Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Россошик С.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего ГОРБАТЬКО Е.Н.
Судей ШИНКИНОЙ М.В., ЖИЛЯЕВОЙ О.И.
При секретаре Р.
Заслушав в судебном заседании по докладу судьи ГОРБАТЬКО Е.Н. дело по апелляционной жалобе А. и др. на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 30 декабря 2011 года,
установила:
Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 30 декабря 2011 года А. и др. (всего 155 чел.) отказано в удовлетворении исковых требований об обжаловании действий органа местного самоуправления и об обязании предоставить земельные участки бесплатно.
Вынося такое решение, суд руководствовался положениями ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - ФЗ N 66-ФЗ) и исходил из того, что является правомерным отказ администрации Цимлянского района в предоставлении истцам в собственность бесплатно земельных участков в СОНТ "Винзавод", поскольку в представленных заявителями описаниях местоположения границ земельных участков отсутствуют текстовые сведения обо всех поворотных точках, т.е. не указаны общезначимые ориентиры, по которым можно определить местонахождение земельных участков. Кроме того, имеются разночтения между сведениями о межевании площади территории СОНТ "Винзавод", в садоводстве имеются многочисленные споры, связанные с расхождением границ земельных участков, по жалобам проводятся проверки, в связи с чем предоставление земельных участков в собственность в данном садоводстве приостановлено.
В апелляционной жалобе А. и др. просят решение суда отменить и удовлетворить их требования в полном объеме.
При этом заявители настаивают на незаконности отказа администрации района в предоставлении им в собственность бесплатно земельных участков, ссылаются на ст. 3 Областного закона Ростовской области "О порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ, на правопреемство между СОНТ "Винзавод" и товариществом "Винзавод", зарегистрированным в 1981 году, на ранее принятые судом решения об удовлетворении аналогичных исков, на полный предусмотренный законом перечень документов, представленных в администрацию района.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Г. поддержала жалобу, просила решение суда отменить, остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились.
Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, выслушав Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического тли дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в 2-недельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 и 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Исходя из содержания и смысла приведенной нормы закона, передача в собственность граждан бесплатно используемых ими земельных участков, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предполагает документальное подтверждение ряда обстоятельств, являющихся основанием для приватизации таких земельных участков, в том числе индивидуализации земельного участка, подлежащего передаче в собственность, подразумевающей наличие в предоставленных заявителями описании местоположения границ земельных участков текстовых сведений о всех поворотных точках, т.е. общезначимых ориентирах, позволяющих определить местонахождение земельного участка.
Как следует из материалов дела, истцы обратились в администрацию Цимлянского района с заявлениями о предоставлении им собственность бесплатно используемых ими дачных участков в СОНТ "Винзавод", приложив к заявлениям составленные ими описание местоположения земельных участков, удостоверенные председателем правления СОНТ "Винзавод", однако в указанных описаниях отсутствуют текстовые сведения обо всех поворотных точках, позволяющих определить местонахождение конкретного земельного участка, подлежащего передаче в собственность.
При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда первой инстанции о правомерности отказа администрации Цимлянского района в передаче истцам в собственность бесплатно указанных ими земельных участков и отсутствии оснований для признания за истцами права собственности на земельные участки.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу истцов, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда, ссылки же заявителей жалобы на ст. 3 Областного закона Ростовской области "О порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ, на правопреемство между СОНТ "Винзавод" и товариществом "Винзавод", на ранее принятые судом решения не свидетельствуют о неправильности выводов суда о том, что земельный участок не может быть приватизирован при отсутствии достоверных сведений о его местонахождении.
Доводы заявителей жалобы о том, что они предоставили в администрацию Цимлянского района полный предусмотренный законом перечень документов, необходимых для приватизации земельных участков, основаны на неправильном толковании ими приведенной выше ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ.
При этом судебная коллегия учитывает то, что судом первой инстанции отказ администрации в приватизации земельных участков признан правомерным только по основаниям непредоставления истцами в администрацию района достоверных сведений о местонахождении каждого земельного участка и наличию разночтений в сведениях о межевании площади территории СОНТ "Винзавод", что не лишает истцов при устранении указанных недостатков вновь обратиться в администрацию по вопросу приватизации земельных участков, а в случае отказа - обжаловать его в суд.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы А. и др. нет.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 30 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2353
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. по делу N 33-2353
Судья: Россошик С.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего ГОРБАТЬКО Е.Н.
