Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2013 N 18АП-1204/2013 ПО ДЕЛУ N А07-15101/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2013 г. N 18АП-1204/2013

Дело N А07-15101/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2012 по делу N А07-15101/2012 (судья Юсеева И.Р.).
В заседании приняли участие представители:
Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Байбулатов И.Р. (доверенность от 01.02.2013 N 578).
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - ответчик, Министерство) о восстановлении права распоряжения органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан земельным участком площадью 64710000 кв. м, с кадастровым номером 02:47:000000:208, прекращении зарегистрированного права государственной собственности Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:208; восстановлении права распоряжения органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан земельными участками с кадастровыми номерами 02:47:000000315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642, прекращении зарегистрированного права государственной собственности на перечисленные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципальный Уфимский район (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2012 (резолютивная часть объявлена 12.12.2012) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение норм материального права, поскольку истец не связывал прекращение права собственности Министерства с основаниями, предусмотренными статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что судом не дана оценка и не опровергнуты доводы истца о нарушении статей 11, 11.4, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" при издании приказа Министерства от 22.04.2011 N 804 о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208, поскольку образованные из земельного участка сельскохозяйственного назначения земельные участки имели иную категорию. Более того, образованные за счет раздела земельные участки имеют отличное от исходного местоположение (иные сельсоветы), из кадастровых паспортов не усматривается образование из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208.
По мнению апеллянта, поскольку Администрация осуществила распоряжение земельным участком изданием постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208 в аренду, Министерство утратило право распоряжения земельным участком. Соответственно право распоряжения органом местного самоуправления распространяется на вновь образованные земельные участки; возникшее без согласия Администрации право собственности Республики Башкортостан подлежит прекращению и нарушает нормы гражданского, муниципального и международного права определяющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица без самостоятельных требований, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 21 ноября 2006 года N 723 государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 общей площадью 6471 га по угодьям согласно приложения N 1 в аренду сроком на 25 лет для сельскохозяйственного производства (л. д. 19 т. 1). Тем же постановлением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5094 га и право аренды на земельный участок 1377 га, ранее предоставленные государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский".
05.02.2007 была произведена государственная регистрация права собственности Республики Башкортостан на земельный участок общей площадью 64710000 кв. м с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации за N 02-04-01/016/2007-356.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права основанием для регистрации явился Федеральный закон от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (л. д. 68, т. 1).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 22 апреля 2011 года N 804, изданным на основании статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.05.2006 N 126 "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан", свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельный участок от 05.02.2007 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 путем раздела находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, площадью 64710000 кв. м, имеющего местоположение: Республика Башкортостан, в административных границах муниципального образования Алексеевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан (л. д. 21, т. 1).
Как следует из выписок из государственного кадастра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:092101:311 (л. д. 63, т. 1), 02:47:092101:312 (л. д. 69, т. 1), 02:47:110901:10 (л. д. 72, т. 1), 02:47:110901:14 (л. д. 74, т. 1), 02:47:110502:276 (л. д. 76, т. 1), 02:47:110502:311 (л. д. 78, т. 1), 02:47:110502:312 (л. д. 80, т. 1), 02:47:110502:313 (л. д. 82, т. 1), 02:47:110701:368 (л. д. 84, т. 1), 02:47:110701:373 (л. д. 86, т. 1), 02:47:110701:642 (л. д. 88, т. 1), 02:47:000000:9 (л. д. 122, т. 1), 02:47:000000:540 (л. д. 137, т. 1), 02:47:000000:1157 (л. д. 139, т. 1), 02:47:110901:13 (л. д. 141, т. 1), 02:47:110901:12 (л. д. 143, т. 1), 02:47:110901:11 (л. д. 145, т. 1), 02:47:092101:286 (л. д. 147, т. 1),02:47:000000:398 (л. д. 149, т. 1), 02:47:110901:15 (л. д. 4, т. 2), 02:476110901:16 (л. д. 6, т. 2), 02:47:000000:355 (л. д. 9, т. 2), 02:47:020301:33 (л. д. 16, т. 4), образование названных земельных участков не связано с разделом земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208. Земельный участок с кадастровым номером 02:47:090201:286 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:111001:52, 02:47:111001:49, 02:47:000000:208 (л. д. 147, т. 1). В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:315 сведений о предыдущем земельном участке не имеется.
В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 ноября 2012 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:208 (л. д. 1, т. 4). Уведомлениями от 06 ноября 2012 года подтверждено отсутствие зарегистрированных прав на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:315. 02:47:020301:33 (л. д. 97, 110 т. 1).
В отношении остальных из вышеперечисленных земельных участков зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 6 ноября 2012 года (л. д. 98-121, т. 1).
