Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2013 N 06АП-5148/2013 ПО ДЕЛУ N А04-2493/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. N 06АП-5148/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Интержилстрой": представитель не явился;
- от Администрации города Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Интержилстрой"
на решение от 09.08.2013
по делу N А04-2493/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Анышем Д.С.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Интержилстрой"
к Администрации города Благовещенска
о признании незаконным отказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Интержилстрой" (далее - общество, ООО "Интержилстрой") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлениями о признании незаконным отказа администрации города Благовещенска (далее - администрация) в выборе земельного участка для строительства боксовых гаражей в западном промышленном районе города Благовещенска. В качестве способа устранения нарушенного права просило обязать администрацию города Благовещенска провести процедуру выбора истребуемого земельного участка.
Определением суда от 03.06.2013 дела N А04-2493/2013, N А04-2494/2013 объединены в одно производство, делу присвоен номер А04-2493/2013.
Решением суда первой инстанции от 09.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Интержилстрой" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права и неполным исследованием доказательств по делу, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "Интержилстрой" и Администрация города Благовещенска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ООО "Интержилстрой" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "Интержилстрой" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области 13.11.2009 за основным государственным регистрационным номером 2092801128330, ИНН 2801123150.
ООО "Интержилстрой" обратилось к главе администрации города Благовещенска с заявлениями от 19.11.2012 (вх. N 12192з, N 12193з) о выборе земельных участков на праве аренды размером 21 x 22; 8 x 22, для строительства объекта - гаражей боксового типа, связанного с предпринимательской деятельностью, для реализации населению, в г. Благовещенске согласно схеме.
14.01.2013 администрация города Благовещенска направила в адрес общества отказ (исходящий N 01-19/321) в размещении боксовых гаражей в западном промышленно-селитебном планировочном районе (ЗПУ-2) и информировала об отсутствии иных вариантов размещения объектов в границах указанных земельных участков.
Отказ мотивирован тем, что согласно Генеральному плану города Благовещенска, запрашиваемые земельные участки расположены в природно-рекреационной зоне на территории озеленения санитарно-защитной зоны. Положения Генерального плана города Благовещенска имеют приоритет по отношению к Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09.
Не согласившись с отказом администрации города Благовещенска в выборе спорных земельных участков для строительства боксовых гаражей в западном промышленном районе города Благовещенска, выраженным в письме администрации города Благовещенска от 14.01.2013 N 01-19/321 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Из содержания указанных норм права усматривается, что действующим земельным законодательством осуществление процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов и подготовка акта выбора земельного участка возложено на органы местного самоуправления.
В случае соблюдения процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, возможность отказа по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, если не имеется для этого установленных законом препятствий, не предусмотрена ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляют полномочия, в том числе, по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Думы города Благовещенска от 26.05.2005 N 62/89, к полномочиям администрации города Благовещенска относятся, в том числе, распоряжение земельными участками на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законом Амурской области или федеральным законодательством, а также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с порядком, утвержденным решением городской Думы.
Таким образом, в силу названных норм администрация города Благовещенска является уполномоченным органом в вопросах управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением администрации города Благовещенска от 14.02.2013 N 483 утвержден Порядок выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска, который разработан в соответствии со статьей 31 ЗК РФ в целях упорядочения действий Администрации города Благовещенска при обеспечении выбора земельных участков для строительства.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 названного Порядка юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства объекта, обращается в администрацию города Благовещенска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта направляется в управление архитектуры и градостроительства администрации города Благовещенска для рассмотрения вопроса о возможности использования земельного участка для размещения объекта капитального строительства.
Рассмотрение вопроса о возможности использования земельного участка для размещения объекта капитального строительства проводится в течение 30 дней со дня регистрации заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на основании: Генерального плана города Благовещенска; Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (далее - Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска); постановления администрации города Благовещенска от 16.09.2010 N 4197 "Об установлении случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах"; информации, указанной в заявлении и прилагаемых к нему документах; сведений о наличии либо отсутствии ранее поданных заявлений иных лиц на запрашиваемый земельный участок; информации о наличии либо отсутствии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок.
