Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Коробов И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Дьякова А.Н., Чернышевой И.В.,
при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Колосовского района Омской области на решение Колосовского районного суда Омской области от 04 июля 2012 года, которым постановлено:
"В исковых требованиях прокурора Колосовского района Омской области интересах неопределенного круга лиц к администрации Колосовского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...> севернее с. Колосовки Колосовского района Омской области на расстоянии 3 км, в соответствии с требованиями установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" и о возложении обязанности организовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...> <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии 3 км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" до 01.07.2013 г., отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований, обратился с иском к администрации Колосовского МР Омской области, администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области о признании незаконными бездействия по непринятию мер по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности организовать объект для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03".
В обоснование иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на надзорной территории, проведенной <...> прокуратурой района совместно со специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе, выявлены многочисленные грубые нарушения по организации сбора и утилизации отходов на земельном участке с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенном севернее <...> на расстоянии <...> км.
В судебном заседании помощник прокурора Колосовского района Омской области Брук Е.В. уточненные исковые требования прокурора Колосовского района Омской области поддержала, пояснив, что нарушения допускаются на протяжении длительного периода времени. С 2005 года земельный участок используется для организации свалки, однако, действия по переводу земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, постановке его на кадастровый учет, организации свалки не осуществлено.
Представитель ответчика администрации Колосовского МР Омской области Д. исковые требования прокурора Колосовского района Омской области признал.
Представитель администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области Л. полагал, что исковые требования прокурора Колосовского района Омской области к администрации Колосовского МР Омской области подлежат удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Колосовского района Омской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Полагает, что в ходе судебного заседания был полностью подтвержден факт нарушения земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды, санитарных норм и правил, что кроме того, было признано ответчиками.
Обстоятельства неприменения к спорным правоотношениям, указанного прокурором СанПиНа возлагали на суд обязанность применить закон и правила, подлежащие применению к обстоятельствам спора, но не являлись основанием для отказа прокурору в удовлетворении требований.
Кроме того, помимо нарушения санитарных норм и правил, прокурор ссылался на нарушение иных нормативно-правовых актов, что было оставлено судом без внимания.
Лица, участвующие в деле о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
По правилам ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя Администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области, извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не сообщившего суду об уважительности причин неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав пояснения представителя Администрации Колосовского МР Омской области К., полагавшего решение законным и обоснованным, прокурора Биенко Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
При вынесении решения, судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:08:220404:3, расположенный на территории Колосовского СП, севернее <...> на расстоянии <...> км. используется для организации общественной свалки по хранению и утилизации твердых бытовых отходов на основании Постановления Главы Администрации Колосовского района от 17.05.1995 N 251-П "Об изъятии земельного участка у А.О. МПМК "<...>" /л.д. 66/.
Вышеуказанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 29.10.2010 /л.д. 77 - 78/.
В соответствии с положениями ст. 7 ЗК земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Для использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения в целях размещения на нем отходов производства и потребления, необходимо осуществить перевод земельного участка в иную категорию по правилам ст. 8 ЗК РФ.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для организации общественной свалки противоречит ст. 78 ЗК РФ.
Для размещения отходов производства и потребления используются земли, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3, расположенный на территории <...> СП, севернее <...> на расстоянии <...> км, используется в нарушение действующего законодательства, без осуществления действий по его переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения.
По правилам ст. ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3, расположенный на территории <...> СП, севернее <...> на расстоянии <...> км. не оформлены надлежащим образом, земельный участок учтен декларативно, границы земельного участка не установлены, что противоречит положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Из справки, составленной специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 55:08:<...>:3, расположенный на территории <...> СП, севернее <...> на расстоянии <...> км., следует, что при размещении объекта для хранения и утилизации бытовых отходов допускаются нарушения СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил".
Согласно письму Минприроды РФ от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 "О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации", под санкционированными свалками понимаются разрешения органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Вышеуказанные площадки являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Таким образом, из системного толкования действующего законодательства, следует, что площадки для размещения и утилизации отходов производства и потребления должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", либо быть приведены в соответствии с ними в определенные сроки.
