Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Омской области на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 (судьи Рябухина Н.А., Веревкин А.В., Зиновьева Т.А.) по делу N А46-30052/2012 по иску заместителя прокурора Омской области к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кузьминой Ларисе Федоровне и Любомировскому сельскому поселению Таврического муниципального района Омской области (646814, Омская обл., Таврический р-н, с. Любомировка, ул. Лесная, 1, ИНН 5534010861, ОГРН 1055515028865) о признании недействительным договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 и применении последствий недействительности договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 путем обязания главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузьминой Ларисы Федоровны возвратить Любомировскому сельскому поселению Таврического муниципального района Омской области земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:27 05 12:709 и 55:26:27 05 12:708.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали: прокурор Корнеева Л.Ж.; представитель администрации Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области Киссер Н.М. по доверенности от 09.01.2013.
Суд
установил:
заместитель прокурора Омской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Любомировскому сельскому поселению Таврического муниципального района Омской области (далее - Любомировское СП) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кузьминой Ларисе Федоровне (далее - глава КФХ Кузьмина Л.Ф.) о признании недействительным договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 находящихся в собственности Любомировского СП: с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м, заключенного между Любомировским СП в лице главы Любомировского СП Редько Ю.Г. и главой КФХ Кузьминой Л.Ф., и о применении последствий недействительности договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 в виде обязания главы КФХ Кузьминой Л.Ф. возвратить Любомировскому СП земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:27 05 12:709 и 55:26:27 05 12:708.
Исковые требования со ссылкой на статьи 167 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что Любомировским СП нарушена процедура предоставления земельных участков, сделка совершена органом местного самоуправления с нарушением норм законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, что привело к нарушению интересов публично-правового образования - Любомировского СП, и исключило возможность эффективного распоряжения названным сельским поселением земельными участками с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 на конкурсной основе, привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 (судья Глазков О.В.) иск удовлетворен полностью.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 решение от 24.12.2012 отменено. По делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда от 02.08.2013 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 24.12.2012.
По его мнению, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокурор считает, что при заключении указанного договора аренды земельных участков не была соблюдена процедура предоставления земельных участков, установленная статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Заявитель полагает, что опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в собственности Любомировского СП земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения площадью 134 546 кв. м и 2 986 723 кв. м в газете "Таврические новости" невозможно признать надлежащим опубликованием, так как данное средство массовой информации не определено субъектом Российской Федерации, в данном случае Омской областью, как средство массовой информации для публикации таких сообщений, а заблаговременная публикация информации о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, которые впоследствии были предоставлены главе КФХ Кузьминой Л.Ф., в газете "Омский вестник" администрацией Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области не осуществлялась.
Прокурор считает, что суд первой инстанции, вынося решение от 24.12.2012 об удовлетворении требований прокурора и о признании указанного договора аренды недействительной сделкой, применил нормы права, подлежащие применению при разрешении данного спора - пункт 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а апелляционный суд, вынося постановление об отмене решения от 24.12.2012 и об отказе в удовлетворении требований прокурора, руководствовался законом, не подлежащим применению при разрешении данного спора - статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, оснований для проведения процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве", не имелось, доказательств соответствия заявления главы КФХ Кузьминой Л.Ф. требованиям указанной нормы в материалах дела нет.
Прокурор полагает, что ссылка апелляционного суда в постановлении от 02.08.2013 на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 несостоятельна, как и ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2013 N 14093 по делу N А65-642/2012.
Заявитель считает, что не соответствует материалам дела вывод суда о том, что прокурор не доказал, каким образом оспариваемый договор нарушает государственные, общественные и публичные интересы, а также каким образом признание заключенного договора недействительным повлечет восстановление нарушенных чьих-либо прав.
В отзыве на кассационную жалобу Любомировское СП указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемый судебный акт просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель Любомировского СП в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выданным 10.05.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на земельные участки, относящиеся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, местоположение которых установлено: Омская область, Таврический район, территория Любомировского сельского поселения с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м, зарегистрировано право собственности Любомировским сельским поселением Таврического муниципального района Омской области.
Глава КФХ Кузьмина Л.Ф. (свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.04.2011) обратилась к главе Любомировского СП с заявлением от 12.08.2011 (вх. N 01 от 15.08.2011) о заключении договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области Таврического района, Любомировского сельского поселения, площадью 134 546 кв. м и 2 986 723 кв. м для использования в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.
Администрацией Любомировского СП 12.08.2011 и 16.09.2011 в газете "Таврические новости" опубликована информация о приеме заявлений о представлении в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Любомировского СП, расположенных на территории Таврического района Омской области в границах Любомировского СП, площадью 134 546 кв. м и 2 986 723 кв. м для использования в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.
