Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-9246/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. по делу N А65-9246/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 27 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 мая 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Зверева И.В., паспорт,
от ответчика - извещен, не явился,
от заинтересованных лиц:
от садоводческого некоммерческого товарищества "Промысел" - Зверев Д.Б., протокол от 01.02.2011 г., паспорт,
от ФГБУ "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Зверевой Инессы Витальевны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2013 г. по делу N А65-9246/2012 (судья Мотрохин Е.Ю.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Зверевой Инессы Витальевны (ИНН 165503313176, ОГРНИП 311169029400301), г. Казань,
к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево, Республика Татарстан,
заинтересованные лица:
садоводческое некоммерческое товарищество "Промысел", г. Казань,
ФГБУ "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник", п. Садовый, Зеленодольский район, Республика Татарстан,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным постановления, обязании совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Зверева Инесса Витальевна (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Республики Татарстан (далее ответчик) о признании незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" постановления исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N 300 от 17.02.2012 г. об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 16:24:130301:159, площадью 63 100 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, пос. Татарские Саралы, и о возложении на исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обязанности принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 16:24:130301:159, площадью 63 100 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, пос. Татарские Саралы, с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для ведения садоводства".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2013 г. по делу N А65-9246/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что судом неправильно применены нормы права.
Заинтересованное лицо - СНТ "Промысел" доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и заинтересованных лиц - ФГБУ "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица - СНТ "Промысел", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 63 101 кв. м, находящегося по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Татарские Саралы, и имеющего кадастровый N 16:24:130301:159, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права 16-АБ N 014377 от 09.12.2008 г.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым N 16:24:130301:159 от 28.05.2010 г., кадастрового дела объекта недвижимости от 17.07.2008 г., представленного ФГБУ "ФКП Росреестра", отзыва заинтересованного лица, разрешенное использование данного земельного участка - для сельскохозяйственного производства. Какие-либо ограничения использования земельного участка в государственном кадастре не указаны.
По договору от 30.10.2011 г., принадлежащий заявителю земельный участок передан на условиях безвозмездного временного пользования СНТ "Промысел".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2012 г. по делу N А65-28513/2011 признано незаконным бездействие исполкома Лаишевского района, выразившееся в непроведении по обращению заявителя процедуры публичных слушаний по принятию постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 16:24:130301:159, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский р-н, с. Татарские Саралы; данное решение вступило в законную силу.
В то же время, постановлением Главы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 21.01.2012 г. назначены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 16:24:130301:159, принадлежащего заявителю, с вида разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для ведения садоводства"; информационное сообщение о публичных слушаниях опубликовано в газете "Камская новь" N 6 (9167) от 25.01.2012 г.
Согласно протокола публичных слушаний по указанному вопросу от 10.02.2012 г., публичные слушания признаны состоявшимися; при этом, "за" изменение вида разрешенного использования земельного участка заявителя проголосовало 4 человека, "против" - 14 человек. В своем заключении по результатам публичных слушаний, председатель комиссии по рассмотрению вопросов об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости при исполкоме Лаишевского района - председательствующий на публичных слушаниях указал на высказанное на слушаниях мнение о нецелесообразности изменения вида разрешенного использования земельного участка. Комиссией было рекомендовано отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Постановлением N 300 от 17.02.2012 г., исполком Лаишевского района отказал предпринимателю в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 16:24:130301:159, с вида разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" на разрешенный вид использования "для ведения садоводства".
Из представленного в материалы дела протокола публичных слушаний следует, что заявитель намеревается строить на земельном участке садовые домики, фактически осуществлять дачное строительство.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, включающие в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также не предназначенных для этих целей, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Спорный земельный участок, находящийся в собственности заявителя, относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и, соответственно, имеет статус сельскохозяйственных угодий.
Поэтому независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка либо усмотрения местной администрации оснований для изменения вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для садоводства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий у Администрации не имелось. Иное противоречило бы действующему законодательству.
Этот вывод соответствует правовой позиции изложенной в постановлениях ФАС Уральского округа по делу N А71-1668/2011-А24 от 19.01.2012 г., ФАС Московского округа по делу N А41-2265/12 от 25.09.2012 г., по делу N А41-25039/2012 от 01.04.2013 г.
Норма пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Проведение таких публичных слушаний на территории Лаишевского района Республики Татарстан регламентируется Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Лаишевском районе, утвержденным Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 04.07.2006 N 39 (далее - Положение).
В соответствии с п. 13.1 данного Положения, публичные слушания по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования проводятся в порядке и сроки, которые предусмотрены для проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка. В соответствии с п. 12.4 Положения, на основании заключения о результатах публичных слушаний Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на испрашиваемый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их руководителю Исполнительного комитета. На основании указанных рекомендаций руководитель Исполнительного комитета в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на испрашиваемый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (п. 12.5 Положения).
Таким образом, руководителем Исполкома Лаишевского района правомерно, с учетом состоявшихся публичных слушаний, в которых принимал участие, как заявитель, так и заинтересованные лица, рекомендаций Комиссии по рассмотрению вопросов об изменении видов разрешенного использования земельных участков, принято постановление N 300 от 17.02.2012 г., которым заявителю отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы заявителя о нарушении данным постановлением норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", являются несостоятельными.
По смыслу статьи 1 ЗК РФ, одними из основных принципов земельного законодательства являются дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, а также, сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому, регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Из материалов дела следует, что принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым N 16:24:130301:159, местонахождение которого определено как Республика Татарстан, Лаишевский район, Татарско-Сараловское сельское поселение, с. Татарские Саралы, входит в охранную зону Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника, что вытекает из п. 6 Положения "Об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника", утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 19.04.2002 г. N 217 (далее - Положение об охранной зоне), согласно которого, в охранную зону Саралинского участка Волжско-Камского заповедника включен населенный пункт Татарские Саралы, кроме того, данное обстоятельство подтверждено представителем заповедника в отзыве и в судебном заседании суда первой инстанции.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники, в том числе биосферные, отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Постановления Правительства РФ от 09.04.2001 N 277 "О расширении территории Волжско-Камского государственного природного заповедника", Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2002 N 217 утверждено Положение об охранной зоне.
В соответствии с п. 7 Положения об охранной зоне, на территории охранной зоны, в частности, запрещается устройство мест отдыха населения, стоянок мото - и автотранспорта, изъятие и предоставление земельных участков для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также под размещение объектов рекреационного назначения.
Требования заявителя не соответствуют вышеприведенным нормам природоохранного законодательства.
Доводы предпринимателя о не определении границ охранной зоны в виде границ земельного участка, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку статья 56 ЗК РФ, такого требования не содержит. Кроме того, в п. 6 Положения об охранной зоне содержится описание границ охранной зоны Саралинского участка заповедника.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2013 г. по делу N А65-9246/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)