Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рыжовой Е.В., судей Дорошковой А.Г. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Е.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЕМИР" (город Калуга, ОГРН 1064029021187, ИНН 4029034257) (регистрационный номер 20АП-3582/2013) на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 по делу N А23-5034/2012 (судья Носова М.А.),
установил:
следующее.
ООО "ТЕМИР" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Калужской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области) о признании незаконными действий по изменению в государственном кадастре недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 262 кв. м с кадастровым номером 40:26:000001:0159, с адресным ориентиром: город Калуга, улица Дальняя, дом 17, ориентир производственное здание примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток, с 766,24 рубля/кв. м на 2 284,68 рублей/кв. м; по определению кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 262 кв. м с кадастровым номером 40:26:000001:0159, с адресным ориентиром: город Калуга, улица Дальняя, дом 17, ориентир производственное здание, примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток в размере 18 873 741 рубля 48 копеек и о признании незаконным решения от 14.04.2011 N Ф40/11-2-1322 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях (том 1, л.д. 8-20).
Определениями суда от 04.03.2013 и от 22.03.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калужской области (город Калуга, ОГРН1024001188727, ИНН 4027059305) (далее - правительство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (город Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800) (далее - Управление Росреестра по Калужской области), Городская Управа города Калуги, (город Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) (далее - управа) (том 2, л.д. 23, 67-68).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил признать незаконным решение от 14.04.2011 N Ф40/11-2-1322 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях; признать незаконными действия, выразившиеся в исправлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 262 кв. м с кадастровым номером 40:26:000001:0159, с адресным ориентиром: город Калуга, улица Дальняя, дом 17, ориентир производственное здание примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток, с 766,24 рубля/кв. м на 2 284,68 рублей/кв. м; и в исправлении кадастровой стоимости названного земельного участка с 6 329 908 рублей 64 копеек на 18 873 741 рубль 48 копеек, а также возложить на ответчика обязанность исправить допущенные нарушения путем восстановления кадастровой стоимости и удельного показателя названного земельного участка в размере 6 329 908 рублей 64 копеек и 766,24 рубля/кв. м, исключив данные о кадастровой стоимости в размере 18 873 741 рубля 48 копеек и удельный показатель кадастровой стоимости 2 284,68 рублей/кв. м (том 2, л.д. 46-52).
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2, л.д. 66).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 в удовлетворении исковых требований отказано (том 2, л.д. 107-109).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ТЕМИР" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 отменить и принять судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме (том 2, л.д. 118-122).
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях не порождает для правообладателя земельного участка каких-либо прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей, соответственно, оно не нарушает права и законные интересы ООО "ТЕМИР".
Заявитель полагает, что, давая оценку действиям ответчика по исправлению технической ошибки, суд не применил подлежащий применению пункт 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания от 12.08.2006 N 222).
Заявитель апелляционной жалобы отметил, что не был уведомлен об исправлении кадастровой ошибки, что является нарушением порядка такого исправления.
По мнению заявителя, вынося решение, суд области применил недействующий и неподлежащий применению нормативный акт - постановление Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области", утратившее силу с 30.12.2009.
От ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, ответчик считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а требования апелляционной жалобы - неподлежащими удовлетворению (том 2, л.д. 162-164).
Полагает, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до принятия постановления Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области", в связи с чем оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка не имеется.
Правительство также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а требования апелляционной жалобы - неподлежащими удовлетворению (том 2, л.д. 154-157).
По мнению третьего лица, поскольку спорный земельный участок образован 16.10.2007, то есть, до вступления в силу постановления Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, которым утверждены результаты кадастровой оценки, и не вошел в данную кадастровую оценку на 01.01.2007 как земельный участок, образованный после указанной даты, то правомерно подлежит применению удельный показатель, установленный постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Управлением Росреестра по Калужской области, правительством и управой представлены ходатайства о проведении судебного заседания без участия представителей (том 2, л.д. 145, 152, 160), которые удовлетворены судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 10.12.2007 N 513/07 (том 1, л.д. 58-60) ООО "ТЕМИР" владеет земельным участком с кадастровым номером 40:26:000001:0159, общей площадью 8 261 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир производственное здание, земельный участок находится примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток, место нахождения ориентира: город Калуга, улица Дальняя, дом 17; используемый для строительства производственной базы; срок аренды с учетом дополнительного соглашения от 29.12.2010 установлен до 16.01.2014 (том 1, л.д. 65); договор и дополнительное соглашение прошли государственную регистрацию.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 16.10.2007 (том 1, л.д. 50).
