Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ольковой Т.М.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
с участием в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области:
представителя заявителя Муриной М.Е., действующей на основании доверенности от 27.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - закрытого акционерного общества "РЕГИОН"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2013 по делу N А82-6067/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "РЕГИОН" (ИНН: 7602037988, ОГРН: 1027600515480)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
с участием в деле третьих лиц: Правительства Ярославской области, федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля",
установил:
закрытое акционерное общество "РЕГИОН" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, содержащим следующие требования (с учетом их уточнения):
- признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 общей площадью 3 871 квадратных метров, находящегося по адресу: Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября у дома N 63 (далее также - земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21), отраженной в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области N ГКОЗ-НП/2010_76 от 05.03.2011;
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее также - Управление Росреестра) по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, указанных в Письме от 27.07.2010 г. N 4851 (приложение N 3 отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области N ГКОЗ-НП/2010_76 от 05.03.2011) в части информации по земельному участку с кадастровым номером 76:23:050301:21, и решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр) о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области N ГКОЗ-НП/2010_76 от 05.03.2011 Методике государственной оценке земель в части указанного земельного участка;
- обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата) исключить с момента внесения из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 в размере 31 088 001 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости (далее также - УПКС) в размере 8 031 рублей за 1 квадратный метр и внести в кадастр иную стоимость в размере 15 667 989 руб. и УПКС в размере 4 047,53 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство Ярославской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 11.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Кадастровая палата.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка оспаривается заявителем в порядке исправления кадастровой ошибки, однако наличие такой ошибки материалами дела не подтверждается.
Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение суда и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Управление Росреестра должно было присвоить земельному участку с кадастровым номером 76:23:050301:21 5-й вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", о чем, по мнению Общества, свидетельствуют результаты предыдущей кадастровой оценки земельного участка, а также сведения, указанные в выписках из государственного земельного кадастра от 18.07.2007 и от 26.01.2010.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, для опровержения доводов Общества о наличии кадастровой ошибки в указании вида разрешенного использования земельного участка именно ответчики должны доказывать наличие оснований для присвоения данному земельному участку спорного 7-го вида разрешенного использования согласно приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Общество полагает, что судом первой инстанции не дана оценка документам, свидетельствующим о наличии указанной ошибки, а именно: постановлению мэра г. Ярославля от 21.05.2007 N 1577 о предоставлении Обществу указанного земельного участка; договорам аренды земельного участка N 16643/2-о и N 337-яс; выписке из проекта строительства семиэтажного делового центра с подземной стоянкой и инженерными коммуникациями, согласно которой более 70 процентов строящегося здания предусмотрено для размещения торговых помещений.
В отзыве на апелляционную жалобу Кадастровая палата указала, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 3871 кв. м с кадастровым номером 76:23:050301:0021, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Ярославль, просп. Октября, у дома N 63, поставлен на кадастровый учет 05.04.2007 с указанием разрешенного использования "для строительства 7-этажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями".
Согласно кадастровому плану земельного участка от 18.07.2007 и кадастровому паспорту земельного участка от 26.01.2010 по состоянию на 18.07.2007 и 26.01.2010 в государственном земельном кадастре (государственном кадастре недвижимости) была указана кадастровая стоимость земельного участка в размере 44 560 435,85 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - в размере 11 511,35 рублей за кв. м. Указанные значения соответствовали удельному показателю кадастровой стоимости, утвержденному постановлением Администрации Ярославской области от 24.08.2005 N 138-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Ярославля" для земель, используемых под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в кадастровом квартале 050301, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:0021.
По договору от 22.06.2007 N 16643/2-о земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:0021 передан Управлением земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля в аренду Обществу на срок с 21.05.2007 по 20.05.2010 для строительства 7-этажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями. Государственная регистрация договора произведена 15.08.2007.
17 июня 2008 года заявителю выдано разрешение на строительство делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями на срок до 17.06.2011.
16 июня 2010 года между Обществом (арендатор) и Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области (арендодатель) заключен договор N 337-яс аренды того же земельного участка на срок с 21.05.2010 по 20.05.2013. Государственная регистрация договора произведена 22.07.2010.
На основании государственного контракта от 23.07.2010 N 5-10, заключенного Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем; далее также - Кадастровый центр), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земель в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков (далее также - отчет об оценке).
