Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
В суде первой инстанции дело рассмотрела
судья Овсянникова И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Бузыновской Е.А., Аноприенко К.В.
при секретаре Г.,
рассмотрела 10 июля 2013 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О. к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок, по апелляционной жалобе О. на решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 30 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения О., судебная коллегия
установила:
О. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить в аренду для строительства одноквартирного жилого дома земельный участок на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N. В обоснование заявленных требований указал, что названным распоряжением ответчик предоставил истцу в аренду сроком на 3 года для строительства одноквартирного жилого дома земельный участок площадью <данные изъяты> по <адрес>. Пунктом 3.1 распоряжения на О. были возложены обязанности, которые истец исполнил, однако ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении земельного участка. О. считает данный отказ незаконным, в связи с чем просил суд возложить на Министерство имущественных отношений Хабаровского края обязанность предоставить земельный участок в аренду.
Решением Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 30 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе О. с решением суда не согласен, просит его отменить. Указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Ссылается на то, что является <данные изъяты> и в соответствии с действующим законодательством имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду на основании не отмененного ответчиком распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N.
Выслушав объяснения О., поддержавшего доводы жалобы, изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что О. является <данные изъяты> (л.д. 28) и в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обладает правом на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ О. обратился с заявлением N.3 в Министерство строительства Хабаровского края о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Хабаровского края информировало О. о необходимости явиться в министерство и написать заявление установленного образца для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Хабаровского края было издано распоряжение N о предоставлении О. в аренду земельного участка для строительства одноквартирного жилого дома по <адрес>.
Согласно тексту распоряжения, оно принято, в том числе, на основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В пункте 1 распоряжения указано на предоставление О. земельного участка площадью <данные изъяты> в аренду сроком на 3 года. Пунктом 2 отделу по распоряжению неразграниченными землями указано обеспечить заключение с О. договора аренды земельного участка после предоставления истцом кадастрового паспорта земельного участка. Подпунктом 3.1 распоряжения на О. возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет земельного участка и предоставить в министерство кадастровый паспорт земельного участка; в месячный срок после заключения договора аренды обеспечить его государственную регистрацию (подпункт 3.2).
В приложении к распоряжению указана Схема расположения земельного участка, предоставленного О.
Во исполнение пункта 3.1 распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, О. оплатил работы по договору подряда N от ДД.ММ.ГГГГ на производство топографической съемки земельного участка и изготовление схемы его расположения (л.д. 43-47); оплатил работы по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ N на изготовление межевого плана земельного участка (л.д. 40-41, 48-63), а также понес иные расходы в связи с исполнением распоряжения министерства (л.д. 21-26).
ДД.ММ.ГГГГ О. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края N такая схема была утверждена (л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером N (л.д. 37-38).
Однако ДД.ММ.ГГГГ в адрес О. Министерством имущественных отношений Хабаровского края было направлено письмо, из которого следует, что министерство не вправе заключить договор аренды земельного участка без подтверждения нуждаемости О. в улучшении жилищных условий на дату издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N.
На предоставленную О. справку о постановке на учет в органах социальной поддержки населения как малоимущего, министерством дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данный документ не подтверждает факт постановки О. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ О. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением о передаче земельного участка в аренду, в котором указал на выполнение пункта 3.1 распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, в подтверждение чего приложил соответствующие документы (л.д. 120).
В судебном заседании истец настаивал на том, что ответчиком до сих пор не выполнено требование о предоставлении земельного участка в аренду. При этом доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий суду предоставлено не было.
Отказывая О. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из содержания статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" следует установление нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий в качестве обязательного условия реализации инвалидом права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с таким толкованием содержания норм права, определяющих условия обеспечения инвалида социальной гарантией в виде права на получение в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем такое содержание нормативных правовых актов является результатом комплексного анализа правовых принципов и норм права, регулирующих спорные отношения; эти правила определены судом после того, как уполномоченным органом государственной власти уже принято решение о предоставлении земельного участка инвалиду.
