Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей:Мухина С.М., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "О.С.В.-694"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2013 по делу N А40-29257/2011, судьи Уточкина И.Н. (шифр судьи 92-214)
по заявлению ООО "О.С.В.-694" (ОГРН 1037739356600; 103051, г. Москва, Сухаревская пл., д. 6)
к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве
- о признании незаконным ненормативного правового акта от 27.01.2011 N 10/2005 и бездействия, связанного с отказом в заключении договора аренды земельного участка и обязании заключить договор;
- при участии:
от заявителя: Пашин А.Ю., по доверенности от 01.03.2013
от ответчика: Винукурова М.В., по доверенности от 23.04.2013 N 30-134/ДОВ
Общество с ограниченной ответственностью "О.С.В.-694" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в порядке ст. 48 АПК РФ о замене ответчика по делу N А40-29257/11-92-214 Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2013 заявителю отказано в удовлетворении требований о процессуальном правопреемстве.
Не согласившись с вынесенным определением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Ответчик представил письменные объяснения на апелляционную жалобу, в которых просит определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность вынесенного определения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2011 по делу N А40-29257/11-92-214 признаны незаконными (недействительными) ненормативный правовой акт от 27.01.2011 N 10/2005 и бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, связанные с отказом в заключении договора аренды лесного участка кадастровый номер 50:08:07 03 38:0009 площадью 0,67 га, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Якунино, б/о ВНИИЭ ТО, без проведения аукциона, а также на заинтересованное лицо возложена обязанность заключить с ООО "О.С.В.-694" договор аренды лесного участка кадастровый номер 50:08:07 03 38:0009 площадью 0,67 га, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Якунино, б/о ВНИИЭТО без проведения аукциона в течение месяца с даты вступления в законную силу решения. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 решение суда оставлено без изменения и до настоящего времени не исполнено.
Согласно п. 5.4.25. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, к его компетенции относиться согласование заявок на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов, за исключением случаев, когда осуществление полномочий по предоставлению в аренду лесных участков в пределах земель лесного фонда, а также полномочия по организации и проведению соответствующих аукционов не переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ.
В соответствии с п. 4.1.4. Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденного приказом Рослесхоза от 16.02.2011 N 27, к его компетенции относится предоставление по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
При этом, из п. 4 Положения о Рослесхозе следует, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 5.2 Положения о Рослесхозе, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной п. 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
Согласно п. 6.9 Положения о Рослесхозе, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2011 N 27 "Об утверждении Положения об Управлении Лесного хозяйства по Московской области и г. Москва" утверждено Положение об Управлении Лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Положение о Мослесхозе).
В силу п. 1 Положения о Мослесхозе, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Пунктом 4.1 Положения о Мослесхозе определены полномочия, которые осуществляет Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в установленной сфере деятельности в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области и г. Москве.
Согласно п. 4.2 Положения о Мослесхозе, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной п. 1 настоящего Положения сфере деятельности.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 6.9 Положения о Рослесхозе, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р переданы Московской области Федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и Федеральное государственное учреждение "Мособллес".
Пунктом 2 указанного распоряжения предписано осуществить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества учреждений, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в собственность Московской области.
Кроме того, в соответствии с п. 4 данного распоряжения, признано утратившим силу с 01.07.2012 распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2007 N 520-р, в соответствии с которым осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, указанных в ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в отношении всех лесничеств и лесопарков Московской области, фактически передано уполномоченному федеральному органу Рослесхозу, территориальным органом которого является Мослесхоз.
Вместе с тем, в п. 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.05.2012 N 212, в связи с передачей полномочий в области лесных отношений на территории Московской области органами государственной власти Московской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р, указано ликвидировать с 01.07.2012 Управление Лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Московской области "О системе исполнительных органов государственной власти московской области" (далее - Закон Московской области), Губернатор Московской области возглавляет исполнительную власть Московской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Московской области, структура исполнительных органов государственной власти Московской области, в том числе подведомственность комитетов и главных управлений Московской области, а также государственных органов Московской области определяется Губернатором Московской области в соответствии с Уставом Московской области и системой исполнительных органов государственной власти Московской области, установленной настоящим Законом.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области образуются, реорганизуются и упраздняются Губернатором Московской области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти Московской области.