Управлением Росреестра проведена предварительная проверка отчета об оценке на соответствие техническому заданию и отчет направлен на проверку в Росреестр.
Росреестром составлен акт от 03.08.2011 N 3 проверки отчета об оценке, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области", официально опубликованным 28.09.2011, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, подлежащие применению с 01.01.2012.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 была установлена в размере 31 088 001 рублей. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости: согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.05.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 31 088 001 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 8 031 рублей, что соответствует 7-й группе видов разрешенного использования земель ("земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"), предусмотренной постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п для земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 76:23:050301.
Полагая, что ответчиками с 01.01.2012 неправомерно изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" на "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Цель, которую преследовало Общество при обращении в арбитражный суд в рамках настоящего дела, состоит в уменьшении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с 31 088 001 рублей до 15 667 989 рублей за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению Общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
Поскольку споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила оценки земель).
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (приказ от 15.02.2007 N 39; далее - Методические указания Минэкономразвития).
Данные методические указания (в редакции, действовавшей на момент проведения работ по государственной кадастровой оценке земель по государственному контракту от 23.07.2010 N 5-10) позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, в частности: земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные Методическими указаниями Минэкономразвития, были использованы Кадастровым центром при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Ярославской области и подготовке отчета об оценке, а впоследствии отражены в постановлении Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п. В числе групп видов разрешенного использования земель, по которым данным постановлением были установлены отдельные размеры удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, указаны земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (5-я группа), и земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (7-я группа).
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 в размере 31 088 001 рублей, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п, данный земельный участок по результатам государственной кадастровой оценки отнесен к 7-й группе видов разрешенного использования земель.
Вместе с тем разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21, отраженное в постановлении мэра г. Ярославля от 21.05.2007 N 1577 (т. 1 л.д. 25), договорах аренды земельного участка N 16643/2-о и N 337-яс (т. 1 л.д. 26, 40), и в государственном кадастре недвижимости (т. 1 л.д. 34, 46, 52) как "для строительства 7-этажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями", ввиду неопределенности понятия "деловой центр" позволяет отнести участок как к 5-й, так и к 7-й группе видов разрешенного использования земель. На это также указывает и выписка (копия) из проекта строительства семиэтажного делового центра с подземной стоянкой и инженерными коммуникациями (т. 2 л.д. 41-51), согласно которой часть общей площади центра является торговой площадью, а часть - площадью офисов.
Более того, согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля, утвержденной решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля" (официально опубликовано 03.10.2009, вступило в силу с 01.01.2010; далее - Правила землепользования и застройки города Ярославля), земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21 расположен в границах общественно-деловой территориальной зоны. В соответствии с градостроительным регламентом общественно-деловой территориальной зоны (статья 41 Правил землепользования и застройки города Ярославля, статьи 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации) к числу основных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах этой зоны, отнесено как использование под объектами административного назначения, офисными и бизнес-центрами, так и использование под объектами общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний Минэкономразвития расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 данных Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Таким образом, учитывая, что 7-я группа видов разрешенного использования земель предусматривает более высокие (по сравнению с 5-й группой) удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель Кадастровый центр обоснованно отнес земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21 к этой группе. В связи с этим результаты государственной кадастровой оценки данного земельного участка, утвержденные постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п, не могут быть признаны недостоверными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что по результатам предыдущей кадастровой оценки земельному участку с кадастровым номером 76:23:050301:21 был присвоен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", подлежит отклонению в силу следующего.
Результаты предыдущей кадастровой оценки земель города Ярославля были утверждены постановлением Администрации Ярославской области от 24.08.2005 N 138-а, которое содержало удельные показатели кадастровой стоимости земель лишь в границах кадастровых кварталов, то есть без указания кадастровой стоимости отдельных земельных участков. Кроме того, в видах разрешенного использования земельных участков, приведенных в данном постановлении, отсутствовало указание на использование участков под офисными зданиями.
