Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N А13-3081/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N А13-3081/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС" Климова А.И. (доверенность от 30.04.2013), Климова И.М. (доверенность от 09.01.2013 N 6), рассмотрев 27.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.03.2013 по делу N А13-3081/2012 (судьи Киров С.А., Мамонова А.Е., Борисова Ю.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС", место нахождения: 249030, Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул. Ленина, д. 76, ОГРН 1034002803009 (далее - ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействующим постановления правительства Вологодской области (далее - Правительство) от 13.12.2010 N 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" (далее - Постановление N 1463) в части ставки арендной платы, установленной за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, - 5,6% от кадастровой стоимости участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007.
В обоснование заявленных требований ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС" указало, что приложением 9 оспариваемого постановления ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района установлены в процентах от кадастровой стоимости. В данном приложении установлена ставка арендной платы, равная 5,6% кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Установление ставки в указанном размере привело к тому, что арендная плата за 1 кв. м выросла по сравнению с 2010 годом в 110 раз, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), не соответствует принципу экономической обоснованности размера арендной платы и несопоставимо с доходностью арендуемых земельных участков. В письменных объяснениях по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество дополнительно указало, что оспариваемым постановлением нарушаются также принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип необходимости поддержки социально значимых видов деятельности. Доходность арендуемых Обществом земельных участков является нулевой, какое-либо экономическое обоснование увеличения размера арендной платы отсутствует как у Правительства, так и у администрации Вытегорского муниципального района.
Определением суда первой инстанции от 14.05.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района, место нахождения: Вологодская обл., г. Вытегра, пр. Ленина, д. 68 (далее - Комитет).
Прокурор Вологодской области вступил в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2012 Постановление N 1463 в части ставки арендной платы, установленной за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, - 5,6% от кадастровой стоимости участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлению N 582. В удовлетворении требований Обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2012 решение суда от 02.08.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2013 Постановление N 1463 в оспариваемой части признано соответствующим ЗК РФ и Постановлению N 582. В удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве Правительство просит оставить без изменения обжалуемое решение, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 20.06.2013 присутствовали представители Общества, которые поддержали доводы жалобы, был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 27.06.2013. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и при участии представителей Общества, которые поддержали доводы жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС" является арендатором семи земельных участков с кадастровыми номерами 35:01:0303025:13, 35:01:0304028:31, 35:01:0301007:214, 35:01:0301007:211, 35:01:0301012:54, 35:01:0101013:27, 35:01:0206007:50, расположенных на территории Вытегорского муниципального района. Указанные участки являются землями населенных пунктов, предназначенными для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, и относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена; арендодателем участков является Комитет.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области определяется Правительством.
Постановлением N 1463 на 2011 год установлена ставка арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, в том числе за пользование спорными земельными участками, 5,6% от их кадастровой стоимости.
Полагая, что оспариваемое постановление в части установления вышеназванного коэффициента не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд указал, что в сравнении с иными видами разрешенного коммерческого использования арендная плата за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, значительно ниже, кроме того, установленная оспариваемым Постановлением ставка является экономически обоснованной, соответствует средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Вологодской области.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Пунктом 2 Постановления N 1463 установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, определяется путем умножения установленных названным Постановлением ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом понижающих коэффициентов, установленных приложениями 1 - 28 к данному Постановлению.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 (в редакции от 05.04.2010 N 355), вступившим в силу 01.01.2011, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области. В результате новой государственной кадастровой оценки земли кадастровая стоимость земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе увеличилась в 26,45 раз и составила в 2011 году 59,24 руб./кв. м.
Суд первой инстанции указал, что Общество не оспаривает данную кадастровую стоимость земли, и сделал вывод о том, что арендная плата не может не изменится, или изменится незначительно при переоценке в десятки раз кадастровой стоимости земли.
В результате применения ставки арендной платы к указанной кадастровой стоимости земли размер арендной платы составил 3,31 руб./кв. м. До 01.01.2011 в отношении земель указанной категории была установлена арендная плата: 0,03 руб./кв. м - по сельским поселениям, 0,34 руб./кв. м - по муниципальному образованию "Город Вытегра".
Суд первой инстанции указал, что сравнение указанных абсолютных величин позволяет сделать вывод о соразмерности арендной платы за использование земельных участков их кадастровой стоимости, поскольку данными сравнительного анализа, охватывающего период с 2006 по 2012 год, установлено, что Вытегорский район при ставке 5,6% (3,31 руб. за кв. м) занимает среди других муниципальных районов 9-ое место:
- - средняя величина ставки арендной платы за использование в 2011 году земельных участков, предоставленных для размещения спорных объектов в соответствии с оспариваемым Постановлением, составила 1,72% кадастровой стоимости земельных участков, в то же время средний размер арендной платы за 1 кв. м, рассчитанный исходя из средних значений кадастровой стоимости, по муниципальным образованиям составил 2,70 руб./кв. м;
- - минимальная арендная плата в разрезе муниципальных районов по землям рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения составила 0,03 руб./кв. м, максимальная - 12,67 руб./кв. м.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемая ставка значительно ниже иных ставок, предусмотренных для иных видов коммерческого использования земельных участков.
