Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ОАО "Аннинское", ИНН: 5075018043, ОГРН: 1045011651772) - Мацуков В.Е., представитель по доверенности N 115 от 05.10.2012, Ковалев Д.А., представитель по доверенности N 135 от 28.09.2012, Никешина Е.В., представитель по доверенности N 22 от 18.12.2012,
от заинтересованного лица (Администрация Рузского муниципального района Московской области) - Стрелкова А.А., представитель по доверенности N 1040 от 11.03.2013,
от третьего лица (Администрация сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-30636/12 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции,
по заявлению ОАО "Аннинское" к Администрация Рузского муниципального района Московской области, при участии третьего лица - Администрации сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, об обязании осуществить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Аннинское" (далее - ОАО "Аннинское", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа от 01.06.2012 N 2017 в предоставлении ОАО "Аннинское" на основании и в порядке ст. 36 ЗК РФ за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино; об обязании Администрацию Рузского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Аннинское" земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.; об обязании Администрацию в месячный срок с момента принятия решения суда подготовить и направить три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288 104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.12.2012 арбитражный суд выделил в отдельное производство требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050601:65 и 50:19:0050401:111.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013 заявленные требования, с учетом принятых судом уточнений, удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Рузского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено, что решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях Администрации сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, не привлеченной к участию в деле (п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, обращаясь с настоящим заявлением в суд, ОАО "Аннинское" просит признать незаконным отказ от 01.06.2012 N 2017 в предоставлении ОАО "Аннинское" на основании и в порядке ст. 36 ЗК РФ за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, а также обязать орган местного самоуправления принять решение, подготовить и направить проект договора купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288 104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.
Между тем, апелляционным судом установлено, что испрашиваемые земельный участок имеет наложение на территорию кладбища, расположенного по адресу: Московская область, д. Барынино, что подтверждается представленной в материалы дела схемой расположения участков и их границ с приложенными фотоматериалами. Площадь земельного участка с сооруженным на нем кладбищем составляет 900 кв. м.
На основании Закона Московской области "О разграничении муниципального имущества между Рузским муниципальным районом Московской области и вновь образованными в его составе сельским поселением Дороховское, сельским поселением Колюбакинское и сельским поселением Ивановское" данный объект внесен в реестр муниципального имущества сельского поселения Колюбакинское.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, поскольку решение суда первой инстанции затрагивает ее права и законные интересы как лица, к имуществу которого отнесена территория гражданского захоронения, имеющего наложение на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, 26.04.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель ОАО "Аннинское" поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации против удовлетворения заявленных требований возражал.
Администрация сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, каких-либо ходатайств и отзыва на заявление не представило. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Аннинское" является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- здание: сенной сарай, площадью 908,5 кв. м, инв. N 74-14878/2, литер 2-Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, д. Барыбино, условный номер 50:19:15:00972:001,
- здание: насосная станция, площадью 22,3 кв. м, инв. N 74-14878/6, литер 6-Б, 6-1Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:004,
- здание: коровник на 400 голов, площадью 3720,1 кв. м, инв. N 74-14878/3, литер 3-Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинский", условный номер: 50:19:15:00949:001,
- сооружение: водонапорная башня, площадью 20 кв. м, инв. N 74-14878/4, литер 4-Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:002, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.08.2012.
В соответствии с кадастровым паспортом 20.11.2012, данные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, площадью 288104 +/- 188 кв. м 05.05.2012 ОАО "Аннинское" обратилось к Главе Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 288 199 кв. м с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Письмом от 01.06.2012 N 2017 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю было отказано, в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для обслуживания зданий.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования ОАО "Аннинское" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требования общества об обязании государственного органа принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и подготовке и направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
- 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления (пп. 1.1 п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пп. 1.1 п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, 09.10.2009 ОАО "Аннинское" обратилось в Администрацию с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность, в том числе земельного участка площадью 280203 кв. м, категории земель - земли поселений, разрешенное использование, разрешенное использование - под производственный центр, в приложении к указанному заявлении указано на представление копий свидетельств на право собственности на здания и сооружения(л.д. 29 т. 1).
