Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 22.11.2013 N Ф09-12366/13 ПО ДЕЛУ N А71-1177/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. N Ф09-12366/13

Дело N А71-1177/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска (далее - управление архитектуры) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2013 по делу N А71-1177/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ИжевскИнвест" (далее - общество "ИжевскИнвест") - Жещук С.Ю. (доверенность от 22.01.2013).

Общество "ИжевскИнвест" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению архитектуры о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования "город Ижевск" под существующими объектами недвижимости, изложенного в письме от 30.11.2012 N 01-06/4141, о возложении на управление архитектуры обязанности согласовать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования "город Ижевск" под существующими объектами недвижимости.
Местная религиозная организация "Церковь евангельских христиан "Вера, действующая любовью" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа управления архитектуры в согласовании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Устиновском районе, изложенного в письме от 30.11.2012 N 01-06/4129, о возложении на ответчика обязанности согласовать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Устиновском районе (арбитражное дело N А71-1213/2013).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.03.2013 указанные арбитражные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения (дело N А71-1177/2013).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Городской землеустроительный центр" (далее - общество "Городской землеустроительный центр").
В порядке ст. 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Местная религиозная организация "Церковь евангельских христиан "Вера, действующая любовью" отказалась от заявленных требований.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2013 (судья Мосина Л.Ф.) производство по делу по заявлению Местной религиозной организации "Церковь евангельских христиан "Вера, действующая любовью" прекращено. Требования общества "ИжевскИнвест" удовлетворены. Отказ управления архитектуры в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования "город Ижевск" под существующими объектами недвижимости, изложенный в письме от 30.11.2012 N 01-06/4141 признан незаконным, на управление архитектуры возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 (судьи Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление архитектуры просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение п. 3 ст. 33, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 44 Устава муниципального образования "Город Ижевск, принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333, положений административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного постановлением администрации г. Ижевска от 29.06.2012 N 660 (далее - Регламент), несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам. Заявитель указывает на то, что полномочия по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложены на Управление земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска, и управление архитектуры не является органом, предоставляющем данную муниципальную услугу. Как полагает заявитель, нарушений прав и законных интересов общества "ИжевскИнвест" не допущено, поскольку названным лицом не была доведена до конца процедура получения муниципальной услуги, предусмотренная п. 8 разд. II Регламента, а именно не получен письменный обоснованный отказ в предоставлении данной услуги. По мнению заявителя, общество "ИжевскИнвест" не представило доказательств необходимости увеличения площади ранее предоставленного земельного участка, при этом площадь земельного участка, достаточная для эксплуатации многофункционального торгово-ярмарочного комплекса, определена на стадии его проектирования с учетом парковочных мест, количество которых рассчитано в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ИжевскИнвест" ссылается на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами, постановлением первого заместителя главы администрации - вице-мэра г. Ижевска от 19.07.2002 N 320 закрытому акционерному обществу "Экспресс" (далее - общество "Экспресс") было разрешено проектирование торгово-развлекательного комплекса и досугового центра в структуре общественного центра жилого района "Автопроизводство".
Постановлением администрации г. Ижевска от 25.06.2003 N 304/31 обществу "Экспресс" предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок площадью 42 517 кв. м в общественном центре жилого района "Автопроизводство" с разрешенным использованием: зоны смешанной, жилой и общественной застройки, на основании которого между администрацией г. Ижевска (арендодатель) и обществом "Экспресс" (арендатор) заключен договор от 26.02.2004 N 2863 аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:030203:0012 для поэтапного строительства до отметки 0.000 (нулевой цикл) торгово-ярмарочного комплекса.
Обществу "Экспресс" 04.07.2003 выдано разрешение N 250 на выполнение строительно-монтажных работ - устройство фундаментов.
По договору уступки права от 02.04.2004 общество "Экспресс" передало право аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:030203:0012 для поэтапного строительства до отметки 0.000 (нулевой цикл) торгово-ярмарочного комплекса обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегазкомплектация" (далее - общество "Нефтегазкомплектация").
Постановлением администрации г. Ижевска от 13.04.2004 N 146/44 обществу "Нефтегазкомплектация" предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок площадью 42 517 кв. м для строительства торгово-ярмарочного комплекса (нулевой цикл) в общественном центре жилого района "Автопроизводство".
Между администрацией г. Ижевска (арендодатель) и обществом "Нефтегазкомплектация" (арендатор) заключен договор от 17.01.2005 N 3323 аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:030203:0012, с адресным ориентиром: г. Ижевск, в общественном центре жилого района "Автопроизводство", в центре кадастрового квартала, ограниченного границей с/т "Восток-2", границей с/т "Пенсионер-2", проездом от ул. 9 Января до ул. Ворошилова, ул. Ворошилова, ул. Автозаводской, ул. 10 лет Октября, в Устиновском районе для строительства торгово-ярмарочного комплекса (нулевой цикл), на срок до 13.03.2005, который продлен соглашением от 04.03.2005 N 3323/1 до 31.12.2005.
Постановлением администрации г. Ижевска от 19.07.2005 N 335/9 обществу "Нефтегазкомплектация" разрешено строительство торгово-ярмарочного комплекса (выше отметки ноль) в течение трех лет на земельном участке, расположенном в общественном центре жилого района "Автопроизводство".
По договору уступки права от 22.11.2005 общество "Нефтегазкомплектация" передало обществу с ограниченной ответственностью "Ди Ви Ай Ижевск" право аренды земельного участка, являющегося предметом указанного договора аренды.