В силу ч. 2 ст. 1.1 Закона Московской области, Губернатор Московской области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти Московской области самостоятельно формирует и руководит деятельностью центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, обеспечивающих реализацию его полномочий.
Установление штатной численности и полномочий таких центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и утверждение положений о них осуществляются Губернатором Московской области.
Пунктом 3 постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" постановлено образовать Комитет лесного хозяйства Московской области (с 01.07.2012) (далее - Комитет).
Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении положения о комитете лесного хозяйства Московской области" утверждено положение о Комитете лесного хозяйства Московской области (далее - Положение о Комитете).
Кроме того, п. 3 указанного постановления предписано принять в собственность Московской области Федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и Федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
При этом, согласно п. 1 Положения о Комитете, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
В соответствии с п. 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, к основным задачам Комитета, в том числе относятся: охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Пунктом 12.1.5 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области установлены полномочия Комитета в сфере предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Из указанных норм права следует, что субъектом материально - правовых отношений, является публично - правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Вместе с тем, как прямо указано в приказе Федерального агентства лесного хозяйства от 25.05.2012 N 212 полномочия в области лесных отношений на территории Московской области переданы органам государственной власти Московской области.
В п. 1 данного приказа указано ликвидировать с 01.07.2012 Управление Лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Ликвидация Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции и полномочия Мослесхоза переданы Комитету лесного хозяйства Московской области, в связи с чем общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, функциональное правопреемство, в силу п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Как следует из п. 1 Положения о Комитете, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Вместе с тем, наделение Комитета лесного хозяйства Московской области конкретными субъективными правами предполагает и наличие соответствующих обязанностей.
Следовательно, поскольку субъектом материально-правовых отношений, является публично - правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 по делу N 10853/10), последующее перераспределение функций между такими органами не может служить основанием для прекращения обязательств, принятых такими органами и находящимися в их ведении юридическими лицами.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является функциональным правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, соответственно именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
Суд первой инстанции необоснованно посчитал, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве ликвидировано. Однако данный факт опровергается материалами дела, а именно заверенной распечаткой страницы официального сайта регистрирующего органа.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Однако Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на момент проведения судебного заседания является действующим юридическим лицом, принятие решения о ликвидации не является фактом ликвидации.
Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что передача отдельной функции от одного государственного органа к другому не свидетельствует о наличии оснований для правопреемства. Перечень оснований процессуального правопреемства, предусмотренный ст. 48 АПК РФ носит открытый характер и обусловлен характером материальных правоотношений, которые существуют между лицами.
В противном случае, передача функций от одного государственного органа к другому является способом уклонения государства от исполнения судебного акта.
Следует так же отметить, что Комитет активно участвует в правоотношениях, схожих с тем, на процессуальном правопреемстве, а именно: Комитет обращается к арендаторам за взысканием задолженности по арендным платежам (дела N А40-32305/2013,А40-29058/2013, А40-26087/2013, А41-9615/2013, А41-9683/2013, рассматриваемые в Арбитражном суде города Москвы и Арбитражном суде Московской области). Имеется так же ряд судебных дел, в которых Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве было заменено на правопреемника - Комитет (А 40-106510/2011, А40-77931/2012,А40-29184/12-40-270).
Приведенные Комитетом доводы о том, что по делу N А40-89421/12-93-885 в правопреемстве было отказано являются несостоятельными, ввиду того, что в данном деле вопрос касался издания приказа об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, а вовсе не вопроса аренды.
Ссылка на отказ в правопреемстве Комитета по делу N А40-128567/11 так же является необоснованной ввиду того, что предметом спора по данному делу является взыскание с Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве неосновательного обогащения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 48, 188, 266, 268, 269, 271, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2013 по делу N А40-29257/2011 отменить.
