Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 N 17АП-9082/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-12033/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. N 17АП-9082/2013-ГК

Дело N А60-12033/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Таров В.В., доверенность от 01.04.2013; Николаев Н.Г. доверенность от 24.05.2013,
от ответчика - Пискунова Е.Ф., доверенность от 30.08.2012 N 01-2284; Муралева К.П., доверенность от 28.07.2012 N 01-2578,
от третьих лиц: от муниципального бюджетного учреждения городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество" - Коршунов А.В., доверенность от 26.08.2013 N 5,
от Департамента лесного хозяйства Свердловской области - не явились,
от Министерства природных ресурсов и экологии по Свердловской области - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа Ревда
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июня 2013 года
по делу N А60-12033/2013,
вынесенное судьей Парамоновой В.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны (ОГРНИП 312668420600012, ИНН 662706280421)
к Администрации городского округа Ревда,
третьи лица муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество" (ОГРН 1096627000062, ИНН 6627020078), Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области,
о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,

установил:

индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьева Екатерина Андреевна (далее - заявитель, предприниматель Зиновьева Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Ревда (далее - ответчик, Администрация) в предоставлении земельного участка общей площадью 460 000 кв. м с разрешенным использованием - для ведения сельского хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, к северу от реки Дальняя Шумиха, в аренду сроком на 49 лет незаконными; обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Также заявитель просил взыскать с ответчика судебные издержки на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
Определениями суда от 09.04.2013 и от 27.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество", Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области.
Решением суда от 18.06.2013 заявление удовлетворено.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда от 07.03.2013 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с п. 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона. Исходя из таксационного описания лесного участка медоносные растения произрастают на площади 9,3 га в количестве менее 1% от общего запаса древостоя, поэтому в соответствии с п. 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 509 "Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" размещение пасеки на испрашиваемом земельном участке нецелесообразно. Кроме того, часть участка является местом отдыха граждан, а пчелиный рой во время выхода из улья может представлять опасность для людей и животных в соответствии с п. 5 Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных поселках от 17.06.2012. Также ответчик указывает, что в данном случае подлежал применению порядок предоставления земельного участка, предусмотренный ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии которым необходима публикация информации о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Ответчик в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Предприниматель Зиновьева Е.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. Заявитель указывает, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, поэтому не имеется оснований для применения к земельному участку правового режима земель лесного фонда. Земельный участок расположен вне границ населенных пунктов и дачных участков, поэтому Инструкция по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных поселках от 17.06.2012 применению не подлежит. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства урегулирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и не предполагает предварительной публикации сообщения о предоставлении в аренду земельного участка.
Третье лицо муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество" доводы заявителя апелляционной жалобы поддержало, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.07.2010 на основании Постановления главы Администрации городского округа Ревда от 10.04.2009 N 632 о передаче муниципальному учреждению "Ревдинское городское лесничество" для ведения лесного хозяйства лесных участков общей площадью 3 083,2 га, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и находящихся в распоряжении городского округа Ревда, зарегистрировано право собственности городского округа Ревда на лесной участок площадью 1531 га, расположенный в том числе в квартале 19 выдела 7-20 муниципального учреждения городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество".
22.11.2012 заявитель обратился в Администрацию с заявлением об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения и предоставлении в аренду земельного участка площадью 460000 кв. м по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, к северу от реки Дальняя Шумиха, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - организации пчеловодческой пасеки и увеличения объемов получаемого меда.
Кадастровым планом территории подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что земельный участок с кадастровым номером 66:21:0000000:143 площадью 4 475 448 кв. м, в составе которого находится испрашиваемый земельный участок, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
21.12.2012 Администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного квартала N 19 городских лесов городского округа Ревда, а, кроме того, земельный участок частично расположен в водоохранной зоне Ново-Марининского водохранилища.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушает права и законные интерес заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на орган, которое приняло решение, совершило действие (бездействие).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