Постановлением от 02.06.2010 N 1584 Главой Рузского муниципального района Московской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 288199 кв. м для сельскохозяйственного производства из земель государственной неразграниченной собственности, находящейся в д. Барынино, сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района, категории земель - земли населенных пунктов.
05.05.2012 ОАО "Аннинское" обратилось в Администрацию с заявлением к которому приложила кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства для заключения договора купли-продажи указанного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 28 т. 1).
01.06.2012 Администрация сообщила ОАО "Аннинское" в письме N 2017 о невозможности заключения договора купли-продажи в отношении в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по мотиву того, не вступило в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 12.04.2012 по делу N А41-1762/12 которым признано незаконным постановлением Главы администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.09.2011 N 4086 "Об отмене постановлений Главы администрации Рузского муниципального района Московской области" (в редакции постановления администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.11.2011 N 5079), а также в виде недоказанности заявителем, что здания, принадлежащие ОАО "Аннинское" на праве собственности, расположены на землях государственной собственности, а не на землях, которые принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, кроме того, Администрация указала на тот факт, что в нарушение требований п. 2 ст. 35 Земельного кодекса российской Федерации заявитель не обосновал площадь земельного участка необходимую для использования объектов недвижимости принадлежащих ОАО "Аннинское" в соответствии с требованиям пункта 3 статьи 33 названого Кодекса.
В силу норм части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено названным Кодексом (ч. 3 ст. 65 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ч. 4 ст. 65 АПК РФ).
Таким образом при рассмотрении настоящего спора бремя доказывая распределяется следующим образом: Администрация обязана доказать законность своих действий, принятого ненормативного акта, а заявитель нарушение его прав и охраняемых законом интересов действиями Администрации либо оспариваемым ненормативным актом.
Оценив представленные сторонами представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОАО "Аннинское" о признании незаконным отказа Администрации изложенного в письме от 01.06.2012 N 2017 в силу нижеследующего.
Основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Названная норма относит к таковым основаниям изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Такое основание как наличие спора между уполномоченным органом на представление земельного участка в собственность и заявителя по вопросу выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий для сельскохозяйственного производства не указан законодателем.
Кроме того, на момент направления оспариваемого письма спорный земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет.
Также суд апелляционной инстанции не может признать законными доводы Администрации о том, что заявитель обязан был доказать факт нахождения принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости на землях государственная собственность на которые не разграничена, по следующим основаниям.
В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Аналогичное положение содержит ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом положений настоящего Закона.
Согласно статье 13 Устава сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области в муниципальной собственности сельского поселения Колюбакинское находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Московской области; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В собственность сельского поселения Колюбакинское для обеспечения его развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границы сельского поселения Колюбакинское.
Управление и распоряжение земельными участками сельского поселения Колюбакинское, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется согласно законодательству в строгом соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки сельского поселения Колюбакинское, утвержденными и принятыми Советом депутатов сельского поселения Колюбакинское.
Сельское поселение Колюбакинское вправе резервировать, изымать, в том числе путем выкупа, земельные участки для муниципальных нужд, устанавливать с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территорий сельского поселения, разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель в порядке и на условиях, установленных законодательством и нормативными правовыми актами.
Сельское поселение Колюбакинское вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является муниципальной собственностью сельского поселения Колюбакинское либо имеются иные основания, перечисленные в статье 13 устава сельского поселения устанавливающие правомочия именно последнего распоряжаться спорным земельным участком в материалы дела не представлено.
Вместе с вышеизложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доводы Администрации о том, что ОАО "Аннинское" не доказало определение площади истребуемого земельного участка с учетом требований норм пункта 3 статьи 33, пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным в силу нижеследующего.
В подтверждение площади испрашиваемого земельного участка заявителем представлено заключение о соответствии земельного участка под молочно-товарной фермой, расположенной по адресу: Московская область, Рузский район, Колюбакинское с.п., д. Барынино основным нормам и правилам проектирования.
