Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" - Исхаковой Виолы Рауфовны (доверенность от 29.12.2012 N 300),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2012 года по делу N А33-17809/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: Шошин П.В., Кириллова Н.А., Радзиховская В.В.),
установил:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (г. Красноярск, ОГРН: 1022402137460, далее - ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - о признании в порядке искового производства незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1 131 рублей/кв.м на 4 437 рублей/кв.м; по изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 7 копеек и по внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007;
- - о признании в порядке искового производства незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (с учетом процессуального правопреемства) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по внесению в государственный земельный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 4 437 рублей/кв.м и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 1 989 923 951 рублей 7 копеек, с момента их совершения - 21.11.2007;
- - о признании в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки";
- - об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в соответствие с видом функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи", установленным постановлением Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены частично: отказано в удовлетворении требования об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести указанные выше действия; в остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 года решение суда от 8 августа 2012 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Управление Росреестра по Красноярскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" просят отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как указывают заявители кассационных жалоб, судами к правоотношениям, возникшим в 2007 году, неправомерно применен Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), вступивший в силу с 01.03.2008 года.
Заявители также считают, что суды неполно выяснили обстоятельства дела; спорный земельный участок прекратил свое существование как объект недвижимости, поскольку снят с государственного кадастрового учета в связи с разделом территории.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" считает судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить решение и постановление без изменения, представлен отзыв.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 13.12.2012), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационные жалобы на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются без их участия.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб и отзыва относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела и судами, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 79, является федеральной собственностью и на основании постановления мэра г. Красноярска от 14.10.1992 N 392 закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за образовательным учреждением.
15.11.2004 руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 установлена в размере 507 235 517 рублей 10 копеек.
21.11.2007 Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале N 24:50:0100443, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 была исправлена - вместо ранее утвержденной в размере 507 235 517 рублей 10 копеек на кадастровую стоимость в размере 1 989 923 951 рубль 7 копеек.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.01.2010 N 24ЗУ/10-328 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для взимания налоговой платы за землю, площадь 448 484,10 кв.м, кадастровая стоимость 1 989 923 951 рубль 70 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 4 437 рублей/кв.м.
21.12.2010 ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю принято решение N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки", согласно которому установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся ошибочные сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100443:56.
Как видно из принятого кадастровой палатой решения, территория, занимаемая ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", относится к 6 группе видов разрешенного использования земель "земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами". Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края" для кадастрового квартала 24:50:0100443, для 6 группы видов разрешенного использования утвержден удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) в размере 4437,00 руб./кв.м, кадастровая стоимость для земельного участка с площадью 448 484,10 кв.м составляет - 1 989 923 951 рубль 70 копеек.
Руководствуясь указанным решением, инспекция ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска при осуществлении выездной налоговой проверки истца установила занижение налогоплательщиком налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 за 2007 и 2008 годы, в связи с чем сумма доначисленного налога составила 445 480 653 рубля 04 копейки.
Решением инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска от 06.10.2011 N 74 образовательное учреждение привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога в виде штрафа.
Удовлетворяя в части заявленные образовательным учреждением требования, суды двух инстанций обоснованно исходили из следующего.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 507 235 517 рублей 10 копеек была установлена руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству 15.11.2004 на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края".
По результатам проверки правильности определения указанной выше кадастровой стоимости ФГУ "Земельная кадастровая палата" признала, что имеет место техническая ошибка и на основании акта определения кадастровой стоимости от 21.11.2007 кадастровая стоимость была исправлена на 1 989 923 591 рублей 7 копеек, с внесением этих сведений в государственный кадастр недвижимости 21.11.2007.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. Пунктом 3 статьи 21 вышеуказанного Закона установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Суды установили, что изменения в кадастровом учете указанного земельного участка, в том числе в части сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенного использования внесены ответчиками самостоятельно при проведении проверки правильности определения кадастровой стоимости данного земельного участка; изменения послужили основанием для привлечения истца к налоговой ответственности, то есть повлекли для него неблагоприятные последствия; исправление сведений могло быть произведено только в судебном порядке.