При таких обстоятельствах органы кадастрового учета не допустили кадастровой ошибки, исправление которой предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2013 по делу N А82-6067/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РЕГИОН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.М.ОЛЬКОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N А82-6067/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N А82-6067/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ольковой Т.М.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
с участием в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области:
представителя заявителя Муриной М.Е., действующей на основании доверенности от 27.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - закрытого акционерного общества "РЕГИОН"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2013 по делу N А82-6067/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "РЕГИОН" (ИНН: 7602037988, ОГРН: 1027600515480)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
с участием в деле третьих лиц: Правительства Ярославской области, федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля",
установил:
закрытое акционерное общество "РЕГИОН" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, содержащим следующие требования (с учетом их уточнения):
- признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 общей площадью 3 871 квадратных метров, находящегося по адресу: Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября у дома N 63 (далее также - земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21), отраженной в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области N ГКОЗ-НП/2010_76 от 05.03.2011;
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее также - Управление Росреестра) по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, указанных в Письме от 27.07.2010 г. N 4851 (приложение N 3 отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области N ГКОЗ-НП/2010_76 от 05.03.2011) в части информации по земельному участку с кадастровым номером 76:23:050301:21, и решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр) о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области N ГКОЗ-НП/2010_76 от 05.03.2011 Методике государственной оценке земель в части указанного земельного участка;
- обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата) исключить с момента внесения из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 в размере 31 088 001 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости (далее также - УПКС) в размере 8 031 рублей за 1 квадратный метр и внести в кадастр иную стоимость в размере 15 667 989 руб. и УПКС в размере 4 047,53 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство Ярославской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 11.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Кадастровая палата.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка оспаривается заявителем в порядке исправления кадастровой ошибки, однако наличие такой ошибки материалами дела не подтверждается.
Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение суда и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Управление Росреестра должно было присвоить земельному участку с кадастровым номером 76:23:050301:21 5-й вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", о чем, по мнению Общества, свидетельствуют результаты предыдущей кадастровой оценки земельного участка, а также сведения, указанные в выписках из государственного земельного кадастра от 18.07.2007 и от 26.01.2010.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, для опровержения доводов Общества о наличии кадастровой ошибки в указании вида разрешенного использования земельного участка именно ответчики должны доказывать наличие оснований для присвоения данному земельному участку спорного 7-го вида разрешенного использования согласно приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Общество полагает, что судом первой инстанции не дана оценка документам, свидетельствующим о наличии указанной ошибки, а именно: постановлению мэра г. Ярославля от 21.05.2007 N 1577 о предоставлении Обществу указанного земельного участка; договорам аренды земельного участка N 16643/2-о и N 337-яс; выписке из проекта строительства семиэтажного делового центра с подземной стоянкой и инженерными коммуникациями, согласно которой более 70 процентов строящегося здания предусмотрено для размещения торговых помещений.
В отзыве на апелляционную жалобу Кадастровая палата указала, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 3871 кв. м с кадастровым номером 76:23:050301:0021, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Ярославль, просп. Октября, у дома N 63, поставлен на кадастровый учет 05.04.2007 с указанием разрешенного использования "для строительства 7-этажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями".
Согласно кадастровому плану земельного участка от 18.07.2007 и кадастровому паспорту земельного участка от 26.01.2010 по состоянию на 18.07.2007 и 26.01.2010 в государственном земельном кадастре (государственном кадастре недвижимости) была указана кадастровая стоимость земельного участка в размере 44 560 435,85 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - в размере 11 511,35 рублей за кв. м. Указанные значения соответствовали удельному показателю кадастровой стоимости, утвержденному постановлением Администрации Ярославской области от 24.08.2005 N 138-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Ярославля" для земель, используемых под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в кадастровом квартале 050301, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:0021.
По договору от 22.06.2007 N 16643/2-о земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:0021 передан Управлением земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля в аренду Обществу на срок с 21.05.2007 по 20.05.2010 для строительства 7-этажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями. Государственная регистрация договора произведена 15.08.2007.
17 июня 2008 года заявителю выдано разрешение на строительство делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями на срок до 17.06.2011.
16 июня 2010 года между Обществом (арендатор) и Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области (арендодатель) заключен договор N 337-яс аренды того же земельного участка на срок с 21.05.2010 по 20.05.2013. Государственная регистрация договора произведена 22.07.2010.
На основании государственного контракта от 23.07.2010 N 5-10, заключенного Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем; далее также - Кадастровый центр), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земель в составе земель населенных пунктов на территории Ярославской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков (далее также - отчет об оценке).