Заменить Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 N 09АП-21115/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-29257/2011
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. N 09АП-21115/2013-АК
Дело N А40-29257/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей:Мухина С.М., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "О.С.В.-694"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2013 по делу N А40-29257/2011, судьи Уточкина И.Н. (шифр судьи 92-214)
по заявлению ООО "О.С.В.-694" (ОГРН 1037739356600; 103051, г. Москва, Сухаревская пл., д. 6)
к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве
- о признании незаконным ненормативного правового акта от 27.01.2011 N 10/2005 и бездействия, связанного с отказом в заключении договора аренды земельного участка и обязании заключить договор;
- при участии:
от заявителя: Пашин А.Ю., по доверенности от 01.03.2013
от ответчика: Винукурова М.В., по доверенности от 23.04.2013 N 30-134/ДОВ
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "О.С.В.-694" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в порядке ст. 48 АПК РФ о замене ответчика по делу N А40-29257/11-92-214 Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2013 заявителю отказано в удовлетворении требований о процессуальном правопреемстве.
Не согласившись с вынесенным определением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Ответчик представил письменные объяснения на апелляционную жалобу, в которых просит определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность вынесенного определения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2011 по делу N А40-29257/11-92-214 признаны незаконными (недействительными) ненормативный правовой акт от 27.01.2011 N 10/2005 и бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, связанные с отказом в заключении договора аренды лесного участка кадастровый номер 50:08:07 03 38:0009 площадью 0,67 га, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Якунино, б/о ВНИИЭ ТО, без проведения аукциона, а также на заинтересованное лицо возложена обязанность заключить с ООО "О.С.В.-694" договор аренды лесного участка кадастровый номер 50:08:07 03 38:0009 площадью 0,67 га, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Якунино, б/о ВНИИЭТО без проведения аукциона в течение месяца с даты вступления в законную силу решения. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 решение суда оставлено без изменения и до настоящего времени не исполнено.
Согласно п. 5.4.25. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, к его компетенции относиться согласование заявок на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов, за исключением случаев, когда осуществление полномочий по предоставлению в аренду лесных участков в пределах земель лесного фонда, а также полномочия по организации и проведению соответствующих аукционов не переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ.
В соответствии с п. 4.1.4. Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденного приказом Рослесхоза от 16.02.2011 N 27, к его компетенции относится предоставление по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
При этом, из п. 4 Положения о Рослесхозе следует, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 5.2 Положения о Рослесхозе, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной п. 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
Согласно п. 6.9 Положения о Рослесхозе, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2011 N 27 "Об утверждении Положения об Управлении Лесного хозяйства по Московской области и г. Москва" утверждено Положение об Управлении Лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Положение о Мослесхозе).
В силу п. 1 Положения о Мослесхозе, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Пунктом 4.1 Положения о Мослесхозе определены полномочия, которые осуществляет Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в установленной сфере деятельности в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области и г. Москве.
Согласно п. 4.2 Положения о Мослесхозе, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной п. 1 настоящего Положения сфере деятельности.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 6.9 Положения о Рослесхозе, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р переданы Московской области Федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и Федеральное государственное учреждение "Мособллес".
Пунктом 2 указанного распоряжения предписано осуществить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества учреждений, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в собственность Московской области.
Кроме того, в соответствии с п. 4 данного распоряжения, признано утратившим силу с 01.07.2012 распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2007 N 520-р, в соответствии с которым осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, указанных в ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в отношении всех лесничеств и лесопарков Московской области, фактически передано уполномоченному федеральному органу Рослесхозу, территориальным органом которого является Мослесхоз.
Вместе с тем, в п. 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.05.2012 N 212, в связи с передачей полномочий в области лесных отношений на территории Московской области органами государственной власти Московской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р, указано ликвидировать с 01.07.2012 Управление Лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Московской области "О системе исполнительных органов государственной власти московской области" (далее - Закон Московской области), Губернатор Московской области возглавляет исполнительную власть Московской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Московской области, структура исполнительных органов государственной власти Московской области, в том числе подведомственность комитетов и главных управлений Московской области, а также государственных органов Московской области определяется Губернатором Московской области в соответствии с Уставом Московской области и системой исполнительных органов государственной власти Московской области, установленной настоящим Законом.
