Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тихомирова В.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тюмени на постановление от 13.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-10726/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" (625023, г. Тюмень, ул. Одесская, 18, а, 804, ИНН 7203037552, ОГРН 1027200861225) к администрации города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) об оспаривании постановления от 10.08.2012 N 115.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" - Бородин С.О. по доверенности от 07.02.2013;
- от администрации города Тюмени - Ерохина М.Ю. по доверенности от 26.12.2012 N 19/13.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации города Тюмени (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 10.08.2012 N 115 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по ул. 50 лет Октября 26 "в" и возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 72: 23:0218004:223 по ул. 50 лет Октября 26 "в".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент).
Решением от 05.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением от 13.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт. Требования общества удовлетворены.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение.
В обоснование жалобы кассатор указывает на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства был вынесен на основании проведенных публичных слушаний и мотивирован нарушением требований статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (далее - правила N 154). Запрашиваемые обществом параметры отклонения не соответствуют требованием статьи 12 правил N 154. Суд апелляционной инстанции необоснованно вернул отзыв администрации на апелляционную жалобу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить в силе, считая его законными и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность постановления суда апелляционной инстанции по настоящему делу, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что распоряжением департамента от 31.12.2009 N 1425-пг утверждена схема расположения земельного участка от 04.12.2009 N 09/з-1569 на кадастровом плане территории от 22.09.2009 N 7223/201/09-21365 для строительства магазина по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 26; категория земель - земли населенных пунктов. На общество возложена обязанность обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, предоставить в департамент межевой план и кадастровый паспорт земельного участка.
08.02.2010 в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 72: 23:0218004:223 (далее - земельный участок) площадью 338 + 7 кв. м, сформированном в результате объединения двух земельных участков, площадью 118 кв. м с кадастровым номером 72:23:02 18 004:0066 и участка площадью 218 кв. м с кадастровым номером 72:23:02 18 004:190, которые, в свою очередь, были предоставлены обществу в аренду под строительство магазина 26.10.2005 и 24.09.2008 соответственно.
13.04.2010 между департаментом и обществом заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка N 23-10/964.
Поскольку площадь земельного участка, арендуемого обществом, оказалась меньше установленных пунктом 5 статьи 55 правил N 154 (минимальная площадь земельного участка в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1) составляет 2 000 кв. м), общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Постановлением от 10.08.2012 N 115 (далее - постановление N 115) администрация отказала обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, сославшись на нарушение заявителем требований статьи 12 правил N 154.
Общество, обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанным требованием, указало, что отказ, изложенный в постановлении N 115, нарушает его права и законные интересы.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что запрашиваемые обществом отклонения от предельных параметров земельного участка в части увеличения максимального процента застройки до 84% (вместо предусмотренных градостроительным регламентом 32,6%), уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка в точках 8-4-1 метр, в точках 2-1-8-0 метров, не соответствуют требованиям статьи 12 правил N 154.
Апелляционный суд, отменяя решение арбитражного суда, пришел к выводу, что оспариваемое постановление не конкретизировало, какой части и какому пункту статьи 12 правил N 154 не соответствует планируемое обществом строительство, а также не содержит причин и мотивов принятого решения об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, что не соответствует выше приведенным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
Судебная коллегия считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статье 40 ГрК заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, и направляет указанные рекомендации главе местной администрации, который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 5, 6 статьи 40 ГрК РФ).
Приведенные нормы ГрК РФ, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения и сами по себе не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-О-О).
Арбитражным судом установлено и следует из представленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка, что данный земельный участок находится в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1). Согласно части 5 статьи 55 Правил N 154 градостроительным регламентом для земельных участков, находящихся в указанной территориальной зоне, установлен такой предельный параметр как минимальная площадь в 2000 кв. м.
Согласно кадастровой выписке от 29.09.2010 N 7200/203/10-50727 площадь земельного участка составляет 338 кв. м. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 08.02.2010, т.е. после вступления в силу правил N 154.
В соответствии с частью 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Кроме того, согласно части 4 статьи 40 ГрК РФ, вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 ГрК РФ.
Постановлением администрации города Тюмени от 15.08.2011 N 87-пк утвержден Административный регламент предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - административный регламент).
Согласно пункту 2.19 административного регламента среди прочего основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является несоответствие запрашиваемого отклонения требованиям нормативно-правовых актов, в том числе техническим регламентам.