При таких условиях, а также признав, что независимо от названия решения "О подтверждении технической ошибки", по существу техническая ошибка отсутствовала, оспариваемые действия ответчиков по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, а также кадастровой стоимости земельного участка на 1 989 923 591 рублей 7 копеек и по внесению измененных сведений в государственный кадастр недвижимости правомерно были признаны судами не соответствующими Федеральному закону N 28-ФЗ, а также части 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Судами установлено, а также подтверждается материалами дела, что с заявлениями об учете изменений спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, образовательное учреждение либо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, как представитель собственника, не обращались, в связи с чем у ответчиков отсутствовало право по собственной инициативе производить изменения в кадастровом учете указанного земельного участка с 21.11.2007 года, так и позднее этой даты.
При таких условиях суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании незаконными оспариваемых действий ответчиков, а решения "О подтверждении технической ошибки" - недействительным.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на то, что на момент совершения оспариваемых действий 21.11.2007 Федеральный закон N 221-ФЗ не вступил в законную силу и не мог применяться судами, проверены, однако учтены быть не могут.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, оспариваемые действия не соответствовали не только Федеральному закону N 221-ФЗ, но и Федеральному закону N 28-ФЗ. Последний не предусматривал полномочия органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, самостоятельно изменять кадастровую стоимость земельного участка, иное ответчики не доказали.
По мнению заявителей кассационных жалоб, решением "О подтверждении технической ошибки" от 21.12.2010 сведения в государственном кадастре недвижимости не были изменены, они лишь подтвердили наличие технической ошибки за весь период существования земельного участка, что не повлекло неблагоприятных последствий для истца.
Между тем, как следует из акта выездной налоговой проверки от 28.07.2011 N 60, к выводу о занижении истцом налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 за 2007 и 2008 годы инспекция ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска пришла, в том числе на основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки".
Следовательно, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" не доказало применительно к своему решению от 21.12.2010 в порядке части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации его законность, а также не исключило наступление неблагоприятных последствий для образовательного учреждения, суды пришли к правильному выводу о наличии необходимой совокупности условий для признания решения от 21.12.2010 недействительным.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на неясность резолютивной части решения суда первой инстанции в части устранения нарушения законодательства при принятии оспариваемого решения, учтены быть не могут. Суды правомерно указали на обязанность устранить нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя, что основано на требовании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2012 года по делу N А33-17809/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N А33-17809/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. N А33-17809/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" - Исхаковой Виолы Рауфовны (доверенность от 29.12.2012 N 300),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2012 года по делу N А33-17809/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: Шошин П.В., Кириллова Н.А., Радзиховская В.В.),
установил:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (г. Красноярск, ОГРН: 1022402137460, далее - ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - о признании в порядке искового производства незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1 131 рублей/кв.м на 4 437 рублей/кв.м; по изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 7 копеек и по внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007;
- - о признании в порядке искового производства незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (с учетом процессуального правопреемства) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по внесению в государственный земельный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 4 437 рублей/кв.м и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 1 989 923 951 рублей 7 копеек, с момента их совершения - 21.11.2007;
- - о признании в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки";
- - об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в соответствие с видом функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи", установленным постановлением Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены частично: отказано в удовлетворении требования об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести указанные выше действия; в остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 года решение суда от 8 августа 2012 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Управление Росреестра по Красноярскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" просят отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как указывают заявители кассационных жалоб, судами к правоотношениям, возникшим в 2007 году, неправомерно применен Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), вступивший в силу с 01.03.2008 года.
Заявители также считают, что суды неполно выяснили обстоятельства дела; спорный земельный участок прекратил свое существование как объект недвижимости, поскольку снят с государственного кадастрового учета в связи с разделом территории.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" считает судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить решение и постановление без изменения, представлен отзыв.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 13.12.2012), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационные жалобы на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются без их участия.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб и отзыва относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела и судами, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 79, является федеральной собственностью и на основании постановления мэра г. Красноярска от 14.10.1992 N 392 закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за образовательным учреждением.
15.11.2004 руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 установлена в размере 507 235 517 рублей 10 копеек.
21.11.2007 Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале N 24:50:0100443, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 была исправлена - вместо ранее утвержденной в размере 507 235 517 рублей 10 копеек на кадастровую стоимость в размере 1 989 923 951 рубль 7 копеек.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.01.2010 N 24ЗУ/10-328 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для взимания налоговой платы за землю, площадь 448 484,10 кв.м, кадастровая стоимость 1 989 923 951 рубль 70 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 4 437 рублей/кв.м.
