Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2013 N Ф09-1234/13 ПО ДЕЛУ N А50-8529/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. N Ф09-1234/13

Дело N А50-8529/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.08.2012 по делу N А50-8529/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) - Полушина Н.А. (доверенность от 09.01.2013 N 03);
- Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (далее - учреждение) - Кайгородова О.Ю. (доверенность от 25.01.2013 N 08-02).

Управление Росимущества (ИНН: 5902293756, ОГРН: 1115902001632) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра (ИНН: 5902293114, ОГРН: 1045900116162) о признании незаконным изложенного в сообщении от 30.01.2012 N 01/004/2011-706-708 отказа в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:0001, общей площадью 6 710,05 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, Ленинский р-н, ул. Максима Горького, д. 2, в связи с его разделением на два земельных участка; государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410040:9 и 59:01:4410040:10, расположенные по адресу: г. Пермь, Ленинский р-н, ул. Максима Горького, д. 2; об обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:0001, осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410040:9 и 59:01:4410040:10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.08.2012 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами п. 2 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч. 3 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об образовании". Заявитель полагает, что государственная регистрация прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:0001 и осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410040:9 и 59:01:4410040:10 невозможно без государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком учреждения и государственной регистрации указанного права учреждения на вновь образуемые земельные участки без соответствующего заявления учреждения (ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Управление Росреестра считает, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410040:0001 принято неуполномоченным лицом, полномочия по распоряжению данным земельным участком, по мнению заявителя, принадлежат Росжелдору.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 03.12.2002 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок площадью 6 710,05 кв. м под учебные корпуса и мастерские с кадастровым номером 59:01:4410040:0001, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, д. 2.
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 27.01.2006 с видом разрешенного использования - под учебные корпуса и мастерские (кадастровая выписка о земельном участке от 23.03.2010).
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано 08.12.2006.
Распоряжением Управления Росимущества от 28.02.2011 N 139-р сформированы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410040:0001 земельные участки площадью 6 143 кв. м с кадастровым номером 59:01:4410040:9 под учебными корпусами и мастерскими, площадью 575 кв. м с кадастровым номером 59:01:4410040:10 под жилым домом.
Управление Росимущества 07.10.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:0001 в связи с разделением на два земельных участка; о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410040:9 и 59:01:4410040:10. К заявлениям приложены распоряжение от 28.02.2011 N 139-р, кадастровые паспорта земельных участков.
Управление Росреестра 30.01.2012 отказало в осуществлении государственной регистрации в связи с тем, что документы, необходимые для государственной регистрации, заявителем не представлены (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), а именно: не представлено заявление учреждения о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:0001, о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410040:9 и 59:01:4410040:10 (сообщение N 01/004/2011-706-708).
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что отказ Управления Росреестра является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Пермского края суд с соответствующим заявлением.
На основании ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 данного Закона).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
В силу п. 4 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки является, в частности, решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Обязательными приложениями к документам, представляемым на регистрацию прав, также являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
С учетом приведенных норм права суды пришли к правильному выводу о том, что для внесения изменений о вещных правах на земельные участки в государственный реестр не требуется дополнительное представление учреждением заявлений о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:0001 и о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410040:9 и 59:01:4410040:10, в связи с чем судами обоснованно признано неправомерным требование Управления Росреестра о представлении для государственной регистрации соответствующих заявлений.
При этом суды пришли к выводу о том, что право учреждения на земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, не прекращалось, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:9 сформирован под учебные корпуса и мастерские учреждения, а земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410040:10 под жилым домом, и у учреждения в силу закона существует право постоянного бессрочного пользования на земельный участок под принадлежащими учреждению объектами.
С учетом изложенного судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Ссылка Управления Росреестра на то, что распоряжение земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410040:0001 осуществлено Управлением Росимущества с превышением полномочий, рассмотрена апелляционным судом и правомерно отклонена, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Иные доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 28.08.2012 по делу N А50-8529/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)