Также суд указал, что Правительство приняло оспариваемое Постановление на основании предложения Комитета о понижающих коэффициентах и для расчета размера арендной платы утвердило коэффициенты, привязанные к кадастровой стоимости.
При проведении независимыми оценщиками рыночной оценки земельных участков под дачное строительство в деревне Ундозерский Погост с целью проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка, начальная цена составила 18,60 руб./кв. м, в ходе торгов продажная цена возросла до 49,31 руб./кв. м. По земельным участкам для размещения домов индивидуальной жилой застройки, выставленным на торги по продаже права на заключение договора аренды, согласно отчетам независимых оценщиков средняя рыночная стоимость права аренды составила 6,62 руб./кв. м, в ходе торгов средняя продажная стоимость права аренды составила 168,21 руб./кв. м. По земельным участкам, расположенным на территории сельского поселения "Андомское" начальная цена права аренды по отчетам независимых оценщиков составила 44,58 руб./кв. м, по результатам торгов средняя цена составила 115,16 руб./кв. м.
Участки заявителя расположены вблизи земельных участков, право на заключение договора аренды которых было реализовано посредством проведения торгов, поэтому суд первой инстанции посчитал, что сведения о данных участках являются сравнимыми с характеристиками участков заявителя.
В 2010 году средняя оценочная стоимость одного квадратного метра по району составила 32,28 руб., продажная - 124,74 руб., оценочная стоимость согласно отчетам об определении рыночной стоимости земельных участков в среднем по району в 1076 раз выше ставок арендной платы, установленной на 2010 год за земли населенных пунктов для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (0,03 руб.), продажная стоимость (средняя по району) выше в 4158 раз.
Заявитель не оспаривает, что арендуемые им земельные участки расположены на берегах озер Ундозеро, Ежеозеро, Тудозеро, нерестовой реки Мегра, а также тот факт, что рельеф земельных участков ровный, конфигурация прямоугольная, имеется доступная транспортная инфраструктура и возможность подключения к электрическим сетям, что делает данные участки повышенно доходными и привлекательными как с точки зрения отдыха, так и занятия предпринимательской деятельностью. Данные обстоятельства также учтены как Комитетом при направлении предложений относительно ставок арендной платы, так и Правительством при их утверждении.
В результате проведенного анализа суд первой инстанции сделал вывод о том, что установленная ставка арендной платы 5,6% от кадастровой стоимости (3,31 руб.) - является экономически обоснованной и соответствует интересам заявителя, поскольку размер арендной платы в десятки раз меньше арендной платы, уплачиваемой победителями торгов по продаже права аренды на земельные участки, имеющие сходные характеристики.
Суд первой инстанции также указал, что размер установленной ставки арендной платы подтверждается математическим расчетом. Ставка арендной платы (К) = К1*К2*К3*К4, где К1 - средняя ставка земельного налога по району по землям рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (1,5); К2 - коэффициент корректировки в соответствии с решением представительного Собрания Вытегорского муниципального района от 09.11.2005 N 229 (0,2); К3 - соотношение максимального значения кадастровой стоимости к минимальной (1045,59*1,5): (59,24*1,5)=17; коэффициент инфляции на 2010 год - 1,1; в соответствии с расчетом ставка арендной платы составила 5,61% (К=1,5*0,2*17*1,1=5,61).
Довод Общества о необоснованности применения при расчете арендной платы величины коэффициентов К2 и К4 указанной выше величины отклонен судом первой инстанции, поскольку ставка арендной платы определялась в целом по району исходя из вида разрешенного использования земельных участков, поэтому коэффициент применялся исходя из численности населения района и в соответствии с видом осуществляемой на земельном участке деятельности, следовательно, среднеарифметический К2 (0,2) является обоснованным.
В отношении коэффициента инфляции, равного 1,1, суд первой инстанции отметил, что предложения по ставкам арендной платы отправлены администрацией Вытегорского муниципального района в Правительство 09.07.2010.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции на 01.07.2010) уровень инфляции установлен в размере, не превышающем 10% (1,1). Соответствующие изменения в данный Закон в части уровня инфляции вступили в силу только 26.07.2010, поэтому Комитет на момент разработки предложений по ставкам арендной платы правомерно использовал коэффициент инфляции, равный 1.1.
Следует согласиться с выводом суда о том, что расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, соблюдение принципа экономической обоснованности.
Установление Правительством величины ставки арендной платы, используемой в формуле расчета размера арендной платы, в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков не противоречит Постановлению N 582. При этом, в целях выявления экономической обоснованности ставки арендной платы, как установлено судом, проведен сравнительный анализ, а также расчет величины применяемого коэффициента.
При таких данных вывод суда о том, что Постановление N 1463 в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, следует признать правильным.
Доводы подателя жалобы фактически сводятся к оспариванию экономической обоснованности расчета, проверка которого к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.
Довод Общества о том, что для участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, арендная плата устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости, подлежит отклонению. Данный довод впервые приведен в кассационной жалобе. Кроме того, при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков, суд вправе дать оценку нормативным актам публичных образований, устанавливающим арендную плату за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия Постановлению N 582.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.03.2013 по делу N А13-3081/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА

Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)