При этом судебная коллегия соглашается с доводами представителя Администрации Колосовского МР Омской области о том, что строительство полигона ТБО на территории Колосовского района целесообразным не является, что следует так же из письма Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе от 17.09.2012.
К прочим типам и видам объектов, сооружений, на которых размещаются отходы, относятся объекты, прописанные в СаНПиН 2.2.1.\\2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно п. 7.1.12 СаНПиН 2.2.1.\\2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест" выделяются такие сооружения санитарно-технической инфраструктуры, коммунального назначения, как усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов. Оборудование санкционированных свалок возможно при соблюдении технологических, гигиенических требований, установленных для полигонов.
Таким образом, для использования объекта для размещения отходов необходимо выполнение следующих условий, которые ответчиками не выполнены, а именно:
- - наличие огораживания участка, переносных сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов;
- - зонирование на хозяйственную зону и зону размещения ТБО;
- - наличие котлована с целью получения грунта для изоляции уплотненных ТБО;
- - наличие регламента и режима работы, инструкции по приему ТБО, контроля состава поступающих отходов;
- - наличие программы производственного контроля;
- - обеспечение исследования проб атмосферного воздуха, подземных вод.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ст. 13 вышеуказанного закона закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений, согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения поселения относятся полномочия, указанные в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таковыми, в том числе, являются организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена и к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Из материалов дела следует, что между администрацией Колосовского МР Омской области и администрацией Колосовского СП Колосовского МР Омской области заключено соглашение о передаче части полномочий. Согласно указанному соглашению администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области переданы полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, срок на 5 лет, в пределах выделяемых субвенций /л.д. 85 - 87/.
Решением Совета Колосовского СП Колосовского МР Омской области от 09.03.2011 N 42/1 соглашение утверждено и опубликовано /л.д. 88/.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на ответчиков, в пределах их полномочий, по организации объекта для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:220404:3 севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями, установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Судебная коллегия соглашается с доводами представления о том, что выявленные нарушения являлись основанием для удовлетворения требований прокурора. Суд первой инстанции, с учетом положений ГПК РФ, был вправе применить к спорным правоотношениям СанПиН, подлежащий применению.
Кроме того, из материалов дела следует, что, используя земельный участок под объект для размещения отходов производства и потребления с 1995 года, администрация Колосовского МР Омской области не принимала мер по организации площадки для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Не были приняты указанные меры и администрацией Колосовского СП Колосовского МР Омской области, начиная с 2011 года.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным бездействия ответчиков по непринятию мер по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что до обращения в суд прокурора ответчики принимали какие-либо меры по надлежащей организации свалки судебной коллегии не представлено. Действия, совершенные администрацией Колосовского МР Омской области, после обращения истца в суд, не свидетельствуют об отсутствии бездействия.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене по доводам жалобы с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Колосовского районного суда Омской области от 04 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации Колосовского муниципального района Омской области, администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области по непринятию мер по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на администрацию Колосовского муниципального района Омской области, администрацию Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района <...>, в пределах Соглашения о передаче части полномочий, обязанность по организации объекта для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> Колосовского <...> на расстоянии 3 км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями, установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 "О введении в действие санитарных правил", а именно:
- - огораживание участка, переносных сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов;
- - зонирование на хозяйственную зону и зону размещения ТБО;
- - обустройство котлована с целью получения грунта для изоляции уплотненных ТБО;
- - наличие регламента и режима работы, инструкции по приему ТБО, контроля состава поступающих отходов;
- - наличие программы производственного контроля;
- - обеспечение исследования проб атмосферного воздуха, подземных вод для оценки влияния на окружающую среду, для чего по периметру участка пробурить простые контрольные скважины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5188/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. по делу N 33-5188/2012
Председательствующий: Коробов И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Дьякова А.Н., Чернышевой И.В.,
при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Колосовского района Омской области на решение Колосовского районного суда Омской области от 04 июля 2012 года, которым постановлено:
"В исковых требованиях прокурора Колосовского района Омской области интересах неопределенного круга лиц к администрации Колосовского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...> севернее с. Колосовки Колосовского района Омской области на расстоянии 3 км, в соответствии с требованиями установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" и о возложении обязанности организовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...> <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии 3 км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" до 01.07.2013 г., отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований, обратился с иском к администрации Колосовского МР Омской области, администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области о признании незаконными бездействия по непринятию мер по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности организовать объект для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03".