Управлением Росреестра проведена предварительная проверка отчета об оценке на соответствие техническому заданию и отчет направлен на проверку в Росреестр.
Росреестром составлен акт от 03.08.2011 N 3 проверки отчета об оценке, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области", официально опубликованным 28.09.2011, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, подлежащие применению с 01.01.2012.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 была установлена в размере 31 088 001 рублей. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости: согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.05.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 31 088 001 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 8 031 рублей, что соответствует 7-й группе видов разрешенного использования земель ("земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"), предусмотренной постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п для земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 76:23:050301.
Полагая, что ответчиками с 01.01.2012 неправомерно изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" на "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Цель, которую преследовало Общество при обращении в арбитражный суд в рамках настоящего дела, состоит в уменьшении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с 31 088 001 рублей до 15 667 989 рублей за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению Общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
Поскольку споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила оценки земель).
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (приказ от 15.02.2007 N 39; далее - Методические указания Минэкономразвития).
Данные методические указания (в редакции, действовавшей на момент проведения работ по государственной кадастровой оценке земель по государственному контракту от 23.07.2010 N 5-10) позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, в частности: земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные Методическими указаниями Минэкономразвития, были использованы Кадастровым центром при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Ярославской области и подготовке отчета об оценке, а впоследствии отражены в постановлении Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п. В числе групп видов разрешенного использования земель, по которым данным постановлением были установлены отдельные размеры удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, указаны земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (5-я группа), и земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (7-я группа).
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21 в размере 31 088 001 рублей, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п, данный земельный участок по результатам государственной кадастровой оценки отнесен к 7-й группе видов разрешенного использования земель.
Вместе с тем разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:21, отраженное в постановлении мэра г. Ярославля от 21.05.2007 N 1577 (т. 1 л.д. 25), договорах аренды земельного участка N 16643/2-о и N 337-яс (т. 1 л.д. 26, 40), и в государственном кадастре недвижимости (т. 1 л.д. 34, 46, 52) как "для строительства 7-этажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями", ввиду неопределенности понятия "деловой центр" позволяет отнести участок как к 5-й, так и к 7-й группе видов разрешенного использования земель. На это также указывает и выписка (копия) из проекта строительства семиэтажного делового центра с подземной стоянкой и инженерными коммуникациями (т. 2 л.д. 41-51), согласно которой часть общей площади центра является торговой площадью, а часть - площадью офисов.
Более того, согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля, утвержденной решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля" (официально опубликовано 03.10.2009, вступило в силу с 01.01.2010; далее - Правила землепользования и застройки города Ярославля), земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21 расположен в границах общественно-деловой территориальной зоны. В соответствии с градостроительным регламентом общественно-деловой территориальной зоны (статья 41 Правил землепользования и застройки города Ярославля, статьи 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации) к числу основных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах этой зоны, отнесено как использование под объектами административного назначения, офисными и бизнес-центрами, так и использование под объектами общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний Минэкономразвития расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 данных Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Таким образом, учитывая, что 7-я группа видов разрешенного использования земель предусматривает более высокие (по сравнению с 5-й группой) удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель Кадастровый центр обоснованно отнес земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21 к этой группе. В связи с этим результаты государственной кадастровой оценки данного земельного участка, утвержденные постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п, не могут быть признаны недостоверными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что по результатам предыдущей кадастровой оценки земельному участку с кадастровым номером 76:23:050301:21 был присвоен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", подлежит отклонению в силу следующего.
Результаты предыдущей кадастровой оценки земель города Ярославля были утверждены постановлением Администрации Ярославской области от 24.08.2005 N 138-а, которое содержало удельные показатели кадастровой стоимости земель лишь в границах кадастровых кварталов, то есть без указания кадастровой стоимости отдельных земельных участков. Кроме того, в видах разрешенного использования земельных участков, приведенных в данном постановлении, отсутствовало указание на использование участков под офисными зданиями.
При таких обстоятельствах органы кадастрового учета не допустили кадастровой ошибки, исправление которой предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2013 по делу N А82-6067/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РЕГИОН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.М.ОЛЬКОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)