Однако как следует из буквального толкования свидетельствам о государственной регистрации права ОАО "Аннинское" принадлежат на праве собственности отдельно стоящие здания, а именно:
- здание: сенной сарай, площадью 908,5 кв. м, инв. N 74-14878/2, литер 2-Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, д. Барынино, условный номер 50:19:15:00972:001,
- здание: насосная станция, площадью 22,3 кв. м, инв. N 74-14878/6, литер 6-Б, 6-1Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:004,
- здание: коровник на 400 голов, площадью 3720,1 кв. м, инв. N 74-14878/3, литер 3-Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинский", условный номер: 50:19:15:00949:001,
- сооружение: водонапорная башня, площадью 20 кв. м, инв. N 74-14878/4, литер 4-Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:002.
ОАО "Аннинское" обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, указав, что именно такой участок требуется для эксплуатации молочной фермы.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения обществом имущественного комплекса составляющего молочную ферму.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс) и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка. При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Указанная правовая позиция сформирована ВАС РФ в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10.
Следовательно, отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства является законным и обоснованным.
Кроме того, как следует из материалов дела на момент рассмотрения спора по существу изменены уникальные характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
В силу статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Как следует из материалов дела, 17.01.2013 ОАО "Аннинское" заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которым просило обязать Администрацию Рузского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Аннинское" земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, и в месячный срок с момента принятия решения суда подготовить и направить три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288 104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.
Однако с заявлением о предоставлении земельного участка с измененными уникальными характеристиками объекта недвижимости - измененной площади испрашиваемого земельного участка с приложением всех необходимых документов ОАО "Аннинское" не обращалось.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду доказанности законности действий Администрации, изложенных в письме от 01.06.2012 N 2017, и отсутствия нарушения законных прав и охраняемых законом интересов ОАО "Аннинское" оспариваемыми ненормативным актом.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьей 266, частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2013 года по делу N А41-30636/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-30636/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А41-30636/12
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ОАО "Аннинское", ИНН: 5075018043, ОГРН: 1045011651772) - Мацуков В.Е., представитель по доверенности N 115 от 05.10.2012, Ковалев Д.А., представитель по доверенности N 135 от 28.09.2012, Никешина Е.В., представитель по доверенности N 22 от 18.12.2012,
от заинтересованного лица (Администрация Рузского муниципального района Московской области) - Стрелкова А.А., представитель по доверенности N 1040 от 11.03.2013,
от третьего лица (Администрация сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-30636/12 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции,
по заявлению ОАО "Аннинское" к Администрация Рузского муниципального района Московской области, при участии третьего лица - Администрации сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, об обязании осуществить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Аннинское" (далее - ОАО "Аннинское", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа от 01.06.2012 N 2017 в предоставлении ОАО "Аннинское" на основании и в порядке ст. 36 ЗК РФ за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино; об обязании Администрацию Рузского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Аннинское" земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.; об обязании Администрацию в месячный срок с момента принятия решения суда подготовить и направить три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288 104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.12.2012 арбитражный суд выделил в отдельное производство требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050601:65 и 50:19:0050401:111.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013 заявленные требования, с учетом принятых судом уточнений, удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Рузского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено, что решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях Администрации сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, не привлеченной к участию в деле (п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, обращаясь с настоящим заявлением в суд, ОАО "Аннинское" просит признать незаконным отказ от 01.06.2012 N 2017 в предоставлении ОАО "Аннинское" на основании и в порядке ст. 36 ЗК РФ за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, а также обязать орган местного самоуправления принять решение, подготовить и направить проект договора купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288 104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.
Между тем, апелляционным судом установлено, что испрашиваемые земельный участок имеет наложение на территорию кладбища, расположенного по адресу: Московская область, д. Барынино, что подтверждается представленной в материалы дела схемой расположения участков и их границ с приложенными фотоматериалами. Площадь земельного участка с сооруженным на нем кладбищем составляет 900 кв. м.
