Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 01.07.2013 ПО ДЕЛУ N 7775

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу N 7775


Судья Ж.М. Низамова
Учет N 57

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева
судей Р.Э. Курмашевой, С.М. Тютчева
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А.Бегишева гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Г. и представителя ТУ Росимущество в Республике Татарстан - Н. на решение Тукаевского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Д. удовлетворить.
Обязать администрацию Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Исполком Тукаевского муниципального района Республики Татарстан сформировать земельный участок общей площадью 4 га за пределами водоохраной зоны и прибрежной береговой полосы из земельного участка с кадастровым номером .... и провести аукцион по продаже сформированного земельного участка в собственность с участием Д. до 30 мая 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав возражения представителя Д. - Ч. против удовлетворения доводов жалоб, Судебная коллегия

установила:

Д. обратился в суд с иском к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и исполкому Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о формировании земельного участка и проведении торгов по предоставлению земельного участка в собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что 16 июля 2012 года им было подано заявление на имя главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером .... площадью 4 га, которое было проигнорировано.
Из ответов главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и прокурора Тукаевского района Республики Татарстан следует, что данный земельный участок относится к территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан, с чем он не согласен в связи с тем, что согласно расшифровке кадастрового номера земельный участок относится к территории Тукаевского района Республики Татарстан.
Просил обязать ответчиков сформировать земельный участок и провести торги по предоставлению земельного участка в собственность.
Представитель истца Ч. исковые требования уточнил и просил сформировать земельный участок из земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером за пределами водоохраной зоны и прибрежной полосы, и организовать торги до 30 мая 2013 года.
Представитель муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан" и Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Х. иск не признал.
Представитель ТУ Росимущество по Республике Татарстан при рассмотрении дела в суде первой инстанции отсутствовал.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Г. ставится вопрос об отмене судебного решения, указывается, что земельный участок с кадастровым номером .... расположен в границах водоохраной зоны, и сформировать из его состава земельный участок за пределами водоохраной зоны не предоставляется возможным.
В апелляционной жалобе представителя ТУ Росимущество в Республике Татарстан - Н. просит об отмене решения суда, указав, что ч. 8 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации содержит прямой запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
В суде апелляционной инстанции представитель Д. - Ч. просил в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером .... располагается по адресу: <адрес>, относится землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, площадь земельного участка составляет 175915 кв. м, право собственности не зарегистрировано. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 22 июня 2012 года.
13 июля 2012 года Д. обратился к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, площадью 4 га с вышеуказанным кадастровым номером.
Из ответа руководителя исполкома Тукаевского муниципального района в адрес истца от 19 января 2013 года следует, что его заявление принято к рассмотрению, испрашиваемый земельный участок формируется для проведения открытого аукциона и будет выставлен на продажу в течение 2013 года, о чем в средствах массовой информации будет опубликовано извещение.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером ...., общей площадью 175915 кв. м, из которого должен быть сформирован испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохраной зоны.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования истца направлены на формирование земельного участка за пределами границ водоохраной зоны и прибрежной береговой полосы.
Учитывая вышеизложенное, состоявшееся судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Доводы апелляционной жалобы представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Г., что земельный участок с кадастровым номером .... расположен в границах водоохраной зоны, не могут повлечь отмены правильного по существу судебного постановления.
Согласно п. 6 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ширина водоохраной зоны водохранилища, устанавливается в размере пятидесяти метров, а земельный участок с кадастровым номером .... имеет ширину от 150 метров и более от границы водоохраной зоны, что подтверждается кадастровым планом и паспортом от 24 декабря 2012 года.
Учитывая вышеизложенное, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы представителя ТУ Росимущество в Республике Татарстан - Н., что ч. 8 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации содержит прямой запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
Поскольку испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером .... расположен не в пределах береговой полосы.
Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Г. и представителя ТУ Росимущество в Республике Татарстан - Н. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)