Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012
по делу N А79-10213/2012,
принятое судьей Яхатиной С.Ю.
по заявлению индивидуального предпринимателя Борзова Юрия Алексеевича (Чувашская Республика, г. Чебоксары) о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары от 23.07.2011 N 2403-р,
без участия лиц,
и
индивидуальный предприниматель Борзов Юрий Алексеевич (далее - Предприниматель, Борзов Ю.А.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 23.07.2011 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации города Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение администрации города Чебоксары от 23.07.2011 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации города Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р". Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя судебные расходы в размере 200 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что у него имелись основания для отмены в порядке самоконтроля ранее принятых ненормативных правовых актов.
В судебном заседании представители администрации г. Чебоксары и ИП Борзова Ю.А. поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 06.06.2005 администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 1977-р "О предварительном согласовании места размещения автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола", которым утвердила акт выбора земельного участка под проектирование и размещение автостоянки (пункт 1.1), и проект границ земельного участка (пункт 1.2). Пунктом 3 данного распоряжения орган местного самоуправления поручил Борзову Ю.А. выполнение проектной документации и согласование ее в установленном порядке.
На основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 19.10.2005 N 3790-р индивидуальному предпринимателю Борзову Ю.А. в аренду сроком до 27.09.2010 предоставлен по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары земельный участок из земель поселений, площадь 1888 кв. м, для размещения и эксплуатации автостоянки и здания автосервиса.
Распоряжением от 05.05.2006 N 1375 орган местного самоуправления внес в распоряжение от 19.10.2005 N 3790-р изменение, заменив слова "здания автосервиса" на "строительства здания автосервиса".
01.08.2006 администрация г. Чебоксары Чувашской Республики (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Борзов Ю.А. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 257/2957-К, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям поселений, общая площадь 1888 кв. м, кадастровый номер 21:01:03 03 10:0066, расположенный в г. Чебоксары по ул. Ленинского Комсомола, для размещения и эксплуатации автостоянки и строительства здания автосервиса.
Стороны установили срок действия договора до 27.09.2010 и 28.08.2006 зарегистрировали его в установленном законом порядке.
24.10.2006 Предприниматель уведомил орган местного самоуправления о том, что в процессе оформления разрешения на строительство выяснилось, что на предоставленном земельном участке имеется проложенная ТЭЦ-1 в 2001 году подземная теплотрасса, которая отсутствует на топографическом плане города.
Муниципальное учреждение "Земельное управление" письмом от 23.11.2006 уведомило Предпринимателя о возможном перерасчете арендной платы при принятии соответствующего решения администрацией г. Чебоксары.
Письмом от 13.12.2006 N Б-6907/Б-2199 орган местного самоуправления сообщил Предпринимателю о возможности использовать земельный участок при условии согласования с ОАО "ТГК-5" или при изменении координат границ земельного участка со смещением в сторону севера.
Одновременно администрация г. Чебоксары уведомила о поручении муниципальному учреждению "Земельное управление" пересмотреть расчет арендной платы в связи с невозможностью Предпринимателем использовать обозначенный земельный участок по независящим от него причинам.
Чебоксарская ТЭЦ-1 известила Борзова Ю.А. о несогласовании ему размещения автостоянки с автосервисом на земельном участке.
После этого 13.09.2007 Предприниматель обратился к органу местного самоуправления с письмом о выполнении корректировки границ земельного участка.
27.10.2009 орган местного самоуправления подтвердил невозможность использования сформированного земельного участка, что зафиксировано в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 13.03.2008 N 18-К, составленном муниципальными земельными инспекторами г. Чебоксары.
23.12.2009 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом письмом N 2953 предложил Борзову Ю.А. обратиться в администрацию г. Чебоксары с заявлением о прекращении действия договора аренды земельного участка от 01.08.2006 N 257/2957-К в связи с невозможностью его использования.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.08.2011 по делу N А79-4608/2011, в рамках которого арбитражный суд пришел к выводу о том, что у Предпринимателя отсутствует обязанность по уплате по уплате арендных платежей на основании договора от 01.08.2006 N 257/2957-К в связи с нарушением администрацией г. Чебоксары (арендодателем) обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации и невозможностью использовать земельный участок арендатором.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, бесспорно установлено, что на сформированном земельном участке у Борзова Ю.А. отсутствовала возможность построить здание автосервиса, в связи с чем орган местного самоуправления по своей инициативе с согласия Предпринимателя стал осуществлять работы по изменению координат границ земельного участка со смещением в сторону севера.