По результатам рассмотрения вопроса о возможности использования земельного участка для размещения объекта капитального строительства в рамках 30-дневного срока, установленного пунктом 3.2 настоящего Порядка, администрацией города Благовещенска принимается одно из следующих решений: решение о проведении процедуры выбора земельного участка и вынесении вопроса о выборе земельного участка для строительства на рассмотрение Комиссии (промежуточный ответ); решение об отказе в выборе запрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
Решение об отказе в выборе запрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства принимается в следующих случаях, в том числе: несоответствия размещения планируемого объекта положениям Генерального плана города Благовещенска; несоответствия разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что земельные участки в ЗПСПР для размещения гаражей по заявлениям ООО "Интержилстрой" от 19.11.2012 (вх. N 12192з, N 12193з) в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска расположены в зоне предприятий V класса опасности (П-3), в которой размещение гаража относится к основному виду разрешенного использования.
В то же время, согласно Генеральному плану города Благовещенска, запрашиваемые земельные участки расположены в природно-рекреационной зоне на территории озеленения санитарно-защитной зоны.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В силу пункта 3 части 2 статьи 94 ЗК РФ земли рекреационного значения относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно статье 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На основании части 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу положений части 5 статьи 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Решением Благовещенской городской Думы Амурской области от 26.07.2007 N 30/75 утвержден Генеральный план города Благовещенска на период 2007-2025 гг., разработанный Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики. Указанное решение в установленном законом порядке не оспорено.
Согласно пунктам 1, 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Из материалов дела усматривается, что судом исследована выкопировка из Генерального плана города Благовещенска, в соответствии с которой спорные земельные участки расположены в природно-рекреационной зоне на территории озеленения санитарно-защитной зоны.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрацией доказан факт нахождения спорных земельных участков в зоне рекреационного назначения.
Следовательно, поскольку испрашиваемые ООО "Интержилстрой" земельные участки находятся в зоне рекреационного назначения, на них невозможно осуществление строительства гаражного комплекса, поскольку данная деятельность не соответствует целевому назначению указанных земель.
Исследовав довод общества о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска запрашиваемые земельные участки расположены в зоне предприятий V класса опасности (П-3), в которой размещение гаражей относится к основному виду разрешенного использования, суд пришел к следующему.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частями 1, 3 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Пунктом 2 части 1 статьи 40, частью 1 статьи ЗК РФ установлено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, в частности имеют право, в том числе, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, в главе 8 раздела II которых указано, что на карте градостроительного зонирования установлены территориальные зоны; отображены зоны с особыми условиями использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 главы 9 раздела III Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска на карте градостроительного зонирования города Благовещенска установлены, в том числе, производственные зоны (П), к которым относятся зоны предприятий V класса опасности (П-3).
Согласно статье 24.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска основным видом разрешенного использования зоны предприятий V класса опасности (П-3) является, в том числе, размещения гаражей.
Судом первой инстанции исследована выкопировка из карты градостроительного зонирования муниципального образования города Благовещенска, из которой следует, что запрашиваемые земельные участки входят в зону предприятий V класса опасности (П-3).
Следовательно, исходя из Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, поскольку запрашиваемые земельные участки входят в зону предприятий V класса опасности (П-3), в силу основного вида разрешенного использования на них допускается размещение гаражей.
Таким образом, положения Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска противоречат Генеральному плану города Благовещенска в части отнесения спорных земельных участков к конкретной территориальной зоне (производственной либо рекреационной).
Вместе с тем, в силу с части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образования являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Следовательно, действующим законодательством установлен приоритет генерального плана, как документа территориального планирования, перед иными документами, определяющими градостроительные условия использования соответствующих территорий.
Таким образом, по обоснованному выводу суда первой инстанции, в спорных отношениях надлежит руководствоваться Генеральным планом города Благовещенска, а не Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, которые должны были быть разработаны с учетом названного генерального плана.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к правильному выводу о том, что отказ администрации города Благовещенска в выборе земельных участков для строительства боксовых гаражей в западном промышленном районе города Благовещенска, выраженный в письме администрации города Благовещенска от 14.01.2013 N 01-19/321, соответствует нормам земельного законодательства, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обществу с ограниченной ответственностью "Интержилстрой" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 03.10.2013 N 98 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 09.08.2013 по делу N А04-2493/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Интержилстрой" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 03.10.2013 N 98 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)