Судом установлено, что общество запросило разрешение на отклонения от предельных параметров земельного участка в части увеличения максимального процента застройки до 84% (вместо предусмотренных градостроительным регламентом 32,6%), уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка в точках 8-4-1 м, в точках 2-1-8-0 м, что не соответствует требованиям статьи 12 Правил N 154, которые являются нормативным правовым актом.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что обществом не оспаривается факт несоответствия запрашиваемого отклонения требованиям нормативно-правовых актов, в том числе техническим регламентам, а также порядок и процедура проведения публичных слушаний по вопросу о предоставления обществу разрешения на отклонение от предельных параметров земельного участка.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Заключая договор аренды земельного участка для строительства магазина, и принимая на себя обязательства по нему, общество должно было располагать информацией о допустимой площади возводимого объекта на данном земельном участке, содержанием требований градостроительных норм, т.е. осуществляло предпринимательскую деятельность на свой риск.
Несоответствие площади земельного участка минимальной площади, установленной градостроительными регламентами для зоны Ж-1 в составе Правил, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, а не влечет обязанность администрации выдавать указанное разрешения учитывая лишь факт несоответствия площади земельного участка Правилам.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в отношении земельного участка заключен договор аренды N 23-10/964, которым обществу предоставлены права использовать земельный участок в соответствии с целями его предоставления и условиями договора, возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, договор аренды земельного участка N 23-10/964 не устанавливает права заявителя возводить на предоставленном в аренду земельном участке объект капитального строительства с нарушением градостроительных норм, а напротив обязывает общество соблюдать градостроительные регламенты, строительные, санитарно-гигиенических, и иные нормативы.
Причина отказа в оспариваемом постановлении указана достаточно конкретно - нарушение требований статьи 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени.
Наличие у какой-либо из сторон неясности относительно причины отказа не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Изложенное свидетельствует о наличии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ оснований для отмены постановления апелляционного суда и оставлением решения суда первой инстанции в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 13.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10726/2012 отменить.
Оставить в силе решение от 05.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
Е.М.ЦЫГАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2013 ПО ДЕЛУ N А70-10726/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. по делу N А70-10726/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тихомирова В.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тюмени на постановление от 13.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-10726/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" (625023, г. Тюмень, ул. Одесская, 18, а, 804, ИНН 7203037552, ОГРН 1027200861225) к администрации города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) об оспаривании постановления от 10.08.2012 N 115.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" - Бородин С.О. по доверенности от 07.02.2013;
- от администрации города Тюмени - Ерохина М.Ю. по доверенности от 26.12.2012 N 19/13.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛИСТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации города Тюмени (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 10.08.2012 N 115 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по ул. 50 лет Октября 26 "в" и возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 72: 23:0218004:223 по ул. 50 лет Октября 26 "в".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент).
Решением от 05.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением от 13.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт. Требования общества удовлетворены.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение.
В обоснование жалобы кассатор указывает на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства был вынесен на основании проведенных публичных слушаний и мотивирован нарушением требований статьи 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (далее - правила N 154). Запрашиваемые обществом параметры отклонения не соответствуют требованием статьи 12 правил N 154. Суд апелляционной инстанции необоснованно вернул отзыв администрации на апелляционную жалобу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить в силе, считая его законными и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность постановления суда апелляционной инстанции по настоящему делу, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что распоряжением департамента от 31.12.2009 N 1425-пг утверждена схема расположения земельного участка от 04.12.2009 N 09/з-1569 на кадастровом плане территории от 22.09.2009 N 7223/201/09-21365 для строительства магазина по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 26; категория земель - земли населенных пунктов. На общество возложена обязанность обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, предоставить в департамент межевой план и кадастровый паспорт земельного участка.
08.02.2010 в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 72: 23:0218004:223 (далее - земельный участок) площадью 338 + 7 кв. м, сформированном в результате объединения двух земельных участков, площадью 118 кв. м с кадастровым номером 72:23:02 18 004:0066 и участка площадью 218 кв. м с кадастровым номером 72:23:02 18 004:190, которые, в свою очередь, были предоставлены обществу в аренду под строительство магазина 26.10.2005 и 24.09.2008 соответственно.
13.04.2010 между департаментом и обществом заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка N 23-10/964.