В соответствии с протоколом проведения публичных слушаний и заключением о его результатах от 03.12.2010 решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.02.2011 N 107 внесено изменение в статью 24 "Карта зонирования территории города Чебоксары" Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, а также изменен градостроительный регламент части территориальной зоны озеленения специального участка, расположенного по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
На основании заявления Борзова Ю.А. от 03.08.2009 N ПР-01/262 о предоставлении обозначенного земельного участка под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального транспорта 17.05.2011 администрация г. Чебоксары опубликовала в газете "Чебоксарские новости" информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
После опубликования указанной информации каких-либо заявлений или возражений в части предоставления земельного участка в адрес органа местного самоуправления не поступало.
16.09.2011 на основании рассмотренной главным архитектором г. Чебоксары проектной документации и заявления Борзова Ю.А. администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 2456-р "О внесении изменений в распоряжение администрации города Чебоксары от 06.06.2005 N 1977-р", в котором указала, что акт от 05.04.2005 N 242 выбора земельного участка под размещение автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола, следует считать действительным.
Распоряжением от 16.09.2011 N 2456-р администрация г. Чебоксары утвердила новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане от 26.07.2011 с учетом охранной зоны магистральной теплосети.
По заказу Предпринимателя ООО "НПП "Инженер" 30.12.2011 изготовило новый межевой план земельного участка площадью 1888 кв. м N 21-0-1021/3001/2-12-12 от 10.01.2012, который был представлен в органы кадастрового учета.
В ходе выполнения кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ вышеуказанного земельного участка согласно договору на выполнение кадастровых работ кадастровый инженер выявил кадастровую ошибку, которая была исправлена органом кадастрового учета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на основании заявления представителя администрации г. Чебоксары.
Непринятие администрацией г. Чебоксары решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка послужило основанием для обращения Борзова Ю.А. в арбитражный суд.
По заявлению Борзова Ю.А. Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии возбудил дело N А79-6917/2012, в период рассмотрения которого администрация г. Чебоксары издала распоряжение от 23.07.2011 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации города Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р".
Полагая, что распоряжение органа местного самоуправления распоряжение от 23.07.2011 N 2403-р не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 11, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и исходил из того, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Положениями статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место размещения объекта, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу частей 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Акт выбора земельного участка, согласованный в установленном порядке, является основанием для его утверждения и принятия решения о предварительном согласовании места размещения и действует в течение 3 лет.
В силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии о статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия такого акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Таким образом, администрация г. Чебоксары должна доказать, что отмененные распоряжения были изданы с нарушением действующего законодательства.
В оспариваемом распоряжении от 23.07.2012 N 2403-р администрация г. Чебоксары не привела мотивы, по которым отменила ранее принятые распоряжения от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р.
В процессе рассмотрения дела в обоснование своей позиции администрация г. Чебоксары указывала на нарушение ею при повторном проведении процедуры формирования земельного участка порядка информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Однако фактические обстоятельства дела и доказательства, представленные в материалы дела, опровергают такое утверждение органа местного самоуправления.
Информация о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства была опубликована в газете "Чебоксарские новости" 17 мая 2012 года, то есть до издания отмененного распоряжения от 16.09.2011 N 2456-р, и каких-либо заявок после произведенного информирования населения не поступало, что подтверждает и сам орган местного самоуправления.
На момент издания оспариваемого ненормативного правового акта распоряжение от 16.09.2011 N 2456-р было фактически исполнено администрацией г. Чебоксары и уполномоченным в области кадастрового учета органом путем оформления нового межевого плана и утверждения его органом кадастрового учета.