21.12.2010 ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю принято решение N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки", согласно которому установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся ошибочные сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100443:56.
Как видно из принятого кадастровой палатой решения, территория, занимаемая ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", относится к 6 группе видов разрешенного использования земель "земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами". Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края" для кадастрового квартала 24:50:0100443, для 6 группы видов разрешенного использования утвержден удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) в размере 4437,00 руб./кв.м, кадастровая стоимость для земельного участка с площадью 448 484,10 кв.м составляет - 1 989 923 951 рубль 70 копеек.
Руководствуясь указанным решением, инспекция ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска при осуществлении выездной налоговой проверки истца установила занижение налогоплательщиком налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 за 2007 и 2008 годы, в связи с чем сумма доначисленного налога составила 445 480 653 рубля 04 копейки.
Решением инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска от 06.10.2011 N 74 образовательное учреждение привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога в виде штрафа.
Удовлетворяя в части заявленные образовательным учреждением требования, суды двух инстанций обоснованно исходили из следующего.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 507 235 517 рублей 10 копеек была установлена руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству 15.11.2004 на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края".
По результатам проверки правильности определения указанной выше кадастровой стоимости ФГУ "Земельная кадастровая палата" признала, что имеет место техническая ошибка и на основании акта определения кадастровой стоимости от 21.11.2007 кадастровая стоимость была исправлена на 1 989 923 591 рублей 7 копеек, с внесением этих сведений в государственный кадастр недвижимости 21.11.2007.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. Пунктом 3 статьи 21 вышеуказанного Закона установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Суды установили, что изменения в кадастровом учете указанного земельного участка, в том числе в части сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенного использования внесены ответчиками самостоятельно при проведении проверки правильности определения кадастровой стоимости данного земельного участка; изменения послужили основанием для привлечения истца к налоговой ответственности, то есть повлекли для него неблагоприятные последствия; исправление сведений могло быть произведено только в судебном порядке.
При таких условиях, а также признав, что независимо от названия решения "О подтверждении технической ошибки", по существу техническая ошибка отсутствовала, оспариваемые действия ответчиков по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, а также кадастровой стоимости земельного участка на 1 989 923 591 рублей 7 копеек и по внесению измененных сведений в государственный кадастр недвижимости правомерно были признаны судами не соответствующими Федеральному закону N 28-ФЗ, а также части 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Судами установлено, а также подтверждается материалами дела, что с заявлениями об учете изменений спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, образовательное учреждение либо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, как представитель собственника, не обращались, в связи с чем у ответчиков отсутствовало право по собственной инициативе производить изменения в кадастровом учете указанного земельного участка с 21.11.2007 года, так и позднее этой даты.
При таких условиях суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании незаконными оспариваемых действий ответчиков, а решения "О подтверждении технической ошибки" - недействительным.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на то, что на момент совершения оспариваемых действий 21.11.2007 Федеральный закон N 221-ФЗ не вступил в законную силу и не мог применяться судами, проверены, однако учтены быть не могут.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, оспариваемые действия не соответствовали не только Федеральному закону N 221-ФЗ, но и Федеральному закону N 28-ФЗ. Последний не предусматривал полномочия органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, самостоятельно изменять кадастровую стоимость земельного участка, иное ответчики не доказали.
По мнению заявителей кассационных жалоб, решением "О подтверждении технической ошибки" от 21.12.2010 сведения в государственном кадастре недвижимости не были изменены, они лишь подтвердили наличие технической ошибки за весь период существования земельного участка, что не повлекло неблагоприятных последствий для истца.
Между тем, как следует из акта выездной налоговой проверки от 28.07.2011 N 60, к выводу о занижении истцом налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 за 2007 и 2008 годы инспекция ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска пришла, в том числе на основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки".
Следовательно, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" не доказало применительно к своему решению от 21.12.2010 в порядке части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации его законность, а также не исключило наступление неблагоприятных последствий для образовательного учреждения, суды пришли к правильному выводу о наличии необходимой совокупности условий для признания решения от 21.12.2010 недействительным.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на неясность резолютивной части решения суда первой инстанции в части устранения нарушения законодательства при принятии оспариваемого решения, учтены быть не могут. Суды правомерно указали на обязанность устранить нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя, что основано на требовании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2012 года по делу N А33-17809/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)