Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.02.2013 N 33-495/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. N 33-495/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.
при секретаре В.
с участием прокурора Петровой О.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области М. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Всеволожского городского прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об обязании принять дорогу в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., возражения С. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Всеволожский городской прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об обязании принять участок дороги, являющейся продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области и проходящей вдоль границ садоводств "Северный Кировец", "Скорая помощь", "Заря-3" Всеволожского района Ленинградской области в муниципальную собственность МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
В обоснование требований прокурор указал, что Всеволожской городской прокуратурой была проведена проверка обращения С. по вопросам нарушения прав граждан при содержании участка автомобильной дороги являющейся продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области и проходящей вдоль границ садоводств "Северный Кировец", "Скорая помощь", "Заря-3" Всеволожского района Ленинградской области. В ходе проверки установлено, что в настоящее время балансодержателем данного участка дороги никто не является, его обслуживание никакой организацией не проводится. По сведениям администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области спорный участок дороги в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" не значится, хотя расположен в границах МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. В нарушение законодательства ответчиком спорный участок автомобильной дороги в собственность не принят и не обслуживается. Поскольку непринятие органами местного самоуправления МО "Всеволожский муниципальный район" мер по признанию права муниципальной собственности и обслуживанию спорного участка автомобильной дороги приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании суда первой инстанции участвующий в деле прокурор поддержал заявленные исковые требования.
Третье лицо С. полагала требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Всеволожский городской суд 24 октября 2011 года постановил решение, которым удовлетворил исковые требования Всеволожского городского прокурора, при этом возложил на администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области обязанность принять участок дороги, являющейся продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области и проходящей вдоль границ садоводств "Северный Кировец", "Скорая помощь", "Заря-3" в муниципальную собственность МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и организовать надлежащее содержание дороги в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области М. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. В обоснование отмены судебного решения представитель администрации ссылается на неправильное применение судом норм материального права. По мнению представителя ответчика, суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что спорный участок дороги не прошел кадастровый учет, не идентифицирован и не выделен в установленном порядке в целях оформления земельно-правовых отношений, в связи с чем, не может являться объектом земельно-правовых отношений. Кроме того, представитель ответчика указал, что спорный участок дороги не является продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы представителя администрации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 8 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что участок дороги, являющейся продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области и проходящей вдоль границ садоводств "Северный Кировец", "Скорая помощь", "Заря-3" в реестре имущества муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области не значится.
Из ответа администрации муниципального образования Сертолово Ленинградской области следует, что спорный участок дороги не входит в границы населенного пункта Сертолово.
В соответствии с сообщением Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области спорный участок дороги не относится к категории автодорог общего пользования регионального значения, не является собственностью Ленинградской области.
Из представления Всеволожской городской прокуратуры следует, что в 2004 году ГУДСП "Курортное" было осуществлено выравнивание участка дороги, являющейся продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области и проходящей вдоль границ садоводств "Северный Кировец", "Скорая помощь", "Заря-3", путем отсыпа щебнем, что привело к повышенной его запыленности. В результате запыленности воздуха, садовых участков и имущества у граждан обостряются и приобретаются хронические заболевания, что подтверждается заключением ТУ Роспотребнадзора по Ленинградской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку участок дороги, являющейся продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области и проходящей вдоль границ садоводств "Северный Кировец", "Скорая помощь", "Заря-3" расположен в границах МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области вне границ поселений, не включен в перечень дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, обязанность по учету спорного участка дороги, поддержанию его в надлежащем состоянии, а также обеспечение безопасного дорожного движения на данном участке дороги, в соответствии с действующим законодательством лежит на ответчике.
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация муниципального образования не предпринимала мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет спорного участка дороги, находящегося на их территории.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Установив факт наличия бесхозяйного участка автомобильной дороги и непринятия мер по его постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с учетом наличия у администрации муниципального образования предусмотренной законом обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный участок дороги не является продолжением Александровского шоссе п. Белоостров Всеволожского района Ленинградской области, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Утверждение жалобы о том, что указанный участок дороги не прошел кадастровый учет и не идентифицирован, не влияет на правильность выводов суда о том, что спорный участок дороги является участком автомобильной дороги, который необходимо принять на учет, поставить на муниципальный баланс и принять надлежащие меры по его содержанию и ремонту.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)