Указанные действия в соответствии с определением статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" являются юридически значимыми и осуществлены администрацией г. Чебоксары по своей инициативе именно в целях восстановлении прав Предпринимателя, нарушенных при первоначальном формировании земельного участка и предоставлении в аренду не пригодного для целей строительства земельного участка.
В связи с этим признаются несостоятельными доводы администрации г. Чебоксары об изменении границ земельного участка путем перераспределения земель.
Установлено по делу, что договор аренды не исполнялся сторонами ввиду невозможности использовать земельный участок для строительства, арендатором принимались меры, предусмотренные статьей 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, для обеспечения возможности использовать предоставленный земельный участок по назначению.
Издав распоряжение от 16.09.2011 N 2456-р и обратившись с заявлением в органы кадастрового учета об утверждении нового межевого плана земельного участка, администрация г. Чебоксары подтвердила существование своих обязательств перед Предпринимателем по предоставлению земельного участка для строительства.
Суд считает, что в данном конкретном случае совершенные администрацией г. Чебоксары действия, в том числе издание администрацией г. Чебоксары распоряжений от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р, не противоречат Земельному кодексу Российской Федерации и вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал наличие оснований для их отмены.
Фактически после выявления невозможности Предпринимателем использовать земельный участок для строительства администрация г. Чебоксары осуществляла не выбор земельного участка площадью 1888 кв. м повторно, а именно корректировку границ земельного участка, в том числе посредством издания ненормативных правовых актов - распоряжений от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р, необходимых для утверждения новой схемы земельного участка и дальнейшего изготовления нового межевого плана земельного участка.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора как и суд первой инстанции не установил правовых оснований для последующего издания распоряжения от 23.07.2012 N 2403-р.
Установив обстоятельства рассматриваемого дела, применив нормы материального права, исследовав представленные в материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 131-ФЗ, и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Борзова Ю.А. в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил требования Предпринимателя, он обоснованно взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе заявителем доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, так как администрация г. Чебоксары освобождена от уплаты государственной пошлины как орган, выступающий в защиту государственных и общественных интересов.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А79-10213/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А79-10213/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012
по делу N А79-10213/2012,
принятое судьей Яхатиной С.Ю.
по заявлению индивидуального предпринимателя Борзова Юрия Алексеевича (Чувашская Республика, г. Чебоксары) о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары от 23.07.2011 N 2403-р,
без участия лиц,
и
установил:
индивидуальный предприниматель Борзов Юрий Алексеевич (далее - Предприниматель, Борзов Ю.А.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 23.07.2011 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации города Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение администрации города Чебоксары от 23.07.2011 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации города Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р". Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя судебные расходы в размере 200 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что у него имелись основания для отмены в порядке самоконтроля ранее принятых ненормативных правовых актов.
В судебном заседании представители администрации г. Чебоксары и ИП Борзова Ю.А. поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 06.06.2005 администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 1977-р "О предварительном согласовании места размещения автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола", которым утвердила акт выбора земельного участка под проектирование и размещение автостоянки (пункт 1.1), и проект границ земельного участка (пункт 1.2). Пунктом 3 данного распоряжения орган местного самоуправления поручил Борзову Ю.А. выполнение проектной документации и согласование ее в установленном порядке.
На основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 19.10.2005 N 3790-р индивидуальному предпринимателю Борзову Ю.А. в аренду сроком до 27.09.2010 предоставлен по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары земельный участок из земель поселений, площадь 1888 кв. м, для размещения и эксплуатации автостоянки и здания автосервиса.
Распоряжением от 05.05.2006 N 1375 орган местного самоуправления внес в распоряжение от 19.10.2005 N 3790-р изменение, заменив слова "здания автосервиса" на "строительства здания автосервиса".
01.08.2006 администрация г. Чебоксары Чувашской Республики (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Борзов Ю.А. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 257/2957-К, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям поселений, общая площадь 1888 кв. м, кадастровый номер 21:01:03 03 10:0066, расположенный в г. Чебоксары по ул. Ленинского Комсомола, для размещения и эксплуатации автостоянки и строительства здания автосервиса.