Поскольку площадь земельного участка, арендуемого обществом, оказалась меньше установленных пунктом 5 статьи 55 правил N 154 (минимальная площадь земельного участка в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1) составляет 2 000 кв. м), общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Постановлением от 10.08.2012 N 115 (далее - постановление N 115) администрация отказала обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, сославшись на нарушение заявителем требований статьи 12 правил N 154.
Общество, обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанным требованием, указало, что отказ, изложенный в постановлении N 115, нарушает его права и законные интересы.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что запрашиваемые обществом отклонения от предельных параметров земельного участка в части увеличения максимального процента застройки до 84% (вместо предусмотренных градостроительным регламентом 32,6%), уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка в точках 8-4-1 метр, в точках 2-1-8-0 метров, не соответствуют требованиям статьи 12 правил N 154.
Апелляционный суд, отменяя решение арбитражного суда, пришел к выводу, что оспариваемое постановление не конкретизировало, какой части и какому пункту статьи 12 правил N 154 не соответствует планируемое обществом строительство, а также не содержит причин и мотивов принятого решения об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, что не соответствует выше приведенным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
Судебная коллегия считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статье 40 ГрК заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, и направляет указанные рекомендации главе местной администрации, который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 5, 6 статьи 40 ГрК РФ).
Приведенные нормы ГрК РФ, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения и сами по себе не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 931-О-О).
Арбитражным судом установлено и следует из представленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка, что данный земельный участок находится в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1). Согласно части 5 статьи 55 Правил N 154 градостроительным регламентом для земельных участков, находящихся в указанной территориальной зоне, установлен такой предельный параметр как минимальная площадь в 2000 кв. м.
Согласно кадастровой выписке от 29.09.2010 N 7200/203/10-50727 площадь земельного участка составляет 338 кв. м. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 08.02.2010, т.е. после вступления в силу правил N 154.
В соответствии с частью 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Кроме того, согласно части 4 статьи 40 ГрК РФ, вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 ГрК РФ.
Постановлением администрации города Тюмени от 15.08.2011 N 87-пк утвержден Административный регламент предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - административный регламент).
Согласно пункту 2.19 административного регламента среди прочего основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является несоответствие запрашиваемого отклонения требованиям нормативно-правовых актов, в том числе техническим регламентам.
Судом установлено, что общество запросило разрешение на отклонения от предельных параметров земельного участка в части увеличения максимального процента застройки до 84% (вместо предусмотренных градостроительным регламентом 32,6%), уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка в точках 8-4-1 м, в точках 2-1-8-0 м, что не соответствует требованиям статьи 12 Правил N 154, которые являются нормативным правовым актом.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что обществом не оспаривается факт несоответствия запрашиваемого отклонения требованиям нормативно-правовых актов, в том числе техническим регламентам, а также порядок и процедура проведения публичных слушаний по вопросу о предоставления обществу разрешения на отклонение от предельных параметров земельного участка.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Заключая договор аренды земельного участка для строительства магазина, и принимая на себя обязательства по нему, общество должно было располагать информацией о допустимой площади возводимого объекта на данном земельном участке, содержанием требований градостроительных норм, т.е. осуществляло предпринимательскую деятельность на свой риск.
Несоответствие площади земельного участка минимальной площади, установленной градостроительными регламентами для зоны Ж-1 в составе Правил, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, а не влечет обязанность администрации выдавать указанное разрешения учитывая лишь факт несоответствия площади земельного участка Правилам.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в отношении земельного участка заключен договор аренды N 23-10/964, которым обществу предоставлены права использовать земельный участок в соответствии с целями его предоставления и условиями договора, возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, договор аренды земельного участка N 23-10/964 не устанавливает права заявителя возводить на предоставленном в аренду земельном участке объект капитального строительства с нарушением градостроительных норм, а напротив обязывает общество соблюдать градостроительные регламенты, строительные, санитарно-гигиенических, и иные нормативы.
Причина отказа в оспариваемом постановлении указана достаточно конкретно - нарушение требований статьи 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени.
Наличие у какой-либо из сторон неясности относительно причины отказа не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Изложенное свидетельствует о наличии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ оснований для отмены постановления апелляционного суда и оставлением решения суда первой инстанции в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 13.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10726/2012 отменить.
Оставить в силе решение от 05.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
Е.М.ЦЫГАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)