Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2009 ПО ДЕЛУ N А31-3217/2008-10

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2009 г. по делу N А31-3217/2008-10


Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Перминовой Г.Г., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой В.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: директора Виноградова В.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аланта"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.11.2008 по делу N А31-3217/2008-10, принятое судом в составе судьи Егоровой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аланта"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации города Костромы в лице Управления градостроительства и архитектуры г. Костромы, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы
о признании незаконным отказа в размещении объекта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аланта" (далее - заявитель, Общество, ООО "Аланта") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент) в размещении объекта - общественного здания административного назначения на земельном участке, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 22; обязании администрации города Костромы (далее - Администрация) обеспечить выбор названного земельного участка, оформить акт о его выборе и утвердить границы земельного участка.
Определением от 05.08.2008 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Костромы в лице Управления градостроительства и архитектуры г. Костромы (далее - Управление), Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы (далее - Комитет)
Решением суда первой инстанции от 06.11.2008 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Аланта" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 05.11.2008 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований. Заявитель полагает, что суд применил не подлежащие применению нормы пунктов 2, 7 статьи 36 Земельного кодекса российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 160-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункта 2.13 СНиП 2.07.01-89, которые не регулируют правоотношения, связанные с предоставлением свободных земельных участков для строительства нежилого здания. Кроме того, факт нарушения этих норм ответчиком не доказан. Общество считает, что в рассматриваемом случае подлежали применению абзац 1 пункта 2 статьи 31, пункт 1 статьи 83 ЗК РФ, части 2, 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). В связи с наличием градостроительной документации испрашиваемый ООО "Аланта" земельный участок относится к территории, подлежащей застройке. Градостроительные, экологические и иные условия, препятствующие строительству объекта, судом не названы. Также в мотивировочной части решения не указаны причины, по которым были отклонены доводы Общества, изложенные в возражениях от 16.10.2008 и 05.11.2008.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что существующей градостроительной документацией не предусмотрено строительство на земельном участке зданий общественного назначения, не основан на материалах дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент считает отказ в размещении объекта законным, доводы ООО "Аланта" несостоятельными, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Департамент, Администрация и Комитет явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Администрация и Комитет отзывы на апелляционную жалобу не представили. Департамент ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей вышеназванных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.05.2008 ООО "Аланта" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта - общественного здания административного назначения по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 22, площадь земельного участка - 1050 кв. м, испрашиваемое право на землю - аренда. К заявлению приложены анкета и план размещения объекта.
Письмом от 21.07.2008 Департамент сообщил Обществу о невозможности предоставления земельного участка для строительства в связи с тем, что, по информации, полученной из Управления, на указанной территории расположены строения, принадлежность которых не установлена; границы и размеры свободного земельного участка могут быть определены только после выполнения проекта межевания в составе проекта планировки квартала. В настоящее время средства для выполнения данных работ в полном объеме в городском бюджете не предусмотрены.
Считая отказ Департамента незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Аланта", суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в квартале существующей малоэтажной застройки, земельные участки под жилыми домами не сформированы; имеющиеся в деле доказательства - письма Администрации в лице Управления, генеральный план г. Костромы, проект детальной планировки Ленинского района г. Костромы, объяснения Администрации в лице Управления, подтверждают, что существующей градостроительной документацией строительство объектов - зданий общественного назначения на указанном земельном участке не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления этих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", постановлению администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", распоряжение земельными участками, расположенными на территории г. Костромы и находящимися в неразграниченной государственной собственности, в том числе принятие решения по вопросу о предоставлении их для строительства, осуществляется Департаментом.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Заявлением от 28.05.2008 (л.д. 11-13) ООО "Аланта" инициировало процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего кодекса.
Кроме того, процедура предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирована главой 2 раздела IV Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а (далее - Порядок).
Пунктом 44 Порядка предусмотрено, что Департамент в течение 5 дней со дня регистрации заявления о выборе земельного участка направляет в Администрацию копию заявления с приложениями для обеспечения выбора земельного участка, изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с условиями, изложенными в заявлении, о чем письменно информирует заявителя.
Администрация в двухмесячный срок со дня получения указанных документов обеспечивает выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ, пункт 45 Порядка).
Согласно пунктам 47, 48 Порядка в случае невозможности выбора земельного участка для строительства на основании документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий Администрация в семидневный срок предоставляет Департаменту мотивированный отказ в размещении объекта на земельном участке с приложением обосновывающих документов. После чего Департамент направляет заявителю уведомление об отказе в размещении объекта в семидневный срок со дня его принятия.
Из систематического и логического толкования вышеуказанных норм следует, что выбор земельного участка должен осуществляться исходя из назначения территории, в состав которой он входит.
В силу части 1 статьи 9 ГрК РФ назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований определяется при проведении территориального планирования.
Выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установление параметров планируемого развития территории, установление границ застроенных земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется при подготовке документации по планировке застроенных или подлежащих застройке территорий (части 1, 2 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно выкопировке N 3 из проекта детальной планировки Ленинского района г. Костромы, утвержденного решением Исполнительного комитета Костромского совета народных депутатов от 25.07.1991 N 634 (л.д. 53, 64-65) и действующего в настоящее время в силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", земельный участок, испрашиваемый Обществом для строительства административного здания (схема - л.д. 13), относится к территории жилой застройки.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ГрК РФ в жилой зоне не допускается размещение административных зданий. Следовательно, выбор рассматриваемого земельного участка для строительства административного здания противоречит назначению территории, в состав которой он входит.
Кроме того, проектом детальной планировки Ленинского района (л.д. 65) не предусмотрено возведение на испрашиваемом заявителем земельном участке какого-либо объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемого отказа Департамента в размещении объекта и считает правильным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ООО "Аланта".
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению. Применение судом перечисленных в жалобе норм материального права и отсутствие в решении от 06.11.2008 мотивов, по которым были отклонены возражения Общества против доводов иных лиц, участвующих в деле, не привело к принятию неправильного решения.
Ссылка на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что существующей градостроительной документацией не предусмотрено строительство на испрашиваемом земельном участке зданий общественного назначения, противоречит материалам дела.
Наличие градостроительной документации не является основанием для однозначного вывода о том, что соответствующая территория может быть застроена любыми объектами без учета ее назначения. При этом факт нахождения на той или иной территории какого-либо объекта, противоречащего ее назначению, не может рассматриваться как разрешение на размещение на данной территории и других аналогичных объектов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено. о______________________________________________________________________________________________________________________________
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Костромской области от 06.11.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Аланта" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 06.11.2008 по делу N А31-3217/2008-10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аланта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.В.ЛЫСОВА

Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ПЕРМИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)