Стороны установили срок действия договора до 27.09.2010 и 28.08.2006 зарегистрировали его в установленном законом порядке.
24.10.2006 Предприниматель уведомил орган местного самоуправления о том, что в процессе оформления разрешения на строительство выяснилось, что на предоставленном земельном участке имеется проложенная ТЭЦ-1 в 2001 году подземная теплотрасса, которая отсутствует на топографическом плане города.
Муниципальное учреждение "Земельное управление" письмом от 23.11.2006 уведомило Предпринимателя о возможном перерасчете арендной платы при принятии соответствующего решения администрацией г. Чебоксары.
Письмом от 13.12.2006 N Б-6907/Б-2199 орган местного самоуправления сообщил Предпринимателю о возможности использовать земельный участок при условии согласования с ОАО "ТГК-5" или при изменении координат границ земельного участка со смещением в сторону севера.
Одновременно администрация г. Чебоксары уведомила о поручении муниципальному учреждению "Земельное управление" пересмотреть расчет арендной платы в связи с невозможностью Предпринимателем использовать обозначенный земельный участок по независящим от него причинам.
Чебоксарская ТЭЦ-1 известила Борзова Ю.А. о несогласовании ему размещения автостоянки с автосервисом на земельном участке.
После этого 13.09.2007 Предприниматель обратился к органу местного самоуправления с письмом о выполнении корректировки границ земельного участка.
27.10.2009 орган местного самоуправления подтвердил невозможность использования сформированного земельного участка, что зафиксировано в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 13.03.2008 N 18-К, составленном муниципальными земельными инспекторами г. Чебоксары.
23.12.2009 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом письмом N 2953 предложил Борзову Ю.А. обратиться в администрацию г. Чебоксары с заявлением о прекращении действия договора аренды земельного участка от 01.08.2006 N 257/2957-К в связи с невозможностью его использования.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.08.2011 по делу N А79-4608/2011, в рамках которого арбитражный суд пришел к выводу о том, что у Предпринимателя отсутствует обязанность по уплате по уплате арендных платежей на основании договора от 01.08.2006 N 257/2957-К в связи с нарушением администрацией г. Чебоксары (арендодателем) обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации и невозможностью использовать земельный участок арендатором.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, бесспорно установлено, что на сформированном земельном участке у Борзова Ю.А. отсутствовала возможность построить здание автосервиса, в связи с чем орган местного самоуправления по своей инициативе с согласия Предпринимателя стал осуществлять работы по изменению координат границ земельного участка со смещением в сторону севера.
В соответствии с протоколом проведения публичных слушаний и заключением о его результатах от 03.12.2010 решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.02.2011 N 107 внесено изменение в статью 24 "Карта зонирования территории города Чебоксары" Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, а также изменен градостроительный регламент части территориальной зоны озеленения специального участка, расположенного по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
На основании заявления Борзова Ю.А. от 03.08.2009 N ПР-01/262 о предоставлении обозначенного земельного участка под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального транспорта 17.05.2011 администрация г. Чебоксары опубликовала в газете "Чебоксарские новости" информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
После опубликования указанной информации каких-либо заявлений или возражений в части предоставления земельного участка в адрес органа местного самоуправления не поступало.
16.09.2011 на основании рассмотренной главным архитектором г. Чебоксары проектной документации и заявления Борзова Ю.А. администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 2456-р "О внесении изменений в распоряжение администрации города Чебоксары от 06.06.2005 N 1977-р", в котором указала, что акт от 05.04.2005 N 242 выбора земельного участка под размещение автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола, следует считать действительным.
Распоряжением от 16.09.2011 N 2456-р администрация г. Чебоксары утвердила новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане от 26.07.2011 с учетом охранной зоны магистральной теплосети.
По заказу Предпринимателя ООО "НПП "Инженер" 30.12.2011 изготовило новый межевой план земельного участка площадью 1888 кв. м N 21-0-1021/3001/2-12-12 от 10.01.2012, который был представлен в органы кадастрового учета.
