Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-20023/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу N 33-20023/2012


судья Клименова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Зубовой Л.М.,
судей Алибердовой Н.А., Ивановой Т.И.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 октября 2012 года апелляционную жалобу П. на решение Истринского городского суда Московской области от 19 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Московско-Ярославского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества в Московской области к П. о сносе незаконной постройки с приведением земельного участка в первоначальное положение, по иску П. к ТУ ФАУГИ в Московской области, Администрации Истринского муниципального района Московской области, третьи лица НИ "Подмосковная", ОАО "Российские железные дороги" о признании права собственности на объект незавершенного строительства,
заслушав доклад судьи Ивановой Т.И.,
объяснения представителя П., НП по социальным программам и правовой защите членов "Подмосковная" - Д., представителя Московско-Ярославского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры - В.,
установила:

Московско-Ярославский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к П. о сносе незаконной постройки с приведением земельного участка в первоначальное положение, мотивируя тем, что спорный земельный участок с кадастровым номером N является федеральной собственностью, отнесен к землям транспорта, расположен в полосе отвода железной дороги, передан ОАО "РЖД" в аренду для использования под территорию железнодорожного пути.
В границах данного участка П. самовольно возведен незавершенный строительством жилой дом без согласия собственника без получения разрешительной документации.
Истец полагал, что земельный участок должен быть приведен в первоначальное состояние ответчиком за счет собственных средств.
П. иск не признал, предъявил встречные исковые требования о признании права собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований пояснил, что земельный участок предоставлен ему как члену НП "Подмосковная" в срочное пользование под сад и зону отдыха, на участке за счет собственных средств в период с апреля 2002 года по май 2005 года им возведен объект недвижимости - жилой дом.
Согласно заключению эксперта жилой дом возведен в соответствии с требованиями СНИиП, строение не создает угрозу жизни и здоровью третьих лиц.
Решением Истринского городского суда Московской области от 19 июня 2012 года основной иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, П. обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное, необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В силу ст. 9 названного Закона, земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 26Ц от 15.05.1999 года утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, согласно которому свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 611, установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечивать следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В силу положений ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушение земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из материалов дела усматривается, что 11.08.2000 года между ГУП Московско-Смоленское отделение Московской железной дороги и НП "Подмосковная" заключен договор о срочном пользовании земельным участком, расположенном в полосе отвода железной дороги, согласно которого НП "Подмосковная" передан земельный участок в срочное пользование площадью 114543 кв. м, местоположение участка: 54 пикет-74 пикет включительно железнодорожной ветви "Нахабино-Павловская Слобода" под сад и зону отдыха.
22.10.2001 г. между НП "Подмосковная" и П. заключен договор N 240339/36, согласно которому НП "Подмосковная" предоставляет П. земельный участок N 149Л площадью 555.3639 кв. м для садоводства с зоной отдыха, находящийся в границах земель НП "Подмосковная" по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке в период с апреля 2002 года по май 2005 года П. возвел жилое строение, которое по сведениям технической инвентаризации является объектом незавершенного строительства лит. Б 35 куб. м, лит. Б1 116 куб. м, лит. Б2 311 куб. м, лит. б 10,0 кв. м, инвентарный номер 051:021-12702/2 без получения на это необходимых разрешений.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером N площадью 403140 кв. м находится в собственности Российской Федерации, относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под территорию железнодорожного пути и территорию, необходимую для его обслуживания от ст. Нахабино до ст. Павловская Слобода.
Разрешая заявленные требования, суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, в том числе и заключению представленной П. экспертизы, пришел к обоснованному выводу о том, что объект незавершенного строительства (жилое строение) возведен на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, данное строение возведено с нарушением требований действующего законодательства, что влечет нарушение права владения и пользования земельным участком Российской Федерации и подлежит восстановлению.
При этом, суд правомерно исходил из того, что спорное строение - объект незавершенного строительства (жилой дом), создан П. на земельном участке, предназначенном для размещения железнодорожного пути и территории, необходимой для его обслуживания, не предназначено для использования в порядке ч. 2 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, возведен без получения на это необходимых разрешений.
Ссылка на разрешение на строительство дома, выданное НП "Подмосковная", является несостоятельной, т.к. в соответствии с Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отводы железных дорог, утвержденным Приказом МПС РФ от 15.05.1999 г. N 26Ц, действовавшим на начало строительства, согласование на размещение объектов на выделенном земельном участке в полосе отвода должны были согласовываться с железной дорогой. Кроме того, разрешение на строительство на участке N 134Л, выданное К. (л.д. 10 дела N 2/1009/12) не свидетельствует о получении разрешения на строительство жилого строения П.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорное строение согласно положениям ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой, созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, без получения на это необходимых разрешений, в связи с чем вывод суда об удовлетворении основного иска и об отказе в удовлетворении встречного иска является законным и обоснованным.
Всем доводам сторон судом дана полная мотивированная оценка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагает, что они соответствуют положениям материального закона, постановлены с соблюдением требований норм процессуального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

Решение Истринского городского суда Московской области от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)