Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2013 ПО ДЕЛУ N А82-4861/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 г. по делу N А82-4861/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Зекалашвили З.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Драфт"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2013 по делу N А82-4861/2013, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Драфт" ИНН: 7622017323, ОГРН: 1127608001157)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ИНН: 7604048022,ОГРН: 1027600694043)
о признании незаконными действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Драфт" (далее - заявитель, Общество, ООО "Драфт") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - ответчик, Кадастровая палата) о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:11:031501:86 площадью 1533527 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новоселье", на основе удельного показателя в размере 3,66 руб. за 1 кв. м, и об обязании ответчика в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить кадастровую стоимость данного земельного участка на основе установленного Правительством Ярославской области среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков земель сельскохозяйственного назначения для той группы земель, которой соответствует данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Драфт" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, судом первой инстанции при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Заявитель полагает, что при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка должен применяться раздел 2, а не раздел 1 постановления Правительства Ярославской области от 11.07.2012 N 636-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" (далее - Постановление N 636-П).
Кадастровая палата отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Драфт" было создано путем реорганизации в форме преобразования из полного товарищества "Драчук и компания", которое в свою очередь было создано в форме преобразования крестьянского хозяйства Щаповой Р.Н.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 76:11:031501:86, общей площадью 153,3527га, расположенный в Переславском районе Ярославской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, о чем 15.12.2007 внесена запись в ЕГРП.
Согласно кадастровой выписке от 01.08.2013, земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.06.2008, имеет предыдущий кадастровый номер 76:11:031500:10, кадастровую стоимость - 5612708,82 руб. исходя из удельного показателя 3,66 руб. /кв. м.
Такая кадастровая стоимость внесена в кадастр на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 01.01.2013. Акт составлен в связи с вступлением в силу с 01.01.2013 Постановления N 636-П.
Кадастровую стоимость земельного участка 76:11:031501:86 кадастровая палата определила по разделу 1, в котором под номером 17110 установлена кадастровая стоимость земельного участка 76:11:031500:10 из расчета 3,66 руб. /кв. м.
Считая, что действия Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:11:031501:86 на основе удельного показателя в размере 3,66 руб. за 1 кв. м, являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, ООО "Драфт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела Арбитражной суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 11 и 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 66 ЗК РФ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу пунктов 2 и 4 названных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Пунктом 10 Правил кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1 постановления Правительства Ярославской области от 11.07.2012 N 636-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области. Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, указанные в пункте 1 постановления, подлежат применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 01.01.2013 (пункт 2).
Согласно приложению к Постановлению N 636-П в разделе 1 отражены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области. Под номером 17110 установлен удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером 76:11:031500:10 площадью 3664493 кв. м из расчета 3,66 руб. /кв. м.
В разделе 2 приложения указаны удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Ярославской области, в том числе и в отношении Переславского муниципального района, а именно установлены минимальное и средневзвешенное значение данного показателя в зависимости от группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Кадастровая стоимость земельного участка 76:11:031501:86 была определена Кадастровой палатой с учетом сведений, содержащихся в разделе 1, в котором под номером 17110 установлена кадастровая стоимость земельного участка 76:11:031500:10.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным применение при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:11:031501:86 удельного показателя в размере 3,66 руб. за 1 кв. м, установленного в разделе 1 приложения к Постановлению N 636-п для исходного земельного участка с кадастровым номером 76:11:031500:10. В данном случае характеристики земельного участка с кадастровым номером 76:11:031501:86: его местоположение, целевое использование не изменились, изменился только кадастровый номер, поэтому удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка должен соответствовать тому, который установлен для земельного участка с кадастровым номером 76:11:031500:10. Оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции не имеется.
Довод Общества о несоответствии площади земельного участка, указанной под номером 17110 раздела 1 Постановления N 636-п, площади земельных участков с кадастровыми номерами 76:11:031500:10 и 76:11:031501:86 подлежит отклонению, поскольку как верно указал суд первой инстанции, кадастровая стоимость земельных участков исчисляется на основании удельного показателя за 1 кв. м.
Указанные в приложения 2 к Постановлению N 636-п минимальные и средневзвешенные значения удельного показателя кадастровой стоимости земель не могут служить основанием для исчисления кадастровой стоимости конкретного земельного участка, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка на основании таких показателей.
Таким образом, оспариваемые действия Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:11:031501:86 соответствуют требованиями законодательства, определяющего порядок установления кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми действиями его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В частности, Общество не представило свой расчет удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка. Между тем из раздела 2 приложения к Постановлению N 636-п следует, что для земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель составляет 5,45 руб. /кв. м.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2013, принятое по данному делу, следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2013 по делу N А82-4861/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Драфт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)