В обоснование иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на надзорной территории, проведенной <...> прокуратурой района совместно со специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе, выявлены многочисленные грубые нарушения по организации сбора и утилизации отходов на земельном участке с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенном севернее <...> на расстоянии <...> км.
В судебном заседании помощник прокурора Колосовского района Омской области Брук Е.В. уточненные исковые требования прокурора Колосовского района Омской области поддержала, пояснив, что нарушения допускаются на протяжении длительного периода времени. С 2005 года земельный участок используется для организации свалки, однако, действия по переводу земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, постановке его на кадастровый учет, организации свалки не осуществлено.
Представитель ответчика администрации Колосовского МР Омской области Д. исковые требования прокурора Колосовского района Омской области признал.
Представитель администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области Л. полагал, что исковые требования прокурора Колосовского района Омской области к администрации Колосовского МР Омской области подлежат удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Колосовского района Омской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Полагает, что в ходе судебного заседания был полностью подтвержден факт нарушения земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды, санитарных норм и правил, что кроме того, было признано ответчиками.
Обстоятельства неприменения к спорным правоотношениям, указанного прокурором СанПиНа возлагали на суд обязанность применить закон и правила, подлежащие применению к обстоятельствам спора, но не являлись основанием для отказа прокурору в удовлетворении требований.
Кроме того, помимо нарушения санитарных норм и правил, прокурор ссылался на нарушение иных нормативно-правовых актов, что было оставлено судом без внимания.
Лица, участвующие в деле о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
По правилам ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя Администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области, извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не сообщившего суду об уважительности причин неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав пояснения представителя Администрации Колосовского МР Омской области К., полагавшего решение законным и обоснованным, прокурора Биенко Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
При вынесении решения, судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:08:220404:3, расположенный на территории Колосовского СП, севернее <...> на расстоянии <...> км. используется для организации общественной свалки по хранению и утилизации твердых бытовых отходов на основании Постановления Главы Администрации Колосовского района от 17.05.1995 N 251-П "Об изъятии земельного участка у А.О. МПМК "<...>" /л.д. 66/.
Вышеуказанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 29.10.2010 /л.д. 77 - 78/.
В соответствии с положениями ст. 7 ЗК земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Для использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения в целях размещения на нем отходов производства и потребления, необходимо осуществить перевод земельного участка в иную категорию по правилам ст. 8 ЗК РФ.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для организации общественной свалки противоречит ст. 78 ЗК РФ.
Для размещения отходов производства и потребления используются земли, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3, расположенный на территории <...> СП, севернее <...> на расстоянии <...> км, используется в нарушение действующего законодательства, без осуществления действий по его переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения.
По правилам ст. ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3, расположенный на территории <...> СП, севернее <...> на расстоянии <...> км. не оформлены надлежащим образом, земельный участок учтен декларативно, границы земельного участка не установлены, что противоречит положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Из справки, составленной специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 55:08:<...>:3, расположенный на территории <...> СП, севернее <...> на расстоянии <...> км., следует, что при размещении объекта для хранения и утилизации бытовых отходов допускаются нарушения СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил".
Согласно письму Минприроды РФ от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 "О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации", под санкционированными свалками понимаются разрешения органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Вышеуказанные площадки являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Таким образом, из системного толкования действующего законодательства, следует, что площадки для размещения и утилизации отходов производства и потребления должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", либо быть приведены в соответствии с ними в определенные сроки.