Ссылаясь на недопустимость прекращения права органа местного самоуправления на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 02:47:000000:208, после осуществления Администрацией действий по предоставлению земельного участка в аренду и необходимость прекращения возникшего без согласия Администрации права собственности Республики Башкортостан истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями. Требования в отношении земельных участков образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208 мотивированы сохранением права собственности в силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о прекращении существования в качестве объекта гражданских прав земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208 и отсутствии доказательств образования иных спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208. Установив, что истцом не заявлено требований о признании права собственности или признания зарегистрированного права отсутствующим, на основании статей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об избрании неправильного способа защиты и отказал в удовлетворении требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Способы защиты гражданских прав закреплены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 названного Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если указанным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Существом заявленных истцом требований является восстановление положения, существовавшего до нарушения предусмотренного пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права органа местного самоуправления на распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, выразившегося в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, путем прекращения зарегистрированного права собственности субъекта Российской Федерации на указанный земельный участок.
Поскольку зарегистрированное за субъектом Российской Федерацией право собственности на спорные земельные участки нарушает право Администрации по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена (при доказанности данного обстоятельства), истец является лицом, имеющим материально-правовой интерес в оспаривании указанного права ответчика.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случаях, когда запись в Едином реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Оценив заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты. Принимая во внимание то, что истец по настоящему делу не заявлял требования о признании за ним права собственности на спорные земельные участки или признания зарегистрированного права Республики Башкортостан отсутствующим (о чем подтвердил в заседании суда апелляционной инстанции путем пояснений о том, что избранный им способ защиты не является одним из способов оспаривания зарегистрированного права, предусмотренных вышеназванными разъяснениями), сделанный судом первой инстанции вывод, согласуется с выводами, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также сформировавшейся судебной практики (определения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N ВАС 4811/11, N ВАС 4810/11, N ВАС 3275/11, N ВАС 3143/11).
Кроме того, судебной коллегией отмечает следующее:
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации, в государственной собственности, находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые, возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Основания отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в целях разграничения государственной собственности на землю предусмотрены пунктами 1, 2, 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанное положение является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего публично-правового образования.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 общей площадью 6471 га был предоставлен в пользование государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский". При этом, предоставление земельного участка постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 21 ноября 2006 года N 723 государственному унитарному предприятию для сельскохозяйственного производства не являлось новым, поскольку являлось переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5094 га и права аренды на земельный участок 1377 га, имевшихся у государственного унитарного предприятия совхоз "Алексеевский".
Из общедоступных сведений Единого государственного реестра юридических лиц усматривается учреждение государственного унитарного предприятия совхоз "Алексеевский" Республики Башкортостан Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Названное свидетельствует о возникновении права государственной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 и правомерности осуществления государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Поскольку наличие таких оснований материалами дела не подтверждено, доводы апеллянта о нарушении норм гражданского, муниципального и международного права, определяющих полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения подлежат отклонению.
Отсутствие доказательств наличия правовых оснований, влекущих возникновение права муниципальной собственности на земельный участок (в том числе его часть либо долю в праве), исключает направленность исковых требований на осуществление последующей процедуры разграничения государственной собственности в отношении земельного участка с соблюдением баланса интересов сторон.
Об ошибочности исковых требований, заявленных в отношении прекращения зарегистрированного права ответчика на земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 свидетельствует его прекращение существования в качестве объекта гражданских прав и отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированном праве, что следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 ноября 2012 года (л. д. 1, т. 4). Также не могут быть признаны обоснованными требования, заявленные в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:315. 02:47:020301:33, в отношении которых право собственности Республики Башкортостан не зарегистрировано (л. д. 97, 110, т. 1).
В отношении остальных земельных участков, которые в соответствии с Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 22 апреля 2011 года N 804, изданным на основании статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.05.2006 N 126 образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 заявленные требования также не подлежат удовлетворению. Содержание выписок из государственного кадастра недвижимости исключает образование поименованных в иске земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, вне зависимости от указания об этом в приказе Министерства. Указанный вывод совпадает с доводами апеллянта.
В отсутствие доказанных оснований возникновения муниципальной собственности на эти земельные участки на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", сами по себе доводы апеллянта о нарушении статей 11, 11.4, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и несоответствие содержания приказа сведениям о образовании земельных участков не могут повлечь удовлетворение иска, направленного на прекращение зарегистрированного права ответчика.
Заявляя такие требования, истец должен доказать, что издание приказа о разделении принадлежащего Республике Башкортостан земельного участка на 25 земельных участков, повлекло осуществление государственной регистрации права собственности на земельные участки, не входившие в состав земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, а кроме того, не принадлежащие Республике Башкортостан по другим основаниям.
Однако доказательств, исключающих отнесение к государственной собственности Республики Башкортостан образованных земельных участков, суду не представлено. В отсутствие доказательств наличия полномочий по распоряжению земельными участками, истец не доказал наличия нарушений прав, связанных с возможностью осуществления распоряжения земельными участками.
При этом, осуществление действий по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю ошибочно отнесено подателем апелляционной жалобы к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктами 9, 11 статьи 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся: регулирование планировок и застройка территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования Распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, не относится к вопросам местного значения, а является реализацией отдельных государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления в силу закона.
При указанных обстоятельствах, с учетом избрания истцом ненадлежащего способа защиты своих прав, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на подателя жалобы. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2012 по делу N А07-15101/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)