Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-245/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу N 33-245/2013


Судья ФИО5

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Бугаевой Е.М.,
при секретаре К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Т.Ж. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
по апелляционным жалобам Т.Ж. и представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Б. на решение Волжского районного суда города Саратова от 22 октября 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Т.Ж. - Г., представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" К.А., поддержавших доводы поданных апелляционных жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия,
установила:

Т.Ж. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - администрация) о признании незаконным постановления, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 27 февраля 2012 года ею на имя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" подано заявление о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью 16 400 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, - под размещение временного (некапитального) банно-оздоровительного комплекса сборно-разборной конструкции.
Истцом в орган местного самоуправления представлен полный комплект документов, необходимых для принятия решения о предоставлении участка. Поданное заявление не было рассмотрено в установленный срок.
Вступившим в законную силу решением Волжского районного суда города Саратова от <дата>, принятым по гражданскому делу N, признано незаконным бездействие администрации, которое выразилось в несвоевременном рассмотрении заявления истца, на администрацию возложена обязанность в течение 14 дней рассмотреть заявление и принять по нему соответствующее решение.
Постановлением администрации от 15 мая 2012 года N 974 истцу отказано в предоставлении земельного участка, поскольку не представлены документы, подтверждающие выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за счет истца. Истец полагает отказ администрации в предоставлении земельного участка незаконным, так как Т.Ж. представлен пакет документов, предусмотренный административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством". Администрация не интересовалась наличием у истца данных документов и не предлагала их предоставить. По утверждению истца, работы по формированию земельного участка выполнены за ее счет, сведения об испрашиваемом земельном участке в установленном порядке внесены в государственный кадастр недвижимости.
Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15 мая 2012 года N 974, обязать администрацию в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ей в аренду на 49 лет спорного земельного участка.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 22 октября 2012 года исковые требования удовлетворены: признано незаконным постановление администрации от 15 мая 2012 года N 974; на ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление Т.Ж. от 27 февраля 2012 года о предоставлении в аренду земельного участка.
Истец Т.Ж. с решением суда не согласилась, просила его изменить в части способа восстановления нарушенного права, обязав администрацию принять решение о предоставлении Т.Ж. в аренду на 49 лет земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Автор жалобы указывает, что суд при принятии решения не учел вступившее в законную силу решение суда от 18 апреля 2012 года, которым на ответчика уже возлагалась обязанность рассмотреть заявление истца по существу. Суд вместо восстановления нарушенных прав истца обязал ответчика вновь рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в аренду, что повлечет в последующем принятие повторного решения об отказе в предоставлении земельного участка, но по другим основаниям.
Представитель ответчика также не согласился с решением суда, в поданной апелляционной жалобе просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что решение суда принято без достаточных оснований, с нарушением норм материального права.
По мнению автора жалобы, предоставление в аренду земельного участка относится к компетенции администрации, которая на основании поданных заявителем документов выносит решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления гражданина. Отказом в удовлетворении заявления истца послужило отсутствие документов, подтверждающих выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ за счет заявителя, что предусмотрено ст. 34 ЗК РФ и Положением о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов" для целей, не связанных со строительством, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 года N 53-632.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Т.Ж. - Г. доводы поданной апелляционной жалобы поддержал, одновременно возражая относительно удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" К.А. также поддержал апелляционную жалобу, полагая решение суда подлежащим отмене с отказом в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Часть 1 ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду,
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно пунктам 2 - 6 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия органом местного самоуправления решения) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Пунктом 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством" (утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24 февраля 2012 года N 210) предусмотрено, что заявители представляют в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (приложение N 1 к регламенту).
В заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, заинтересованным в предоставлении земельного участка.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
4.1. Уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
4.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Кадастровый паспорт земельного участка (в случае, если осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка).
6. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка.
7. Копия документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.
8. Документ, содержащий сведения о принадлежности испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне и к территориям общего пользования.
9. Документ, подтверждающий согласие заявителя, предусмотренный частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пунктом 2.8 регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, таковыми могут быть:
- - изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка;
- - установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
- - резервирование испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- - ограничение испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;
- - если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;
- - непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента);
- - снятие испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;
- - поступление в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно;
- - несоответствие предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам;
- - отсутствие испрашиваемого земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" (если предполагается размещение нестационарного торгового объекта);
- - если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не принадлежащие заявителю.
Судом первой инстанции установлено, что 27 февраля 2012 года истцом в администрацию подано заявление о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью 16 400 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, - под размещение временного (некапитального) банно-оздоровительного комплекса сборно-разборной конструкции. К заявлению приложен пакет документов, предусмотренных административным регламентом.
15 мая 2012 года администрацией принято постановление N 974 об отказе в предоставлении земельного участка в связи с непредставлением документа, подтверждающего выполнение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка за счет истца.
Указанное основание для отказа в предоставлении земельного участка не поименовано ни в ЗК РФ, ни в утвержденном администрацией регламенте предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством". Таким образом, постановление органа местного самоуправления обоснованно признано судом незаконным.
Судебная коллегия полагает несостоятельной ссылку представителя администрации на ст. 34 ЗК РФ, которая предусматривает постановку земельного участка на кадастровый учет за счет лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка. Приведенная статья регламентирует лишь порядок обращения гражданина по данному вопросу к соответствующему органу, возлагая обязанность проведения кадастровых работ за счет заявителя, но не содержит оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства стороной истца представлены доказательства, подтверждающие проведение кадастровых работ за счет истца на основании агентского договора, заключенного истцом с Т.А. 10 августа 2009 года.
Судебная коллегия также критически относится к доводам апелляционной жалобы истца об изменении резолютивной части решения путем возложения на администрацию обязанности принять решение о предоставлении истцу земельного участка. Принятие решения о предоставлении земельного участка на праве аренды относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Суд, принимая решение по существу заявленных требований, не вправе подменять собой орган местного самоуправления и предрешать существо того решения, которое будет принято в будущем.
Наряду с изложенным судебная коллегия принимает во внимание, что в кадастровом паспорте на спорный земельный участок, изготовленном 12 августа 2010 года, в качестве вида разрешенного использования указано размещение объекта физической культуры и спорта (спортивной площадки), что не соответствует цели использования, отраженной в заявлении истца о предоставлении земельного участка. Данное обстоятельство должно оцениваться органом местного самоуправления при повторном рассмотрении заявления с учетом требований земельного и градостроительного законодательства.
Другие доводы жалоб, по мнению судебной коллегии, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут влиять на суть принятого судом первой инстанции решения. Судом правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана объективная оценка, выводы суда подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 22 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)