В п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен состав земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, водными объектами и прочие). Действующим законодательством не установлен запрет на приобретение в аренду земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Поскольку заявитель обратился в Администрацию заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ли кадастровой карте территории у ответчика не имелось.
Довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок является лесным и подлежит предоставлению в аренду путем проведения аукциона, отклонен.
Как указано выше, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об испрашиваемом земельном участке как относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, что не оспаривается.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 66:21:0000000:143 сведения о земельном участке сельскохозяйственного назначения внесены в государственный кадастр недвижимости 23.12.1992.
В материалах дела отсутствуют сведения об изменении категории испрашиваемого земельного участка.
Указание в письме Администрации от 21.12.2012 на то, что земельный участок относится к городским лесам, лица, участвующие в деле, считают ошибочным, о чем пояснили в суде апелляционной инстанции.
Само по себе нахождение на земельном участке сельскохозяйственного назначения лесных насаждений не означает, что такой земельный участок является лесным участком.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 данного Кодекса.
Ответчик ссылается на материалы лесоустройства 2003 года.
В этот период лесоустройство проводилось в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265, которая в соответствии с Приказом Рослесхоза от 15.07.1997 N 94 применялась при проведении лесоустройства, в том числе в отношении лесов, не входящих в лесной фонд.
В соответствии с п. 1.3.1. и 3.2.15 Инструкции проводится лесоустройство всего лесного фонда, находящегося в ведении соответствующего владельца в пределах границ, зарегистрированных в земельно-учетных документах местных органов государственной власти и органов Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
При лесоустройстве осуществляются:
- - определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника;
- - выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;
- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
- - выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения.
Результатом оценки представленных в материалы дела материалов лесоустройства 2003 года (плана лесонасаждений) стал вывод суда первой инстанции о том, что сведения о границах испрашиваемого участка как лесного отсутствуют.
Данный вывод суда первой инстанции не опровергнут.
Постановление Администрации городского округа Ревда от 10.04.2009 N 632, выписка из реестра городских лесов от 23.12.2009 также не подтверждает проведение в отношении испрашиваемого земельного участка лесоустройства в порядке, установленном законодательством. Сама по себе государственная регистрация права муниципальной собственности на лесной участок площадью 1 531 кв. м на основании Постановления Администрации городского округа Ревда от 10.04.2009 N 632 иное не подтверждает.
Учитывая изложенное, оснований для вывода о том, что предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка возможно только по результатам проведения аукциона, не имеется.
Не подтверждает законность отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указание в письме ответчика от 28.12.2013 на то, что земельный участок находится в водоохраной зоне Ново-Мариинского водохранилища.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
С учетом изложенного, оснований для отказа в предоставлении в аренду для целей для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка по причине его нахождения в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, у ответчика не имелось.
Ссылка ответчика на Приказ Рослесхоза от 05.12.2011 N 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" подлежит отклонению, поскольку согласно п. 1 Приказа утвержденные им Правила регулируют отношения, возникающие при использовании лесов для ведения сельского хозяйства, а доказательств того, что спорный участок является лесным, не представлено.
Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 104 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 Приказа Рослесхоза от 05.12.2011 N 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства.
При этом согласно п. 14 Приказа в качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения; лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях.
Ссылка ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок не пригоден для размещения пасеки, не подтверждена доказательствами.
Таксационное описание, на которое ссылается заявитель апелляционной жалобы, таким доказательством не является, поскольку не подтверждает характеристики земельного участка на момент принятия оспариваемого решения.
Указание заявителя апелляционной жалобы на то, что в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обязательным этапом процедуры предоставления земельного участка является информирование об этом населения, отклоняется.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как правильно указано судом первой инстанции, в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, отнесено к обязанностям соответствующего уполномоченного органа. Отсутствие публикации в качестве основания принятия оспариваемого решения не указано.
Кроме того, положения ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" являются специальными и устанавливают процедуру, отличную от общей процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, из п. 1 которой следует, что законом могут быть установлены приоритеты и особые условия для отдельных категорий граждан.
Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Администрации не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявленные требования судом удовлетворены правомерно.
Поскольку заявление судом удовлетворено, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика отнесены судебные расходы заявителя на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основаниями отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не усматривается.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2013 года по делу N А60-12033/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Л.А.УСЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)