Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N А26-1687/2013

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N А26-1687/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17286/2013) Правительства Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 по делу N А26-1687/2013 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску ОАО "Лесная сказка"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: 1. администрация Пряжинского национального муниципального района, 2. Правительство Республики Карелия, 3. Управление ФРС по Республике Карелия
об изменении кадастровой стоимости

установил:

Открытое акционерное общество "Лесная сказка" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия (далее - ответчик, Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 10:21:00 00 00:040 площадью 108 718 кв. м, расположенного в Пряжинском районе, д. Сяргилахта, равной его рыночной стоимости - 22 389 651 руб. 00 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пряжинского национального муниципального района (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление), Правительство Республики Карелия (далее - Правительство).
Решением от 21.06.2013 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Правительство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска Общества отказать, полагая, что рыночная стоимость земельного участка должна определяться на дату обращения с иском, а не на дату определения кадастровой стоимости такого земельного участка, иное приведет к внесению в государственный кадастр неактуальных и недостоверных сведений. Кроме того, Правительство полагает неверным вывод суда первой инстанции о наличии нарушенных прав или законных интересов Общества, поскольку на дату подачи иска Общество не является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление указало, что при оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка дата определения рыночной стоимости должна соответствовать дате определения кадастровой стоимости - 01.01.2009.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 28.10.05 N 61 аренды земельного участка площадью 108718 кв. м из категории "земли особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения)" с кадастровым номером 10:21:00 00 00:040, расположенного по адресу (имеющий адресные ориентиры): в кадастровом квартале 10:21:08 22 02 Пряжинского кадастрового района, для содержания и эксплуатации зданий, строений и сооружений детского оздоровительного лагеря.
Согласно пункту 2.1. договора срок его действия установлен с 09.01.2004 по 09.01.2053.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Администрацию района с заявлением о передаче в собственность спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2013 года по делу А26-6440/2013 суд обязал Администрацию принять решение о продаже ОАО "Лесная сказка" земельного участка с кадастровым номером 10:21:00 00 00:040 и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2013 по делу А26-3451/2013 определен размер выкупной цены земельного участка равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 N 311-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов республики Карелия.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:40, его кадастровая стоимость определена в размере 30 767 194 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости равен 283 руб./кв. м, кадастровая стоимость определена на дату 01.01.09.
Обществом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с привлечением независимого оценщика - ООО "ЛАИР", согласно отчету которого от 21.02.2013 N Н-15867/13 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.09 составляет 22 389 651 руб.
Общество, ссылаясь на то, что является потенциальным собственником спорного земельного участка, предпринимающим все необходимые меры для его приобретения, следовательно, является лицом, заинтересованным во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости относительно сведений о кадастровой стоимости земельного участка при наличии прямой связи между кадастровой стоимостью земельного участка и размером земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в РФ является платным.
Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет независимого оценщика ООО "ЛАИР" об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009. Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 19.11.2012, составленным на основании статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
Доводы подателя жалобы об отсутствии заинтересованности Общества в изменении кадастровой стоимости земельного участка и необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка на дату обращения с иском надлежащим образом оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, рыночную стоимость следует определять на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Апелляционный суд принимает во внимание, что в настоящий момент решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2013 по делу N А26-3451/2012, которым урегулированы разногласия по договору купли-продажи спорного земельного участка, вступило в законную силу.
Таким образом, Общество является лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 по делу N А26-1687/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)