В ходе выполнения кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ вышеуказанного земельного участка согласно договору на выполнение кадастровых работ кадастровый инженер выявил кадастровую ошибку, которая была исправлена органом кадастрового учета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на основании заявления представителя администрации г. Чебоксары.
Непринятие администрацией г. Чебоксары решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка послужило основанием для обращения Борзова Ю.А. в арбитражный суд.
По заявлению Борзова Ю.А. Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии возбудил дело N А79-6917/2012, в период рассмотрения которого администрация г. Чебоксары издала распоряжение от 23.07.2011 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации города Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р".
Полагая, что распоряжение органа местного самоуправления распоряжение от 23.07.2011 N 2403-р не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 11, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и исходил из того, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Положениями статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место размещения объекта, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу частей 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Акт выбора земельного участка, согласованный в установленном порядке, является основанием для его утверждения и принятия решения о предварительном согласовании места размещения и действует в течение 3 лет.
В силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии о статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия такого акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Таким образом, администрация г. Чебоксары должна доказать, что отмененные распоряжения были изданы с нарушением действующего законодательства.
В оспариваемом распоряжении от 23.07.2012 N 2403-р администрация г. Чебоксары не привела мотивы, по которым отменила ранее принятые распоряжения от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р.
В процессе рассмотрения дела в обоснование своей позиции администрация г. Чебоксары указывала на нарушение ею при повторном проведении процедуры формирования земельного участка порядка информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Однако фактические обстоятельства дела и доказательства, представленные в материалы дела, опровергают такое утверждение органа местного самоуправления.
Информация о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства была опубликована в газете "Чебоксарские новости" 17 мая 2012 года, то есть до издания отмененного распоряжения от 16.09.2011 N 2456-р, и каких-либо заявок после произведенного информирования населения не поступало, что подтверждает и сам орган местного самоуправления.
На момент издания оспариваемого ненормативного правового акта распоряжение от 16.09.2011 N 2456-р было фактически исполнено администрацией г. Чебоксары и уполномоченным в области кадастрового учета органом путем оформления нового межевого плана и утверждения его органом кадастрового учета.
Указанные действия в соответствии с определением статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" являются юридически значимыми и осуществлены администрацией г. Чебоксары по своей инициативе именно в целях восстановлении прав Предпринимателя, нарушенных при первоначальном формировании земельного участка и предоставлении в аренду не пригодного для целей строительства земельного участка.
В связи с этим признаются несостоятельными доводы администрации г. Чебоксары об изменении границ земельного участка путем перераспределения земель.
Установлено по делу, что договор аренды не исполнялся сторонами ввиду невозможности использовать земельный участок для строительства, арендатором принимались меры, предусмотренные статьей 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, для обеспечения возможности использовать предоставленный земельный участок по назначению.
Издав распоряжение от 16.09.2011 N 2456-р и обратившись с заявлением в органы кадастрового учета об утверждении нового межевого плана земельного участка, администрация г. Чебоксары подтвердила существование своих обязательств перед Предпринимателем по предоставлению земельного участка для строительства.
Суд считает, что в данном конкретном случае совершенные администрацией г. Чебоксары действия, в том числе издание администрацией г. Чебоксары распоряжений от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р, не противоречат Земельному кодексу Российской Федерации и вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал наличие оснований для их отмены.
Фактически после выявления невозможности Предпринимателем использовать земельный участок для строительства администрация г. Чебоксары осуществляла не выбор земельного участка площадью 1888 кв. м повторно, а именно корректировку границ земельного участка, в том числе посредством издания ненормативных правовых актов - распоряжений от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р, необходимых для утверждения новой схемы земельного участка и дальнейшего изготовления нового межевого плана земельного участка.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора как и суд первой инстанции не установил правовых оснований для последующего издания распоряжения от 23.07.2012 N 2403-р.
Установив обстоятельства рассматриваемого дела, применив нормы материального права, исследовав представленные в материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 131-ФЗ, и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Борзова Ю.А. в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил требования Предпринимателя, он обоснованно взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе заявителем доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, так как администрация г. Чебоксары освобождена от уплаты государственной пошлины как орган, выступающий в защиту государственных и общественных интересов.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)