Администрацией Любомировского СП Таврического муниципального района Омской области вынесено постановление от 24.10.2011 N 33 о представлении в аренду главе КФХ Кузьминой Л.Ф. находящихся в собственности Любомировского сельского поселения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м.
В соответствии с постановлением от 24.10.2011 N 33 между Любомировским СП (арендодатель) и главой КФХ Кузьминой Л.Ф. (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 (далее - договор), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает на основании акта приема-передачи в аренду сроком на 10 лет для сельскохозяйственного производства два земельных участка: с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м, находящихся в собственности Любомировского СП.
По акту приема-передачи от 25.10.2011 земельные участки переданы арендатору.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.02.2012.
Указывая на несоблюдение Любомировским СП процедуры предоставления земельных участков, установленной статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьей 34 ЗК РФ, мотивируя нарушения отсутствием опубликования сведений о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации - в газете "Омский вестник", прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, посчитал их доказанными и обоснованными.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения, посчитал, что общие положения Земельного кодекса РФ и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не подлежат применению к отношениям, сложившимся между Любомировским СП и главой КФХ Кузьминой Л.Ф. по поводу аренды спорных земельных участков, ввиду регулирования их специальными нормами Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а именно статьей 12 данного закона, которой предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы апелляционного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
По пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
По пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду.
Исходя из пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду.
Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 по делу N А01-2023-2005-5, общий порядок предоставления земельных участков применяется только при отсутствии процедуры, регламентированной специальными нормами - Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления публиковать сведения о земельном участке, предоставляемом для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ определено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что прокурор не обосновал, в чем состоит его заинтересованность в признании сделки недействительной в силу ничтожности, не доказал, каким образом оспариваемый договор нарушает государственные, общественные и публичные интересы и каким образом признание заключенного договора недействительным повлечет восстановление нарушенных чьих-либо прав, учитывая, что договор был заключен с соблюдением специального порядка, установленного статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в настоящее время расторгнут, земельные участки по акту приема-передачи возвращены Любомировскому СП, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу N А46-30052/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А46-30052/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А46-30052/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Омской области на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 (судьи Рябухина Н.А., Веревкин А.В., Зиновьева Т.А.) по делу N А46-30052/2012 по иску заместителя прокурора Омской области к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кузьминой Ларисе Федоровне и Любомировскому сельскому поселению Таврического муниципального района Омской области (646814, Омская обл., Таврический р-н, с. Любомировка, ул. Лесная, 1, ИНН 5534010861, ОГРН 1055515028865) о признании недействительным договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 и применении последствий недействительности договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 путем обязания главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузьминой Ларисы Федоровны возвратить Любомировскому сельскому поселению Таврического муниципального района Омской области земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:27 05 12:709 и 55:26:27 05 12:708.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали: прокурор Корнеева Л.Ж.; представитель администрации Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области Киссер Н.М. по доверенности от 09.01.2013.
Суд
установил:
заместитель прокурора Омской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Любомировскому сельскому поселению Таврического муниципального района Омской области (далее - Любомировское СП) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кузьминой Ларисе Федоровне (далее - глава КФХ Кузьмина Л.Ф.) о признании недействительным договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 находящихся в собственности Любомировского СП: с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м, заключенного между Любомировским СП в лице главы Любомировского СП Редько Ю.Г. и главой КФХ Кузьминой Л.Ф., и о применении последствий недействительности договора аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 в виде обязания главы КФХ Кузьминой Л.Ф. возвратить Любомировскому СП земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:27 05 12:709 и 55:26:27 05 12:708.
Исковые требования со ссылкой на статьи 167 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что Любомировским СП нарушена процедура предоставления земельных участков, сделка совершена органом местного самоуправления с нарушением норм законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, что привело к нарушению интересов публично-правового образования - Любомировского СП, и исключило возможность эффективного распоряжения названным сельским поселением земельными участками с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 на конкурсной основе, привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 (судья Глазков О.В.) иск удовлетворен полностью.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 решение от 24.12.2012 отменено. По делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда от 02.08.2013 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 24.12.2012.
По его мнению, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокурор считает, что при заключении указанного договора аренды земельных участков не была соблюдена процедура предоставления земельных участков, установленная статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Заявитель полагает, что опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в собственности Любомировского СП земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения площадью 134 546 кв. м и 2 986 723 кв. м в газете "Таврические новости" невозможно признать надлежащим опубликованием, так как данное средство массовой информации не определено субъектом Российской Федерации, в данном случае Омской областью, как средство массовой информации для публикации таких сообщений, а заблаговременная публикация информации о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, которые впоследствии были предоставлены главе КФХ Кузьминой Л.Ф., в газете "Омский вестник" администрацией Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области не осуществлялась.
