Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 N 18АП-9130/2013 ПО ДЕЛУ N А07-4754/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. N 18АП-9130/2013

Дело N А07-4754/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2013 по делу N А07-4754/2013 (судья Харисов А.Ф.).
Местная мусульманская религиозная организация Махалля "Нур" г. Уфы (далее - заявитель, мусульманская организация "Нур") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования от 19.11.2012 N 47, заключенного между Религиозным объединением мусульман "НУР" города Уфы и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов от 09.02.2013 N 01/507/2012-438 незаконным, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан зарегистрировать договор безвозмездного срочного пользования от 19.11.2012 N 47, заключенного между Религиозным объединением мусульман "НУР" города Уфы и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Решением суда от 30.07.2013 (резолютивная часть от 29.07.2013) заявление мусульманской организации "Нур" удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.07.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение судом норм материального права.
Полагает, что судом не применены подлежащие применению нормы пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которая исключает возможность государственной регистрации сделки в отношении неучтенного земельного участка. Земельный участок, являвшийся объектом заявленной к регистрации сделки, образован в порядке статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154 и на кадастровый учет в установленном порядке не поставлен, а земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154 снят с государственного кадастрового учета. Таким образом, для государственной регистрации сделки должен быть предоставлен кадастровый паспорт на лесной участок, переданный в аренду, в отсутствие такового оснований для государственной регистрации не имеется.
Апеллянт полагает, что ссылка суда на обстоятельства, установленные по делу N А07-18297/2011, противоречат статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), так как указанный спор рассмотрен между другими лицами и по другим фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что судом не учтена правовая позиция, сформированная по другим арбитражным делам с аналогичными обстоятельствами.
Мусульманская организация "Нур" и Министерство лесного хозяйства представили возражения на апелляционную жалобу и отзыв, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились, заявитель просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, в соответствии с распоряжением Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 19.11.2012 N 1512-р между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и Религиозным объединением мусульман города Уфы "Нур" 19.11.2012 заключен договор N 47 безвозмездного срочного пользования лесным участком, согласно которого Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан передало, а Религиозное объединение мусульман города Уфы "Нур" приняло лесной участок, находящийся в государственной собственности в безвозмездное срочное пользование в целях осуществления религиозной деятельности, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, в границах Уфимского лесничества, Покровского участкового лесничества, квартал N 21, выдела N 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. Номер учетной записи в Государственном лесном реестре 11800147-12-15-47, категория земель - земли лесного фонда (т. 1 л.д. 6-16, 139).
Площадь лесного участка составляет 35 га (п. 1.2 договора), срок действия договора установлен с момента подписания акта приема-передачи лесного участка сроком на 49 лет с 19.11.2012 по 19.11.2061 (п. 2.2 договора).
План-схема расположения лесного участка и его границы приведены в приложении N 1 (т. 1 л.д. 12).
25.12.2012 мусульманская организация "Нур" обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора N 47 безвозмездного срочного пользования лесным участком от 19.11.2012, о чем свидетельствует расписка в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 18).
Помимо прочих документов заявителем было представлено письмо Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Уфимское лесничество" от 30.11.2012 N 752, согласно которому лесничество подтверждало, что вышеуказанный лесной участок передан заявителю, находится в составе земель лесного фонда согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серии 02 АА N 303049 от 20.08.2004, кадастровый номер 02:47:000000:0154 (т. 1 л.д. 17).
09.02.2013 Управление Росреестра сообщением за N 01/507/2012-438 отказало заявителю в государственной регистрации договора N 47 безвозмездного срочного пользования лесным участком от 19.11.2012 (т. 1 л.д. 19-21).
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации по доводам, изложенным регистрационным органом, не имелось, так как заявителем для государственной регистрации сделки были предоставлены все необходимые документы, договор безвозмездного срочного пользования лесным участком по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства. Наличие плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре, в силу чего предоставление кадастрового паспорта на такой земельный участок не требуется. Земельный участок, являющийся предметом договора, определен в договоре в плане-схеме с указанием признаков, позволяющих идентифицировать объект.
Выводы суда нельзя признать обоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав).
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом в силу пункта 1.2 указанной статьи Закона о государственной регистрации прав не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 47 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из п. 2, 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации прав, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона о государственной регистрации прав представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 4.1, пункту 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из материалов дела следует, переданный заявителю лесной участок площадью 35 га входит в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 02:47:000000:0154.
Таким образом, в отношении лесного участка, являющегося объектом договора безвозмездного пользования от 19.11.2012, должен быть осуществлен государственный кадастровый учет, доказательств чего в материалы дела не представлено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для государственной регистрации договора безвозмездного пользования противоречат норме пункта 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
В силу положений указанной нормы представленные заявителем для государственной регистрации сделки планы и схемы лесных участков, а также их описание в договоре N 47 безвозмездного срочного пользования лесным участком от 19.11.2012 не соответствуют требованиям действующего законодательства, ввиду чего в силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав не могут быть приняты для государственной регистрации сделки.
Апелляционный суд также признает обоснованным доводы апелляционной жалобы о неприменении к рассматриваемым отношениям нормы ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку являющийся предметом договора безвозмездного пользования лесной участок образован из участка лесного фонда с кадастровым номером 02:47:000000:0154, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, ввиду чего при передаче спорного участка в пользование заявителю он должен быть поставлен на государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации договора N 47 безвозмездного срочного пользования лесным участком от 19.11.2012 управлением Росреестра являлся правильным, соответствовал требованиям статей 13, 16, 17, 18, 20 Закона о государственной регистрации прав.
Требования заявителя в силу части 3 статьи 201 АПК РФ не подлежали удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2013 по делу N А07-4754/2013 отменить.
В удовлетворении требований Местной мусульманской религиозной организации Махалля "Нур" г. Уфы отказать в полном объеме.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)