Из материалов кадастрового дела N 40:26:00 00 01:0159 (том 1, л.д. 115-130) следует, что актом от 15.10.2007 (том 1, л.д. 124) определена кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с постановлением от 21.08.2003 N 224, где удельный показатель составил 2 284,68 руб. /кв. м, кадастровая стоимость составила 18 873 741 рубль 48 копеек.
Протоколом от 14.04.2011 N 1322 (том 1, л.д. 142) ответчиком установлена техническая ошибка в определении кадастровой стоимости земельного участка, которая произошла 29.09.2010, где указано, что земельный участок ошибочно оценен по постановлению Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
Решением от 14.04.2011 N Ф40/11-2-1322 (том 1, л.д. 143) на основании протокола от 14.04.2011 N 1322 исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях в части определения кадастровой стоимости на 29.09.2010, дата выявления технической ошибки, земельного участка, где в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области" удельный показатель составил 2 284,68 руб. /кв. м, кадастровая стоимость составила 18 873 741 рубль 48 копеек.
Не согласившись с принятым решением и действиями ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области, ООО "ТЕМИР" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 8-20; том 2, л.д. 46-52).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является наличие одновременно двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из пунктов 1.1, 1.2 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 следует, что указанный документ разработан в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В силу пункта 1.3 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 данных Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункты 2.1, 2.1.3 Методических указаний от 12.08.2006 N 222).
Как правильно отметил суд первой инстанции, обязанность по осуществлению кадастрового учета в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка установлена частью 5 статьи 4, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости 16.10.2007 как вновь образованный при первичном выделении (том 1, л.д. 50).
Расчет его кадастровой стоимости произведен в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель 2 284,68 с соответствующим видом разрешенного использования на площадь земельного участка 8 261, кадастровая стоимость составила 18 873 741 рубль 48 копеек, о чем составлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка (том 1, л.д. 124).
На основании указанного акта, утвержденного Управлением Росреестра по Калужской области, кадастровая палата по правилам статьи 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в порядке информационного взаимодействия внесла сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Статьей 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, а также в связи с изменением кадастровой стоимости объекта. В соответствии с частями 4, 5 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр, является кадастровой ошибкой в сведениях, которая подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документы, которые содержат кадастровую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 указанной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку спорный земельный участок образован 16.10.2007, то есть, до вступления в силу постановления Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, и не вошел в кадастровую оценку на 01.01.2007 как земельный участок, образованный после указанной даты, то в данном случае правомерно подлежал применению удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость применения в настоящем случае пункта 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 N 222, согласно которому в случае, когда образование нового земельного участка происходит после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пункт 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 введен приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.12.2009 за N 15599, после чего был опубликован в "Российской газете" от 25.12.2009 N 250.
Таким образом, пункт 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 вступил в законную силу в десятидневный срок - 05.01.2010, иных указаний о порядке его вступления в законную силу и распространения не имеется.
Следовательно, указанный пункт не подлежит применению к правоотношениям, возникшим ранее 05.01.2010.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.06.2011 по делу N А23-3929/10А-3-19.
Довод апелляционной жалобы о применении судом недействующего постановления Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224, утратившего силу 30.12.2009, является несостоятельным в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, приходит к выводу о том, что они являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей, уплаченная платежным поручением от 03.06.2013 N 1 и чеком-ордером от 23.07.2013 (том 2, л.д. 123, 168) относится на заявителя - ООО "ТЕМИР".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 по делу N А23-5034/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЕМИР" (город Калуга, ОГРН 1064029021187, ИНН 4029034257) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N А23-5034/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N А23-5034/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рыжовой Е.В., судей Дорошковой А.Г. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Е.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЕМИР" (город Калуга, ОГРН 1064029021187, ИНН 4029034257) (регистрационный номер 20АП-3582/2013) на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 по делу N А23-5034/2012 (судья Носова М.А.),
установил:
следующее.