Прокурор считает, что суд первой инстанции, вынося решение от 24.12.2012 об удовлетворении требований прокурора и о признании указанного договора аренды недействительной сделкой, применил нормы права, подлежащие применению при разрешении данного спора - пункт 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а апелляционный суд, вынося постановление об отмене решения от 24.12.2012 и об отказе в удовлетворении требований прокурора, руководствовался законом, не подлежащим применению при разрешении данного спора - статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, оснований для проведения процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве", не имелось, доказательств соответствия заявления главы КФХ Кузьминой Л.Ф. требованиям указанной нормы в материалах дела нет.
Прокурор полагает, что ссылка апелляционного суда в постановлении от 02.08.2013 на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 несостоятельна, как и ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2013 N 14093 по делу N А65-642/2012.
Заявитель считает, что не соответствует материалам дела вывод суда о том, что прокурор не доказал, каким образом оспариваемый договор нарушает государственные, общественные и публичные интересы, а также каким образом признание заключенного договора недействительным повлечет восстановление нарушенных чьих-либо прав.
В отзыве на кассационную жалобу Любомировское СП указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемый судебный акт просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель Любомировского СП в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выданным 10.05.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на земельные участки, относящиеся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, местоположение которых установлено: Омская область, Таврический район, территория Любомировского сельского поселения с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м, зарегистрировано право собственности Любомировским сельским поселением Таврического муниципального района Омской области.
Глава КФХ Кузьмина Л.Ф. (свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.04.2011) обратилась к главе Любомировского СП с заявлением от 12.08.2011 (вх. N 01 от 15.08.2011) о заключении договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области Таврического района, Любомировского сельского поселения, площадью 134 546 кв. м и 2 986 723 кв. м для использования в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.
Администрацией Любомировского СП 12.08.2011 и 16.09.2011 в газете "Таврические новости" опубликована информация о приеме заявлений о представлении в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Любомировского СП, расположенных на территории Таврического района Омской области в границах Любомировского СП, площадью 134 546 кв. м и 2 986 723 кв. м для использования в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.
Администрацией Любомировского СП Таврического муниципального района Омской области вынесено постановление от 24.10.2011 N 33 о представлении в аренду главе КФХ Кузьминой Л.Ф. находящихся в собственности Любомировского сельского поселения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м.
В соответствии с постановлением от 24.10.2011 N 33 между Любомировским СП (арендодатель) и главой КФХ Кузьминой Л.Ф. (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 06 от 25.10.2011 (далее - договор), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает на основании акта приема-передачи в аренду сроком на 10 лет для сельскохозяйственного производства два земельных участка: с кадастровым номером 55:26:27 05 12:709 площадью 134 546 кв. м и с кадастровым номером 55:26:27 05 12:708 площадью 2 986 723 кв. м, находящихся в собственности Любомировского СП.
По акту приема-передачи от 25.10.2011 земельные участки переданы арендатору.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.02.2012.
Указывая на несоблюдение Любомировским СП процедуры предоставления земельных участков, установленной статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьей 34 ЗК РФ, мотивируя нарушения отсутствием опубликования сведений о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации - в газете "Омский вестник", прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, посчитал их доказанными и обоснованными.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения, посчитал, что общие положения Земельного кодекса РФ и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не подлежат применению к отношениям, сложившимся между Любомировским СП и главой КФХ Кузьминой Л.Ф. по поводу аренды спорных земельных участков, ввиду регулирования их специальными нормами Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а именно статьей 12 данного закона, которой предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы апелляционного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
По пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
По пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду.
Исходя из пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Специальный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду.
Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 по делу N А01-2023-2005-5, общий порядок предоставления земельных участков применяется только при отсутствии процедуры, регламентированной специальными нормами - Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления публиковать сведения о земельном участке, предоставляемом для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ определено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что прокурор не обосновал, в чем состоит его заинтересованность в признании сделки недействительной в силу ничтожности, не доказал, каким образом оспариваемый договор нарушает государственные, общественные и публичные интересы и каким образом признание заключенного договора недействительным повлечет восстановление нарушенных чьих-либо прав, учитывая, что договор был заключен с соблюдением специального порядка, установленного статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в настоящее время расторгнут, земельные участки по акту приема-передачи возвращены Любомировскому СП, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу N А46-30052/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)