Судей ШИНКИНОЙ М.В., ЖИЛЯЕВОЙ О.И.
При секретаре Р.
Заслушав в судебном заседании по докладу судьи ГОРБАТЬКО Е.Н. дело по апелляционной жалобе А. и др. на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 30 декабря 2011 года,
установила:
Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 30 декабря 2011 года А. и др. (всего 155 чел.) отказано в удовлетворении исковых требований об обжаловании действий органа местного самоуправления и об обязании предоставить земельные участки бесплатно.
Вынося такое решение, суд руководствовался положениями ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - ФЗ N 66-ФЗ) и исходил из того, что является правомерным отказ администрации Цимлянского района в предоставлении истцам в собственность бесплатно земельных участков в СОНТ "Винзавод", поскольку в представленных заявителями описаниях местоположения границ земельных участков отсутствуют текстовые сведения обо всех поворотных точках, т.е. не указаны общезначимые ориентиры, по которым можно определить местонахождение земельных участков. Кроме того, имеются разночтения между сведениями о межевании площади территории СОНТ "Винзавод", в садоводстве имеются многочисленные споры, связанные с расхождением границ земельных участков, по жалобам проводятся проверки, в связи с чем предоставление земельных участков в собственность в данном садоводстве приостановлено.
В апелляционной жалобе А. и др. просят решение суда отменить и удовлетворить их требования в полном объеме.
При этом заявители настаивают на незаконности отказа администрации района в предоставлении им в собственность бесплатно земельных участков, ссылаются на ст. 3 Областного закона Ростовской области "О порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ, на правопреемство между СОНТ "Винзавод" и товариществом "Винзавод", зарегистрированным в 1981 году, на ранее принятые судом решения об удовлетворении аналогичных исков, на полный предусмотренный законом перечень документов, представленных в администрацию района.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Г. поддержала жалобу, просила решение суда отменить, остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились.
Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, выслушав Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического тли дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в 2-недельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 и 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Исходя из содержания и смысла приведенной нормы закона, передача в собственность граждан бесплатно используемых ими земельных участков, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предполагает документальное подтверждение ряда обстоятельств, являющихся основанием для приватизации таких земельных участков, в том числе индивидуализации земельного участка, подлежащего передаче в собственность, подразумевающей наличие в предоставленных заявителями описании местоположения границ земельных участков текстовых сведений о всех поворотных точках, т.е. общезначимых ориентирах, позволяющих определить местонахождение земельного участка.
Как следует из материалов дела, истцы обратились в администрацию Цимлянского района с заявлениями о предоставлении им собственность бесплатно используемых ими дачных участков в СОНТ "Винзавод", приложив к заявлениям составленные ими описание местоположения земельных участков, удостоверенные председателем правления СОНТ "Винзавод", однако в указанных описаниях отсутствуют текстовые сведения обо всех поворотных точках, позволяющих определить местонахождение конкретного земельного участка, подлежащего передаче в собственность.
При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда первой инстанции о правомерности отказа администрации Цимлянского района в передаче истцам в собственность бесплатно указанных ими земельных участков и отсутствии оснований для признания за истцами права собственности на земельные участки.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу истцов, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда, ссылки же заявителей жалобы на ст. 3 Областного закона Ростовской области "О порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ, на правопреемство между СОНТ "Винзавод" и товариществом "Винзавод", на ранее принятые судом решения не свидетельствуют о неправильности выводов суда о том, что земельный участок не может быть приватизирован при отсутствии достоверных сведений о его местонахождении.
Доводы заявителей жалобы о том, что они предоставили в администрацию Цимлянского района полный предусмотренный законом перечень документов, необходимых для приватизации земельных участков, основаны на неправильном толковании ими приведенной выше ст. 28 ФЗ N 66-ФЗ.
При этом судебная коллегия учитывает то, что судом первой инстанции отказ администрации в приватизации земельных участков признан правомерным только по основаниям непредоставления истцами в администрацию района достоверных сведений о местонахождении каждого земельного участка и наличию разночтений в сведениях о межевании площади территории СОНТ "Винзавод", что не лишает истцов при устранении указанных недостатков вновь обратиться в администрацию по вопросу приватизации земельных участков, а в случае отказа - обжаловать его в суд.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы А. и др. нет.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 30 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)