ООО "ТЕМИР" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Калужской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области) о признании незаконными действий по изменению в государственном кадастре недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 262 кв. м с кадастровым номером 40:26:000001:0159, с адресным ориентиром: город Калуга, улица Дальняя, дом 17, ориентир производственное здание примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток, с 766,24 рубля/кв. м на 2 284,68 рублей/кв. м; по определению кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 262 кв. м с кадастровым номером 40:26:000001:0159, с адресным ориентиром: город Калуга, улица Дальняя, дом 17, ориентир производственное здание, примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток в размере 18 873 741 рубля 48 копеек и о признании незаконным решения от 14.04.2011 N Ф40/11-2-1322 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях (том 1, л.д. 8-20).
Определениями суда от 04.03.2013 и от 22.03.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калужской области (город Калуга, ОГРН1024001188727, ИНН 4027059305) (далее - правительство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (город Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800) (далее - Управление Росреестра по Калужской области), Городская Управа города Калуги, (город Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) (далее - управа) (том 2, л.д. 23, 67-68).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил признать незаконным решение от 14.04.2011 N Ф40/11-2-1322 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях; признать незаконными действия, выразившиеся в исправлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 262 кв. м с кадастровым номером 40:26:000001:0159, с адресным ориентиром: город Калуга, улица Дальняя, дом 17, ориентир производственное здание примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток, с 766,24 рубля/кв. м на 2 284,68 рублей/кв. м; и в исправлении кадастровой стоимости названного земельного участка с 6 329 908 рублей 64 копеек на 18 873 741 рубль 48 копеек, а также возложить на ответчика обязанность исправить допущенные нарушения путем восстановления кадастровой стоимости и удельного показателя названного земельного участка в размере 6 329 908 рублей 64 копеек и 766,24 рубля/кв. м, исключив данные о кадастровой стоимости в размере 18 873 741 рубля 48 копеек и удельный показатель кадастровой стоимости 2 284,68 рублей/кв. м (том 2, л.д. 46-52).
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2, л.д. 66).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 в удовлетворении исковых требований отказано (том 2, л.д. 107-109).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ТЕМИР" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 отменить и принять судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме (том 2, л.д. 118-122).
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях не порождает для правообладателя земельного участка каких-либо прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей, соответственно, оно не нарушает права и законные интересы ООО "ТЕМИР".
Заявитель полагает, что, давая оценку действиям ответчика по исправлению технической ошибки, суд не применил подлежащий применению пункт 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания от 12.08.2006 N 222).
Заявитель апелляционной жалобы отметил, что не был уведомлен об исправлении кадастровой ошибки, что является нарушением порядка такого исправления.
По мнению заявителя, вынося решение, суд области применил недействующий и неподлежащий применению нормативный акт - постановление Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области", утратившее силу с 30.12.2009.
От ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, ответчик считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а требования апелляционной жалобы - неподлежащими удовлетворению (том 2, л.д. 162-164).
Полагает, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до принятия постановления Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области", в связи с чем оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка не имеется.
Правительство также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а требования апелляционной жалобы - неподлежащими удовлетворению (том 2, л.д. 154-157).
По мнению третьего лица, поскольку спорный земельный участок образован 16.10.2007, то есть, до вступления в силу постановления Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, которым утверждены результаты кадастровой оценки, и не вошел в данную кадастровую оценку на 01.01.2007 как земельный участок, образованный после указанной даты, то правомерно подлежит применению удельный показатель, установленный постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Управлением Росреестра по Калужской области, правительством и управой представлены ходатайства о проведении судебного заседания без участия представителей (том 2, л.д. 145, 152, 160), которые удовлетворены судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 10.12.2007 N 513/07 (том 1, л.д. 58-60) ООО "ТЕМИР" владеет земельным участком с кадастровым номером 40:26:000001:0159, общей площадью 8 261 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир производственное здание, земельный участок находится примерно в 414 м от ориентира по направлению на северо-восток, место нахождения ориентира: город Калуга, улица Дальняя, дом 17; используемый для строительства производственной базы; срок аренды с учетом дополнительного соглашения от 29.12.2010 установлен до 16.01.2014 (том 1, л.д. 65); договор и дополнительное соглашение прошли государственную регистрацию.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 16.10.2007 (том 1, л.д. 50).