Соглашением от 28.11.2005 N 3323/2 срок договора аренды земельного участка продлен до 31.12.2008.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.12.2007, 14.02.2008 зарегистрировано право собственности общества "ИжевскИнвест" на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, д. 3а.
Между администрацией г. Ижевска и обществом "ИжевскИнвест" заключено соглашение от 05.06.2009 N 3323/3, в соответствии с которым права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 17.01.2005 N 3323 перешли к обществу "ИжевскИнвест", как приобретателю объектов недвижимости, расположенных на арендованном земельном участке. Срок аренды продлен до 31.12.2009.
Общество "ИжевскИнвест" 15.07.2012 обратилось в администрацию г. Ижевска за согласованием технико-экономического обоснования предоставления дополнительного земельного участка для увеличения гостевой автостоянки в целях увеличения количества машино-мест за счет смежного неосвоенного строительством земельного участка площадью 8380 кв. м в границах земельного участка, расположенного между арендуемым участком и участком смежного землепользователя со стороны 10 лет Октября.
Управление архитектуры, рассмотрев обращение общества "ИжевскИнвест", отказало в согласовании технико-экономического обоснования, разъяснив процедуру предоставления дополнительного земельного участка.
В целях оформления прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости, находящихся в собственности общество "ИжевскИнвест" заключило договор с обществом "Городской землеустроительный центр" на выполнение кадастровых работ.
Общество "Городской землеустроительный центр" изготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования "город Ижевск" под существующими объектами недвижимости, находящегося по адресу ул. Автозаводская, д. 3а, необходимого для обслуживания и эксплуатации торгово-развлекательного комплекса "Столица" и здания КНС.
Общество "ИжевскИнвест" 26.11.2012 обратилось к управлению архитектуры с заявлением о согласовании указанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 30.11.2012 управление архитектуры отказало в согласовании указанной схемы со ссылкой на соответствие проектной документации торгово-ярмарочного комплекса требованиям нормативных технических документов и достаточности площади земельного участка 42 517 кв. м для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости.
Общество "ИжевскИнвест", полагая, что отказ в согласовании схемы является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности наличия законных оснований для такого отказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предельные размеры земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, в силу пункта 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из содержания ст. 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", для проведения кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной органом муниципального образования схемы расположения земельного участка.
Порядок оказания муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка установление Регламентом.
В пункте 6.1 Регламента установлен перечень документов для утверждения схемы на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, включающий в себя проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с пояснительной запиской, согласованный архитектором соответствующего района Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска, начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска.
Судами установлено, что обществу "ИжевскИнвест" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - торгово-ярмарочный комплекс, для строительства которого предоставлен земельный участок с кадастровым номером 18:26:030203:0012 площадью 42 517 кв. м.
Схема расположения земельного участка, представленная заявителем на согласование, содержит расчетные показатели нормативной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости, сведения о местоположении границ образуемого земельного участка, определенное в соответствии с фактическим использованием, границами земельных участков. Местоположение границ вновь образуемого земельного участка согласовано со смежными землепользователями.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа управления архитектуры в согласовании обществу "ИжевскИнвест" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории явилось отсутствие оснований для увеличения площади земельного участка, используемого заявителем для эксплуатации торгово-ярмарочного комплекса, поскольку проектная документация торгово-ярмарочного комплекса соответствует требованиям нормативных технических документов и площадь ранее предоставленного земельного участка достаточна для эксплуатации и обслуживания указанного объекта.
Рассмотрев и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что управлением архитектуры законность принятого им решения не доказана.
Сведений о том, что представленная для согласования схема расположения земельного участка не соответствует утвержденным нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, не учитывает красные линии и местоположение границ смежных земельных участков, в материалах дела не имеется.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, действующее законодательство не отождествляет понятия земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, и земельного участка, необходимого для его эксплуатации; размеры указанных земельных участков могут не совпадать.
Представленные управлением архитектуры в материалы дела документы не содержат обоснования площади земельного участка, необходимого для эксплуатации спорного объекта в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, а также доказательств того, что площадь земельного участка, ранее предоставленная для строительства объекта, достаточна для его эксплуатации и обслуживания.
Расчеты площади земельного участка, приведенные в схеме его расположения, представленной на согласование, управлением архитектуры не опровергнуты.
С учетом изложенного ссылка управления архитектуры на проектную документацию судами правомерно отклонена.
Суды также обоснованно отклонили довод заинтересованного лица о том, что управление архитектуры не является органом, предоставляющем муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В соответствии с п. 6.1 Регламента на управление архитектуры возложена функция по согласованию схемы расположения земельного участка.
В материалах дела также имеется письмо Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска от 26.04.2013 N 01-16-ОЮ/2130, из которого следует, что для утверждения схемы расположения земельного участка согласование данной схемы управлением архитектуры в соответствии подп. 2 п. 7 разд. 2 Регламента является обязательным (т. 3 л. д. 4).
Кроме того, письмом от 23.06.2011 Управление земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска уведомило общество "ИжевскИнвест" о необходимости обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для эксплуатации и обслуживания введенного в эксплуатацию торгово-ярмарочного комплекса (т. 3 л. д. 12).
При таких обстоятельствах отказ управления архитектуры в согласовании обществу "ИжевскИнвест" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане судами правомерно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, как собственника расположенного на этом земельном участке объекта недвижимости.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки доказательств и установление иных обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2013 по делу N А71-1177/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
А.А.СТОЛЯРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)