И. устранить нарушение прав путем осуществления действий в соответствии со ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: незамедлительно обратиться в орган местного самоуправления (администрацию Гайского района Оренбургской области) с предписанием (требованием) об утверждении и выдаче заявителю (с учетом зонирования территории) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте Гайского района Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2013 (резолютивная часть от 23.01.2013) заявленные требования удовлетворены (л. д. 119-126). Суд признал незаконным бездействие Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в лице филиала - Территориального Управления Росимущества по Оренбургской области, в вопросе выделения Атаманчуку В.Е. земельного участка площадью 10000 кв. м (га) с местоположением: Оренбургская область, Гайский район, с. Хмелевка, чабанская точка Верхняя Сухоручка, в собственность.
В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ по Оренбургской области (далее - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Судом первой инстанции не дана должная оценка доводу ТУ ФАУГИ по Оренбургской области об отсутствии установленных границ земельного участка. Апеллянт полагает, что ТУ ФАУГИ по Оренбургской области не имело право распоряжаться земельным участком до государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него.
К дате судебного заседания от ИП Атаманчука В.Е. отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Атаманчук Виктор Евстафьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и является главой Крестьянского фермерского хозяйства, что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и свидетельством серии 56 N 001833723 (л.д. 13-22).
05.07.2012 ИП Атаманчук В.Е. обратился в ТУ ФАУГИ по Оренбургской области с заявлением о предоставлении ему из земель сельскохозяйственного назначения, в собственность за плату земельного участка площадью 100000 кв. м (1 га) с местоположением: Оренбургская область, Гайский район, с. Хмелевка, чабанская точка Верхняя Сухоречка. Данный земельный участок испрашивался им для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства на основании ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок (1 га) является частью земельного участка площадью 34 902 га с кадастровым номером 56:09:0:38 (категория - земли сельскохозяйственного назначения), отнесенного к федеральной собственности и находившегося ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования у предприятия-банкрота ГПХ "Губерлинский".
ТУ ФАУГИ по Оренбургской области, рассмотрев данное обращение, письмом от 16.07.2012 N ЮП-50/15-5070 сообщило, что сведения о границах данного земельного участка не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости и подлежат уточнению при межевании, в связи с чем, ответчиком до конца 2012 года будут проведены межевые работы с целью постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ). Заинтересованное лицо указало также, что рассмотрит заявление по существу после получения кадастрового паспорта земельного участка и проведения процедуры государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Расценив ответ ТУ ФАУГИ по Оренбургской области N ЮП-50/15-5070 от 16.07.2012 как бездействие, индивидуальный предприниматель Атаманчук В.Е. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельства того, что после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в установленный срок ответчиком не были предприняты действия по предоставлении земельного участка в собственность. Учитывая, что к моменту рассмотрения спора заинтересованным лицом было добровольно прекращено оспариваемое бездействие, суд не усмотрел оснований для возложения соответствующих обязанностей.
Указанные выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями статей 200, 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
В соответствии со статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 1, 5.3, 5.37.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом; наделено полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществлению юридических действий по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Агентство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, земельные участки, которые признаны федеральной собственностью федеральными законами, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 1 га, который заявитель просит предоставить в собственность, находится в границах земельного участка площадью 34 902 га с кадастровым номером 56:09:0000000:38.
Из письма Территориального управления от 16.07.2012 N ЮП-50/15-5070 (л.д. 15) следует, что в соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", земельный участок площадью 34 902 га, с кадастровым номером 56:09:0:38 отнесен к собственности Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается также, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 34 902 га с кадастровым номером 56:09:0000000:38 ранее был предоставлен в постоянное бессрочное пользование государственному сельскохозяйственному предприятию ГПХ "Губерлинский".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявитель обратился с соответствующим заявлением в компетентный орган, которому предоставлено право на распоряжение испрашиваемым земельным участком.
Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что ТУ ФАУГИ по Оренбургской области не имеет право распоряжения земельным участком до регистрации права собственности Российской Федерации на него в силу следующего.
Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Закон), а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно пункту 10 статьи 3 названного Закона распоряжение указанными земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Таким образом, на земельные участки, предоставленные федеральным государственным предприятиям, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006.
Поскольку земельный участок площадью 34 902 га с кадастровым номером 56:09:0000000:38 изначально был предоставлен предприятию федерального уровня собственности (ГПХ "Губерлинский") и на момент разграничения государственной собственности на землю предприятие существовало, упомянутый участок нельзя отнести к неразграниченным землям, с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации участок перешел в собственность Российской Федерации и только она как собственник вправе им распоряжаться.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Из материалов дела следует, что после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в установленный срок ответчиком не были предприняты действия, направленные на предоставление заявителю земельного участка в собственность.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, чтотребования заявителя подлежат удовлетворению, бездействие Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в лице филиала - Территориального Управления Росимущества по Оренбургской области, выразившееся в не обращении в установленный срок в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка площадью 10000 кв. м (1 гектар) местоположением: Оренбургская область, Гайский район, с. Хмелевка, чабанская точка Верхняя Сухоречка, являющегося часть земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:38, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ГПХ "Губерлинский", подлежит признанию незаконным.
Учитывая то, что после обращения заявителя в суд заинтересованным лицом было добровольно прекращено оспариваемое бездействие: в материалы дела были представлены документы, свидетельствующие о направлении ответчиком 25.01.2013. Главе администрации Гайского района Оренбургской области письма с копиями заявлений Атаманчука В.Е., для утверждения и выдаче ему схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте, суд первой инстанции обоснованно не указал в решении на необходимость восстановления нарушенных прав заявителя.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме по приведенным выше мотивам, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2013 по делу N А47-13244/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)