На основании Закона Московской области "О разграничении муниципального имущества между Рузским муниципальным районом Московской области и вновь образованными в его составе сельским поселением Дороховское, сельским поселением Колюбакинское и сельским поселением Ивановское" данный объект внесен в реестр муниципального имущества сельского поселения Колюбакинское.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, поскольку решение суда первой инстанции затрагивает ее права и законные интересы как лица, к имуществу которого отнесена территория гражданского захоронения, имеющего наложение на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, 26.04.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель ОАО "Аннинское" поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации против удовлетворения заявленных требований возражал.
Администрация сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, каких-либо ходатайств и отзыва на заявление не представило. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Аннинское" является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- здание: сенной сарай, площадью 908,5 кв. м, инв. N 74-14878/2, литер 2-Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, д. Барыбино, условный номер 50:19:15:00972:001,
- здание: насосная станция, площадью 22,3 кв. м, инв. N 74-14878/6, литер 6-Б, 6-1Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:004,
- здание: коровник на 400 голов, площадью 3720,1 кв. м, инв. N 74-14878/3, литер 3-Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинский", условный номер: 50:19:15:00949:001,
- сооружение: водонапорная башня, площадью 20 кв. м, инв. N 74-14878/4, литер 4-Б, этажность 1, по адресу: Московская область, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:002, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.08.2012.
В соответствии с кадастровым паспортом 20.11.2012, данные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, площадью 288104 +/- 188 кв. м 05.05.2012 ОАО "Аннинское" обратилось к Главе Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 288 199 кв. м с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Письмом от 01.06.2012 N 2017 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю было отказано, в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для обслуживания зданий.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования ОАО "Аннинское" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требования общества об обязании государственного органа принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и подготовке и направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
- 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления (пп. 1.1 п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пп. 1.1 п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, 09.10.2009 ОАО "Аннинское" обратилось в Администрацию с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность, в том числе земельного участка площадью 280203 кв. м, категории земель - земли поселений, разрешенное использование, разрешенное использование - под производственный центр, в приложении к указанному заявлении указано на представление копий свидетельств на право собственности на здания и сооружения(л.д. 29 т. 1).
Постановлением от 02.06.2010 N 1584 Главой Рузского муниципального района Московской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 288199 кв. м для сельскохозяйственного производства из земель государственной неразграниченной собственности, находящейся в д. Барынино, сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района, категории земель - земли населенных пунктов.
05.05.2012 ОАО "Аннинское" обратилось в Администрацию с заявлением к которому приложила кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства для заключения договора купли-продажи указанного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 28 т. 1).
01.06.2012 Администрация сообщила ОАО "Аннинское" в письме N 2017 о невозможности заключения договора купли-продажи в отношении в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по мотиву того, не вступило в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 12.04.2012 по делу N А41-1762/12 которым признано незаконным постановлением Главы администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.09.2011 N 4086 "Об отмене постановлений Главы администрации Рузского муниципального района Московской области" (в редакции постановления администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.11.2011 N 5079), а также в виде недоказанности заявителем, что здания, принадлежащие ОАО "Аннинское" на праве собственности, расположены на землях государственной собственности, а не на землях, которые принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, кроме того, Администрация указала на тот факт, что в нарушение требований п. 2 ст. 35 Земельного кодекса российской Федерации заявитель не обосновал площадь земельного участка необходимую для использования объектов недвижимости принадлежащих ОАО "Аннинское" в соответствии с требованиям пункта 3 статьи 33 названого Кодекса.
В силу норм части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено названным Кодексом (ч. 3 ст. 65 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ч. 4 ст. 65 АПК РФ).
Таким образом при рассмотрении настоящего спора бремя доказывая распределяется следующим образом: Администрация обязана доказать законность своих действий, принятого ненормативного акта, а заявитель нарушение его прав и охраняемых законом интересов действиями Администрации либо оспариваемым ненормативным актом.
Оценив представленные сторонами представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОАО "Аннинское" о признании незаконным отказа Администрации изложенного в письме от 01.06.2012 N 2017 в силу нижеследующего.
Основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Названная норма относит к таковым основаниям изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Такое основание как наличие спора между уполномоченным органом на представление земельного участка в собственность и заявителя по вопросу выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий для сельскохозяйственного производства не указан законодателем.