Буквальное указание в пункте 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 на перечень документов, подаваемых инвалидом вместе с заявлением о предоставлении земельного участка (в числе которых только копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы), не предусматривает включение в такой перечень документов справки о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
При данной технике изложения правовых норм, на протяжении многих лет складывалась правоприменительная практика предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство без проверки документов о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В результате чего были изданы многочисленные правоприменительные акты о предоставлении земельных участков инвалидам, послужившие для таких лиц правовым основанием землевладения на многие годы, для индивидуального жилищного строительства и реального улучшения жилищных условий.
Данные отношения характеризуются правовой определенностью, выступающей дополнительной гарантией стабильности и сохранности социальных гарантий, полученных инвалидами. Принцип правовой определенности является неотъемлемым свойством правоприменительной практики, выступает гарантией стабильности уже сложившихся отношений на основании единых подходов к применению актов законодательства.
Указанный принцип также означает ограничение на пересмотр (ревизию) правовых оснований таких отношений, что не допускает отказ официальных властей от исполнения ранее принятых решений и обязательств о предоставлении социальных гарантий инвалидам. Однако это не исключает изменение правоприменительной практики на основании меняющегося содержания правовых норм.
Правовые нормы о том, что акт государственного органа является основанием возникновения права на земельный участок, установлены подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 года N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", следуя которым Министерство имущественных отношений Хабаровского края издало распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении О. земельного участка в аренду для строительства одноквартирного жилого дома по <адрес>.
Условия фактической передачи земельного участка О., указанные в пункте 3.1 распоряжения, были выполнены истцом в установленный распоряжением срок.
Распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N является действующим.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N является правовым основанием для возникновения у О. права пользования земельным участком с кадастровым номером N, а отказ министерства исполнять данное распоряжение путем отказа в передаче земельного участка истцу и отказа в заключении договора аренды земельного участка - не соответствующим закону.
В этой связи принятое по делу решение подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований О.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
- решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 30 апреля 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению О. к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок - отменить, апелляционную жалобу О. - удовлетворить;
- вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований О.;
- возложить на Министерство имущественных отношений Хабаровского края обязанность предоставить О. земельный участок в аренду для строительства одноквартирного жилого дома на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N;
- апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА
Судьи
Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ
К.В.АНОПРИЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4212
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N 33-4212
В суде первой инстанции дело рассмотрела
судья Овсянникова И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Бузыновской Е.А., Аноприенко К.В.
при секретаре Г.,
рассмотрела 10 июля 2013 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О. к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок, по апелляционной жалобе О. на решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 30 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения О., судебная коллегия
установила:
О. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить в аренду для строительства одноквартирного жилого дома земельный участок на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N. В обоснование заявленных требований указал, что названным распоряжением ответчик предоставил истцу в аренду сроком на 3 года для строительства одноквартирного жилого дома земельный участок площадью <данные изъяты> по <адрес>. Пунктом 3.1 распоряжения на О. были возложены обязанности, которые истец исполнил, однако ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении земельного участка. О. считает данный отказ незаконным, в связи с чем просил суд возложить на Министерство имущественных отношений Хабаровского края обязанность предоставить земельный участок в аренду.
Решением Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 30 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе О. с решением суда не согласен, просит его отменить. Указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Ссылается на то, что является <данные изъяты> и в соответствии с действующим законодательством имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду на основании не отмененного ответчиком распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N.
Выслушав объяснения О., поддержавшего доводы жалобы, изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что О. является <данные изъяты> (л.д. 28) и в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обладает правом на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ О. обратился с заявлением N.3 в Министерство строительства Хабаровского края о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Хабаровского края информировало О. о необходимости явиться в министерство и написать заявление установленного образца для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Хабаровского края было издано распоряжение N о предоставлении О. в аренду земельного участка для строительства одноквартирного жилого дома по <адрес>.
Согласно тексту распоряжения, оно принято, в том числе, на основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В пункте 1 распоряжения указано на предоставление О. земельного участка площадью <данные изъяты> в аренду сроком на 3 года. Пунктом 2 отделу по распоряжению неразграниченными землями указано обеспечить заключение с О. договора аренды земельного участка после предоставления истцом кадастрового паспорта земельного участка. Подпунктом 3.1 распоряжения на О. возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет земельного участка и предоставить в министерство кадастровый паспорт земельного участка; в месячный срок после заключения договора аренды обеспечить его государственную регистрацию (подпункт 3.2).
