Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Фокина В.А. (решение от 24.11.2012 N 7),
заинтересованного лица (администрация города Ульяновска) - Трифоновой О.В. (доверенность от 10.07.2012 N 149-01-12),
заинтересованного лица (Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска) - Трифоновой О.В. (доверенность от 13.01.2012 N 01-13/73),
заинтересованного лица (Комитет по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации г. Ульяновск) - Телешевой О.В. (доверенность от 27.07.12 N 16905-10),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Лига-Ф"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2012 (председательствующий судья Рогожин С.П., судьи Семенова М.А., Тимофеев В.В.)
по делу N А72-2367/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Лига-Ф" (ОГРН 1037300981057) об оспаривании нормативно правового акта, с участием заинтересованных лиц: администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (ИНН 7325000239, ОГРН 1027301183370), Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации г. Ульяновск (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Лига-Ф" (далее - ООО "ТПК "Лига-Ф") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска о признании недействующим постановления главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск" в части утверждения границ красных линий по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 45-Б (автодорога и благоустройство набережной реки Свияги) согласно проекту планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск", как противоречащее Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 02.08.1999 N 18, а также требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-2001-98), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТПК "Лига-Ф" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 15.01.2013 объявлен перерыв до 10 часов 45 минут 22.01.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Как установлено судом, 09.04.1993 ООО "ТПК "Лига-Ф" на открытых торгах по приватизации муниципального имущества приобрело у Фонда имущества Ульяновского городского Совета народных депутатов не завершенный строительством объект недвижимого имущества - легкоатлетический манеж площадью 11 856 кв. м, расположенный на земельном участке 3,5 га по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Аблукова, о чем выдано свидетельство на право собственности от 1993 года N 27.
Право собственности ООО "ТПК "Лига-Ф" в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области зарегистрировано 08.04.2010 (свидетельство 73-АУ N 050089).
Постановлением главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 утвержден Проект планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск".
ООО "ТПК "Лига-Ф" считая, что красные линии, установленные постановлением главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении Проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск", проходят по земельному участку, предназначенном для окончания строительства принадлежащего ООО "ТПК "Лига-Ф" объекта обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 1, 41 - 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-2001-98), Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150, Уставом муниципального образования "город Ульяновск", Положением "О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "город Ульяновск", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 01.02.2006 N 15, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии при принятии оспариваемого постановления нарушений действовавшего на момент его принятия законодательства, прав и законных интересов заявителей.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда первой инстанции законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) и другие подобные сооружения.
Из вышеизложенного следует, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и так далее) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Исходя из положений пунктов 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд обоснованно указал, что красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), действующая в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из пункта 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 02.08.1999 N 18 утверждена Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях.
Судом первой инстанции правомерно указано, что действия, осуществляемые органом местного самоуправления по вопросу разработки и утверждения проектов планировки, а также установления красных линий данный правовой акт не регулирует, в силу чего не может быть применим при рассмотрении данного дела.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях была разработана в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, которые на момент принятии оспариваемого постановления главы города Ульяновска были признаны утратившими силу.
Как следует из материалов дела, процедура принятия оспариваемого постановления была соблюдена, оспариваемое постановление принято по результатам публичных слушаний, в рамках полномочий главы города Ульяновска, с учетом мнений заинтересованных лиц.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал, что ни одно из представленных доказательств в отдельности либо в их совокупности не подтверждают фактические основания заявления ООО "ТПК "Лига-Ф", вследствие чего обоснованно отказал в его удовлетворении, не допустив при этом нарушение норм процессуального права.
Кроме того, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями фактически является несогласие ООО "ТПК "Лига-Ф" с установленными в постановлении главы города Ульяновска красными линиями, что не входит в предмет доказывания по данному делу и не препятствует ООО "ТПК "Лига-Ф" обратиться с самостоятельными требованиями.