Кроме того, на момент направления оспариваемого письма спорный земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет.
Также суд апелляционной инстанции не может признать законными доводы Администрации о том, что заявитель обязан был доказать факт нахождения принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости на землях государственная собственность на которые не разграничена, по следующим основаниям.
В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Аналогичное положение содержит ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом положений настоящего Закона.
Согласно статье 13 Устава сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области в муниципальной собственности сельского поселения Колюбакинское находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Московской области; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В собственность сельского поселения Колюбакинское для обеспечения его развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границы сельского поселения Колюбакинское.
Управление и распоряжение земельными участками сельского поселения Колюбакинское, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется согласно законодательству в строгом соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки сельского поселения Колюбакинское, утвержденными и принятыми Советом депутатов сельского поселения Колюбакинское.
Сельское поселение Колюбакинское вправе резервировать, изымать, в том числе путем выкупа, земельные участки для муниципальных нужд, устанавливать с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территорий сельского поселения, разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель в порядке и на условиях, установленных законодательством и нормативными правовыми актами.
Сельское поселение Колюбакинское вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является муниципальной собственностью сельского поселения Колюбакинское либо имеются иные основания, перечисленные в статье 13 устава сельского поселения устанавливающие правомочия именно последнего распоряжаться спорным земельным участком в материалы дела не представлено.
Вместе с вышеизложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доводы Администрации о том, что ОАО "Аннинское" не доказало определение площади истребуемого земельного участка с учетом требований норм пункта 3 статьи 33, пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным в силу нижеследующего.
В подтверждение площади испрашиваемого земельного участка заявителем представлено заключение о соответствии земельного участка под молочно-товарной фермой, расположенной по адресу: Московская область, Рузский район, Колюбакинское с.п., д. Барынино основным нормам и правилам проектирования.
Однако как следует из буквального толкования свидетельствам о государственной регистрации права ОАО "Аннинское" принадлежат на праве собственности отдельно стоящие здания, а именно:
- здание: сенной сарай, площадью 908,5 кв. м, инв. N 74-14878/2, литер 2-Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, д. Барынино, условный номер 50:19:15:00972:001,
- здание: насосная станция, площадью 22,3 кв. м, инв. N 74-14878/6, литер 6-Б, 6-1Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:004,
- здание: коровник на 400 голов, площадью 3720,1 кв. м, инв. N 74-14878/3, литер 3-Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинский", условный номер: 50:19:15:00949:001,
- сооружение: водонапорная башня, площадью 20 кв. м, инв. N 74-14878/4, литер 4-Б, этажность 1, по адресу: МО, Рузский район, Барынинский с.о., дер. Барынино, тер. ОАО "Аннинское", условный номер: 50:19:15:00949:002.
ОАО "Аннинское" обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, указав, что именно такой участок требуется для эксплуатации молочной фермы.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения обществом имущественного комплекса составляющего молочную ферму.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс) и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка. При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Указанная правовая позиция сформирована ВАС РФ в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10.
Следовательно, отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства является законным и обоснованным.
Кроме того, как следует из материалов дела на момент рассмотрения спора по существу изменены уникальные характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
В силу статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Как следует из материалов дела, 17.01.2013 ОАО "Аннинское" заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которым просило обязать Администрацию Рузского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Аннинское" земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288104 кв. м, и в месячный срок с момента принятия решения суда подготовить и направить три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050319:237, местоположение: Московская область, Рузский район, сельское поселение Колюбакинское, д. Барынино, площадью 288 104 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка, которая составляет 774 999 руб. 76 коп.
Однако с заявлением о предоставлении земельного участка с измененными уникальными характеристиками объекта недвижимости - измененной площади испрашиваемого земельного участка с приложением всех необходимых документов ОАО "Аннинское" не обращалось.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду доказанности законности действий Администрации, изложенных в письме от 01.06.2012 N 2017, и отсутствия нарушения законных прав и охраняемых законом интересов ОАО "Аннинское" оспариваемыми ненормативным актом.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьей 266, частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2013 года по делу N А41-30636/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)