Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2007 ПО ДЕЛУ N А06-5837/2007-15

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2007 г. по делу N А06-5837/2007-15


Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2007 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В., судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко И.А.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" - Кузнецова Т.В., доверенность N 819 от 06.12.2007 года,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области на решение арбитражного суда Астраханской области от 26 октября 2007 года по делу N А06-5837/07-15, принятого судьей Д.Н. Блажновым,
по заявлению Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" в лице Камызякского филиала г. Камызяк, Астраханская область
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области (Управление Роснедвижимости по Астраханской области), г. Астрахань
об отмене постановления по делу об административном правонарушении

установил:

Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об отмене постановлений N 77/61-07, N 78/62-07, N 79/63-07, N 80/64-07 от 29.08.2007 года, вынесенных заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области.
Определением суда от 11.10.2007 года требование заявителя о признании незаконным постановления административного органа от 29.08.2007 года по делу N 79/63-07 выделено в отдельное производство в рамках арбитражного дела N А06-5837/2007-15.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2007 г. признано незаконным и отменено постановление от 29.08.2007 г. по делу N 79/63-07, вынесенное заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области о назначении Федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области не согласно с принятым решением суда первой инстанции, поэтому обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области не явилось, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие административного органа. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о рассмотрении апелляционной жалобы Управления в отсутствие административного органа, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства (уведомление 97864).
Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия основывается на следующем.
Как следует из материалов дела, исследованных судом первой инстанции, в период с 18.07.2007 года по 31.07.2007 года на основании распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства от 17.07.2007 г. N 115-р (л.д. 30) заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" на земельном участке площадью 166451 кв. м, расположенном по адресу: Астраханская область, Камызякский район, совхоз "Семибугоринский", около с. Раздор, используемого под эксплуатацию насосной станции N 4 (кадастровый номер 30:05:00 00 00:00 12).
В ходе проверки установлено, что заявитель использует часть данного земельного участка площадью 28 451 кв. м без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов (л.д. 32).
По окончании проверки 27.07.2007 г. административным органом был составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 62), на основании которого 29.08.2007 г. административный орган постановлением по делу об административном правонарушении N 79/63-07 наложил на ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" административные наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 70).
Признавая постановление административного органа незаконным, суд первой инстанции указал на малозначительность совершенного правонарушения.
Судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции правомерным, по следующим основаниям.
Согласно материалов дела, распоряжением главы администрации Раздорского сельского Совета 28.12.1992 года N 20-Р "О проведении перерегистрации всех землепользователей на территории сельского Совета" (л.д. 41), заявителю 30.12.1992 года было выдано свидетельство о праве собственности на землю N 447 (л.д. 42). Данное свидетельство соответствует форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2005 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если они выданы после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как правомерно указал суд первой инстанции, свидетельство о праве собственности на землю было выдано заявителю 30.12.1992 года, и исходя из требований вышеназванной нормы утратило статус действительного и в настоящее время не имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Письмом N 584 от 19.11.2003 года ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" сообщило главе администрации Камызякского района, что при подготовке землеустроительных дел для разграничения государственной собственности на землю выявлено несоответствие площади земельного участка, указанного в вышеназванном свидетельстве о праве на землю и площади, установленной при полевом координировании (л.д. 20), что по мнению судебной коллегии свидетельствует о добровольном намерении ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" оформить право на спорный земельный участок, кадастровый номер 30:05:00 00 00:00 12, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Постановлением главы администрации Камызякского района от 02.12.2003 года N 495 утверждались материалы межевания данного земельного участка, площадью 166 451 кв. м, расположенного по адресу: Астраханская область, Камызяский район, совхоз "Семибугоринский", около с. Раздор, используемого под эксплуатацию насосной станции N 4, кадастровый номер 30:05:00 00 00:00 12, (л.д. 7).
Согласно пункту 1.3 Устава федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" данное Учреждение финансируется из федерального бюджета, в связи с чем, после разграничения права государственной собственности на землю заявитель начал принимать меры по получению из федерального бюджета денежных средств для необходимости оформления правоустанавливающих документов на спорные земельные участки.
02.07.2007 года Камызякским филиалом ФГУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" заключен договор N 12 о межевании земельного участка, работы по межеванию были приняты по акту приемки выполненных землеустроительных работ (л.д. 15-17).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно статье 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
С учетом вышеназванной правовой нормы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право распоряжения не разграниченными государственными землями, на которые отсутствует государственная регистрация права собственности, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных образований со статусом муниципальных районов и городских округов. Указанное законоположение не исключало возможности ФГУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" обратиться за предоставлением земельного участка (оформлением правоустанавливающих документов) в администрацию муниципального образования еще до разграничения государственной собственности на землю.
Таким образом, административный орган правомерно усмотрел в бездействиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Однако, как указал суд первой инстанции, использование заявителем спорного земельного участка без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов, не повлекло вредных последствий и не представляет существенного нарушения охраняемых общественных интересов. При этом суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как установлено судом первой инстанции, административным органом не представлено доказательств, что земельный налог за использование земельного участка уплачивается заявителем не в полном размере. Следовательно, не опровергнуты пояснения заявителя об уплате земельного налога исходя из площади земельного участка, указанной в кадастровом плане от 15.07.2004 года N 25/04-1126, т.е. с учетом уточненного размера площади.
Кроме того, изначально на данный земельный участок заявителю выдавалось свидетельство о праве на землю, которое являлось надлежащим правоустанавливающим документом и утратило статус действующего в связи с изменениями в законодательстве.
Согласно письму главы администрации Муниципального образования "Раздорский сельсовет" земельный участок, предоставленный ФГУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" в постоянное (бессрочное) пользование распоряжением главы администрации Раздорского сельского совета N 20-Р от 28.12.1992 года, до настоящего времени используются в установленных границах, увеличения площадей не производилось (л.д. 19).
Таким образом, самовольного захвата дополнительных частей земельного участка заявителем не производилось.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела, Федеральным государственным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" предприняты меры на устранение допущенных нарушений норм действующего законодательства, а именно, заявителем, согласно договора N 12 от 02.07.2007 года и акта выполненных работ от 02.08.2007 года (л.д. 15 - 17), проведены работы по межеванию спорного земельного участка, документы представлены в регистрирующий орган на регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что ФГУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм земельного законодательства (ст. 2.1 КоАП РФ). Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 07.12.2006 года N Ф09-10816/06-С1 и Постановлении ФАС Уральского округа от 13.02.2007 года N Ф09-11756/06-С1.
Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
На основании пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N 10 если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
С учетом требований вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2007 г. по делу N 79/63-07, вынесенного заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Астраханской области Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области о назначении Федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" административного наказания в виде штрафа в размере 10 000.
Оснований для переоценки выводов суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2007 года по делу N А06-5837/2007-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)