Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5684/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2012 г. по делу N 33-5684/2012


Судья: Чугунников Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Ашихминой Е.Ю., Славской Л.А.
при секретаре ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю. гражданское дело по заявлению Ш. к администрации Курагинского района Красноярского края о признании незаконным отказа в выборе земельного участка для строительства
по апелляционной жалобе представителя администрации Курагинского района Красноярского края У.
на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 11 мая 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Ш. к администрации Курагинского района удовлетворить и признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков для строительства от 27.02.2012 года от выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения нежилого здания общественно-делового назначения (офиса) в р.п. Курагино пер. Гагарина напротив здания Росгосстраха Курагинского района Красноярского края.
Обязать администрацию Курагинского района устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Ш. ее прав путем осуществления выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства нежилого здания общественно-делового назначения (офиса) в р.п. Курагино пер. Гагарина напротив здания Росгосстраха Курагинского района Красноярского края"
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Ш. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Курагинского района в выборе земельного участка для строительства. Свои требования мотивирует тем, что 20.12.2011 года обратилась с письменным заявлением в администрацию Курагинского района о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - Красноярский край, Курагинский район, р.п. Курагино пер. Гагарина напротив здания Росгосстраха, в котором указал назначение объекта - для строительства нежилого здания, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка площадью 65 кв. м, испрашиваемое право на земельный участок - в аренду, приложив к заявлению графические материалы. Администрация 27.02.2012 года письменно отказала в выборе земельного участка по мотиву востребование его для муниципальных нужд.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Курагинского района Красноярского края У. просит отменить решение суда в части обязания администрации Курагинского района устранить нарушение прав Ш. путем осуществления действий по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта, полагая, что решение в указанной части принято в нарушение требований ст. 31 Земельного кодекса РФ, согласно которым перечисленным действиям должны предшествовать обязательное информирование населения о возможном размещении объекта на земельном участке, рассмотрение возможных возражений против этого третьих лиц, а также заявок о предоставлении этого же земельного участка, и в последнем случае предоставление земельного участка осуществляется по результатам публичных торгов.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании пункта 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 1); орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2); осуществляет информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (п. 6); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении.
В силу прямого указания пункта 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по заявлению данного гражданина, обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
На основании ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, а также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно Постановления Правительства РФ N 561 от 22.07.2008 года "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", резервирование земель осуществляется путем принятия соответствующего решения, к которому прилагается схема резервируемых земель с перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или части расположены в границах резервируемых земель.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В силу пункта 3 ст. 20 настоящего Федерального закона нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (с изменениями и дополнениями) установлено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункты 2.5, 3.1 СанПин).
Согласно пункту 5.3 СанПин допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:
- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Как установлено ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования в части признания незаконным заявителю отказа в обеспечении выбора земельного участка для строительства и принимая решения об их удовлетворении, суд правильно применил нормы материального права и пришел к выводу, что администрацией Курагинского района не представлено доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах зарезервированного для муниципальных нужд. Также суд правомерно исходил из того, что необходимость установления санитарно-защитной зоны источника выброса не может служить законным основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка, находящегося в зоне общественно-деловой застройки, для целей строительства нежилого здания.
Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Так, из заявления Ш. (л.д. 5) видно, что она испрашивает земельный участок для строительства нежилого здания офиса. Заявителем соблюдены требования, предъявляемые п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, поскольку в данном заявлении указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно содержания письменного ответа администрации Курагинского района на вышеприведенное заявление, а также приложенного к нему протокола заседания комиссии по выбору земельных участков для строительства от 27.02.2012 года (л.д. 7 - 8), основанием к отказу в обеспечении выбора земельного участка послужили два обстоятельства: востребование земельного участка для муниципальных нужд и нахождение его в границах санитарно-защитной зоны объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (без указания наименования конкретного объекта).
Представителем администрации Курагинского района в суде первой инстанции не оспаривалось, что соответствующее решение о резервировании земель в месте нахождения испрашиваемого участка не принималось.
Решением Курагинского поселкового совета депутатов от 10.02.2012 года, вступившим в действие с 13.02.2012 года, утвержден генеральный план застройки п. Курагино, согласно которому испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах зоны общественно-деловой застройки, частично подпадает в предполагаемую санитарно-защитную зону центральной котельной.
Однако, в установленном законом порядке размеры и границы санитарно-защитной зоны не определены, проект санитарно-защитной зоны отсутствует.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая заявление по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем постановленное решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части указания на способ устранения нарушения прав заявителя и препятствий в осуществлении прав путем понуждения администрации к обеспечению выбора земельного участка на основании заявления Ш. от 20.12.2011 года в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а именно ст. 31 ЗК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Изменить решение Курагинского районного суда Красноярского края от 11 мая 2012 года в части указания на способ устранения нарушения прав заявителя и препятствий в осуществлении прав.
Обязать администрацию Курагинского района обеспечить в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, выбор земельного участка по заявлению Ш. от 20.12.2011 года о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 65 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - Красноярский край, Курагинский район, р.п. Курагино пер. Гагарина напротив здания Росгосстраха, для строительства нежилого здания.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Курагинского района Красноярского края У. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)