Из материалов кадастрового дела N 40:26:00 00 01:0159 (том 1, л.д. 115-130) следует, что актом от 15.10.2007 (том 1, л.д. 124) определена кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с постановлением от 21.08.2003 N 224, где удельный показатель составил 2 284,68 руб. /кв. м, кадастровая стоимость составила 18 873 741 рубль 48 копеек.
Протоколом от 14.04.2011 N 1322 (том 1, л.д. 142) ответчиком установлена техническая ошибка в определении кадастровой стоимости земельного участка, которая произошла 29.09.2010, где указано, что земельный участок ошибочно оценен по постановлению Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
Решением от 14.04.2011 N Ф40/11-2-1322 (том 1, л.д. 143) на основании протокола от 14.04.2011 N 1322 исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях в части определения кадастровой стоимости на 29.09.2010, дата выявления технической ошибки, земельного участка, где в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области" удельный показатель составил 2 284,68 руб. /кв. м, кадастровая стоимость составила 18 873 741 рубль 48 копеек.
Не согласившись с принятым решением и действиями ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области, ООО "ТЕМИР" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 8-20; том 2, л.д. 46-52).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является наличие одновременно двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из пунктов 1.1, 1.2 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 следует, что указанный документ разработан в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В силу пункта 1.3 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 данных Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункты 2.1, 2.1.3 Методических указаний от 12.08.2006 N 222).
Как правильно отметил суд первой инстанции, обязанность по осуществлению кадастрового учета в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка установлена частью 5 статьи 4, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости 16.10.2007 как вновь образованный при первичном выделении (том 1, л.д. 50).
Расчет его кадастровой стоимости произведен в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель 2 284,68 с соответствующим видом разрешенного использования на площадь земельного участка 8 261, кадастровая стоимость составила 18 873 741 рубль 48 копеек, о чем составлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка (том 1, л.д. 124).
На основании указанного акта, утвержденного Управлением Росреестра по Калужской области, кадастровая палата по правилам статьи 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в порядке информационного взаимодействия внесла сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Статьей 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, а также в связи с изменением кадастровой стоимости объекта. В соответствии с частями 4, 5 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр, является кадастровой ошибкой в сведениях, которая подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документы, которые содержат кадастровую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 указанной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку спорный земельный участок образован 16.10.2007, то есть, до вступления в силу постановления Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, и не вошел в кадастровую оценку на 01.01.2007 как земельный участок, образованный после указанной даты, то в данном случае правомерно подлежал применению удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость применения в настоящем случае пункта 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 N 222, согласно которому в случае, когда образование нового земельного участка происходит после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пункт 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 введен приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.12.2009 за N 15599, после чего был опубликован в "Российской газете" от 25.12.2009 N 250.
Таким образом, пункт 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 вступил в законную силу в десятидневный срок - 05.01.2010, иных указаний о порядке его вступления в законную силу и распространения не имеется.
Следовательно, указанный пункт не подлежит применению к правоотношениям, возникшим ранее 05.01.2010.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.06.2011 по делу N А23-3929/10А-3-19.
Довод апелляционной жалобы о применении судом недействующего постановления Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224, утратившего силу 30.12.2009, является несостоятельным в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, приходит к выводу о том, что они являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей, уплаченная платежным поручением от 03.06.2013 N 1 и чеком-ордером от 23.07.2013 (том 2, л.д. 123, 168) относится на заявителя - ООО "ТЕМИР".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 по делу N А23-5034/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЕМИР" (город Калуга, ОГРН 1064029021187, ИНН 4029034257) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)