При этом судебная коллегия соглашается с доводами представителя Администрации Колосовского МР Омской области о том, что строительство полигона ТБО на территории Колосовского района целесообразным не является, что следует так же из письма Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе от 17.09.2012.
К прочим типам и видам объектов, сооружений, на которых размещаются отходы, относятся объекты, прописанные в СаНПиН 2.2.1.\\2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно п. 7.1.12 СаНПиН 2.2.1.\\2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест" выделяются такие сооружения санитарно-технической инфраструктуры, коммунального назначения, как усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов. Оборудование санкционированных свалок возможно при соблюдении технологических, гигиенических требований, установленных для полигонов.
Таким образом, для использования объекта для размещения отходов необходимо выполнение следующих условий, которые ответчиками не выполнены, а именно:
- - наличие огораживания участка, переносных сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов;
- - зонирование на хозяйственную зону и зону размещения ТБО;
- - наличие котлована с целью получения грунта для изоляции уплотненных ТБО;
- - наличие регламента и режима работы, инструкции по приему ТБО, контроля состава поступающих отходов;
- - наличие программы производственного контроля;
- - обеспечение исследования проб атмосферного воздуха, подземных вод.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ст. 13 вышеуказанного закона закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений, согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения поселения относятся полномочия, указанные в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таковыми, в том числе, являются организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена и к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Из материалов дела следует, что между администрацией Колосовского МР Омской области и администрацией Колосовского СП Колосовского МР Омской области заключено соглашение о передаче части полномочий. Согласно указанному соглашению администрации Колосовского СП Колосовского МР Омской области переданы полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, срок на 5 лет, в пределах выделяемых субвенций /л.д. 85 - 87/.
Решением Совета Колосовского СП Колосовского МР Омской области от 09.03.2011 N 42/1 соглашение утверждено и опубликовано /л.д. 88/.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на ответчиков, в пределах их полномочий, по организации объекта для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:220404:3 севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями, установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Судебная коллегия соглашается с доводами представления о том, что выявленные нарушения являлись основанием для удовлетворения требований прокурора. Суд первой инстанции, с учетом положений ГПК РФ, был вправе применить к спорным правоотношениям СанПиН, подлежащий применению.
Кроме того, из материалов дела следует, что, используя земельный участок под объект для размещения отходов производства и потребления с 1995 года, администрация Колосовского МР Омской области не принимала мер по организации площадки для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Не были приняты указанные меры и администрацией Колосовского СП Колосовского МР Омской области, начиная с 2011 года.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным бездействия ответчиков по непринятию мер по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что до обращения в суд прокурора ответчики принимали какие-либо меры по надлежащей организации свалки судебной коллегии не представлено. Действия, совершенные администрацией Колосовского МР Омской области, после обращения истца в суд, не свидетельствуют об отсутствии бездействия.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене по доводам жалобы с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Колосовского районного суда Омской области от 04 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации Колосовского муниципального района Омской области, администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области по непринятию мер по организации объекта для размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> на расстоянии <...> км. в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на администрацию Колосовского муниципального района Омской области, администрацию Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района <...>, в пределах Соглашения о передаче части полномочий, обязанность по организации объекта для размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- - перевести земельный участок с кадастровым N 55:08:<...>:3, расположенный севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- - оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> Колосовского <...> на расстоянии 3 км;
- - оборудовать объект для размещения отходов производства и потребления, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 55:08:<...>:3 севернее <...> <...> <...> на расстоянии <...> км, в соответствии с требованиями, установленными ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 "О введении в действие санитарных правил", а именно:
- - огораживание участка, переносных сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов;
- - зонирование на хозяйственную зону и зону размещения ТБО;
- - обустройство котлована с целью получения грунта для изоляции уплотненных ТБО;
- - наличие регламента и режима работы, инструкции по приему ТБО, контроля состава поступающих отходов;
- - наличие программы производственного контроля;
- - обеспечение исследования проб атмосферного воздуха, подземных вод для оценки влияния на окружающую среду, для чего по периметру участка пробурить простые контрольные скважины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)