По существу доводы ООО "ТПК "Лига-Ф" направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательственной базы, что в силу положений статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не допустимо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2012 по делу N А72-2367/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
Судьи
Н.Н.САФИН
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А72-2367/2012
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N А72-2367/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Фокина В.А. (решение от 24.11.2012 N 7),
заинтересованного лица (администрация города Ульяновска) - Трифоновой О.В. (доверенность от 10.07.2012 N 149-01-12),
заинтересованного лица (Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска) - Трифоновой О.В. (доверенность от 13.01.2012 N 01-13/73),
заинтересованного лица (Комитет по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации г. Ульяновск) - Телешевой О.В. (доверенность от 27.07.12 N 16905-10),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Лига-Ф"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2012 (председательствующий судья Рогожин С.П., судьи Семенова М.А., Тимофеев В.В.)
по делу N А72-2367/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Лига-Ф" (ОГРН 1037300981057) об оспаривании нормативно правового акта, с участием заинтересованных лиц: администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (ИНН 7325000239, ОГРН 1027301183370), Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации г. Ульяновск (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Лига-Ф" (далее - ООО "ТПК "Лига-Ф") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска о признании недействующим постановления главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск" в части утверждения границ красных линий по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 45-Б (автодорога и благоустройство набережной реки Свияги) согласно проекту планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск", как противоречащее Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 02.08.1999 N 18, а также требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-2001-98), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТПК "Лига-Ф" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 15.01.2013 объявлен перерыв до 10 часов 45 минут 22.01.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Как установлено судом, 09.04.1993 ООО "ТПК "Лига-Ф" на открытых торгах по приватизации муниципального имущества приобрело у Фонда имущества Ульяновского городского Совета народных депутатов не завершенный строительством объект недвижимого имущества - легкоатлетический манеж площадью 11 856 кв. м, расположенный на земельном участке 3,5 га по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Аблукова, о чем выдано свидетельство на право собственности от 1993 года N 27.
Право собственности ООО "ТПК "Лига-Ф" в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области зарегистрировано 08.04.2010 (свидетельство 73-АУ N 050089).
Постановлением главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 утвержден Проект планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск".
ООО "ТПК "Лига-Ф" считая, что красные линии, установленные постановлением главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении Проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск", проходят по земельному участку, предназначенном для окончания строительства принадлежащего ООО "ТПК "Лига-Ф" объекта обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 1, 41 - 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-2001-98), Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150, Уставом муниципального образования "город Ульяновск", Положением "О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "город Ульяновск", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 01.02.2006 N 15, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии при принятии оспариваемого постановления нарушений действовавшего на момент его принятия законодательства, прав и законных интересов заявителей.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда первой инстанции законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) и другие подобные сооружения.
Из вышеизложенного следует, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и так далее) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Исходя из положений пунктов 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд обоснованно указал, что красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), действующая в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из пункта 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 02.08.1999 N 18 утверждена Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях.
Судом первой инстанции правомерно указано, что действия, осуществляемые органом местного самоуправления по вопросу разработки и утверждения проектов планировки, а также установления красных линий данный правовой акт не регулирует, в силу чего не может быть применим при рассмотрении данного дела.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях была разработана в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, которые на момент принятии оспариваемого постановления главы города Ульяновска были признаны утратившими силу.
Как следует из материалов дела, процедура принятия оспариваемого постановления была соблюдена, оспариваемое постановление принято по результатам публичных слушаний, в рамках полномочий главы города Ульяновска, с учетом мнений заинтересованных лиц.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал, что ни одно из представленных доказательств в отдельности либо в их совокупности не подтверждают фактические основания заявления ООО "ТПК "Лига-Ф", вследствие чего обоснованно отказал в его удовлетворении, не допустив при этом нарушение норм процессуального права.
Кроме того, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями фактически является несогласие ООО "ТПК "Лига-Ф" с установленными в постановлении главы города Ульяновска красными линиями, что не входит в предмет доказывания по данному делу и не препятствует ООО "ТПК "Лига-Ф" обратиться с самостоятельными требованиями.
По существу доводы ООО "ТПК "Лига-Ф" направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательственной базы, что в силу положений статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не допустимо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2012 по делу N А72-2367/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
Судьи
Н.Н.САФИН
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)