В приложении к распоряжению указана Схема расположения земельного участка, предоставленного О.
Во исполнение пункта 3.1 распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, О. оплатил работы по договору подряда N от ДД.ММ.ГГГГ на производство топографической съемки земельного участка и изготовление схемы его расположения (л.д. 43-47); оплатил работы по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ N на изготовление межевого плана земельного участка (л.д. 40-41, 48-63), а также понес иные расходы в связи с исполнением распоряжения министерства (л.д. 21-26).
ДД.ММ.ГГГГ О. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края N такая схема была утверждена (л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером N (л.д. 37-38).
Однако ДД.ММ.ГГГГ в адрес О. Министерством имущественных отношений Хабаровского края было направлено письмо, из которого следует, что министерство не вправе заключить договор аренды земельного участка без подтверждения нуждаемости О. в улучшении жилищных условий на дату издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N.
На предоставленную О. справку о постановке на учет в органах социальной поддержки населения как малоимущего, министерством дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данный документ не подтверждает факт постановки О. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ О. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением о передаче земельного участка в аренду, в котором указал на выполнение пункта 3.1 распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, в подтверждение чего приложил соответствующие документы (л.д. 120).
В судебном заседании истец настаивал на том, что ответчиком до сих пор не выполнено требование о предоставлении земельного участка в аренду. При этом доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий суду предоставлено не было.
Отказывая О. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из содержания статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" следует установление нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий в качестве обязательного условия реализации инвалидом права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с таким толкованием содержания норм права, определяющих условия обеспечения инвалида социальной гарантией в виде права на получение в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем такое содержание нормативных правовых актов является результатом комплексного анализа правовых принципов и норм права, регулирующих спорные отношения; эти правила определены судом после того, как уполномоченным органом государственной власти уже принято решение о предоставлении земельного участка инвалиду.
Буквальное указание в пункте 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 на перечень документов, подаваемых инвалидом вместе с заявлением о предоставлении земельного участка (в числе которых только копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы), не предусматривает включение в такой перечень документов справки о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
При данной технике изложения правовых норм, на протяжении многих лет складывалась правоприменительная практика предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство без проверки документов о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В результате чего были изданы многочисленные правоприменительные акты о предоставлении земельных участков инвалидам, послужившие для таких лиц правовым основанием землевладения на многие годы, для индивидуального жилищного строительства и реального улучшения жилищных условий.
Данные отношения характеризуются правовой определенностью, выступающей дополнительной гарантией стабильности и сохранности социальных гарантий, полученных инвалидами. Принцип правовой определенности является неотъемлемым свойством правоприменительной практики, выступает гарантией стабильности уже сложившихся отношений на основании единых подходов к применению актов законодательства.
Указанный принцип также означает ограничение на пересмотр (ревизию) правовых оснований таких отношений, что не допускает отказ официальных властей от исполнения ранее принятых решений и обязательств о предоставлении социальных гарантий инвалидам. Однако это не исключает изменение правоприменительной практики на основании меняющегося содержания правовых норм.
Правовые нормы о том, что акт государственного органа является основанием возникновения права на земельный участок, установлены подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 года N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", следуя которым Министерство имущественных отношений Хабаровского края издало распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении О. земельного участка в аренду для строительства одноквартирного жилого дома по <адрес>.
Условия фактической передачи земельного участка О., указанные в пункте 3.1 распоряжения, были выполнены истцом в установленный распоряжением срок.
Распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N является действующим.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N является правовым основанием для возникновения у О. права пользования земельным участком с кадастровым номером N, а отказ министерства исполнять данное распоряжение путем отказа в передаче земельного участка истцу и отказа в заключении договора аренды земельного участка - не соответствующим закону.
В этой связи принятое по делу решение подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований О.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
- решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 30 апреля 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению О. к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок - отменить, апелляционную жалобу О. - удовлетворить;
- вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований О.;
- возложить на Министерство имущественных отношений Хабаровского края обязанность предоставить О. земельный участок в аренду для строительства одноквартирного жилого дома на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N;
- апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА
Судьи
Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ
К.В.АНОПРИЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)