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области образуются, реорганизуются и упраздняются Губернатором Московской области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти Московской области.
В силу ч. 2 ст. 1.1 Закона Московской области, Губернатор Московской области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти Московской области самостоятельно формирует и руководит деятельностью центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, обеспечивающих реализацию его полномочий.
Установление штатной численности и полномочий таких центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и утверждение положений о них осуществляются Губернатором Московской области.
Пунктом 3 постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" постановлено образовать Комитет лесного хозяйства Московской области (с 01.07.2012) (далее - Комитет).
Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении положения о комитете лесного хозяйства Московской области" утверждено положение о Комитете лесного хозяйства Московской области (далее - Положение о Комитете).
Кроме того, п. 3 указанного постановления предписано принять в собственность Московской области Федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и Федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
При этом, согласно п. 1 Положения о Комитете, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
В соответствии с п. 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, к основным задачам Комитета, в том числе относятся: охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Пунктом 12.1.5 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области установлены полномочия Комитета в сфере предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Из указанных норм права следует, что субъектом материально - правовых отношений, является публично - правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Вместе с тем, как прямо указано в приказе Федерального агентства лесного хозяйства от 25.05.2012 N 212 полномочия в области лесных отношений на территории Московской области переданы органам государственной власти Московской области.
В п. 1 данного приказа указано ликвидировать с 01.07.2012 Управление Лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Ликвидация Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции и полномочия Мослесхоза переданы Комитету лесного хозяйства Московской области, в связи с чем общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, функциональное правопреемство, в силу п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Как следует из п. 1 Положения о Комитете, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Вместе с тем, наделение Комитета лесного хозяйства Московской области конкретными субъективными правами предполагает и наличие соответствующих обязанностей.
Следовательно, поскольку субъектом материально-правовых отношений, является публично - правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 по делу N 10853/10), последующее перераспределение функций между такими органами не может служить основанием для прекращения обязательств, принятых такими органами и находящимися в их ведении юридическими лицами.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является функциональным правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, соответственно именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
Суд первой инстанции необоснованно посчитал, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве ликвидировано. Однако данный факт опровергается материалами дела, а именно заверенной распечаткой страницы официального сайта регистрирующего органа.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Однако Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на момент проведения судебного заседания является действующим юридическим лицом, принятие решения о ликвидации не является фактом ликвидации.
Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что передача отдельной функции от одного государственного органа к другому не свидетельствует о наличии оснований для правопреемства. Перечень оснований процессуального правопреемства, предусмотренный ст. 48 АПК РФ носит открытый характер и обусловлен характером материальных правоотношений, которые существуют между лицами.
В противном случае, передача функций от одного государственного органа к другому является способом уклонения государства от исполнения судебного акта.
Следует так же отметить, что Комитет активно участвует в правоотношениях, схожих с тем, на процессуальном правопреемстве, а именно: Комитет обращается к арендаторам за взысканием задолженности по арендным платежам (дела N А40-32305/2013,А40-29058/2013, А40-26087/2013, А41-9615/2013, А41-9683/2013, рассматриваемые в Арбитражном суде города Москвы и Арбитражном суде Московской области). Имеется так же ряд судебных дел, в которых Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве было заменено на правопреемника - Комитет (А 40-106510/2011, А40-77931/2012,А40-29184/12-40-270).
Приведенные Комитетом доводы о том, что по делу N А40-89421/12-93-885 в правопреемстве было отказано являются несостоятельными, ввиду того, что в данном деле вопрос касался издания приказа об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, а вовсе не вопроса аренды.
Ссылка на отказ в правопреемстве Комитета по делу N А40-128567/11 так же является необоснованной ввиду того, что предметом спора по данному делу является взыскание с Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве неосновательного обогащения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 48, 188, 266, 268, 269, 271, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2013 по делу N А40-29257/2011 отменить.
Заменить Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
С.М.МУХИН
В.И.ПОПОВ
С.М.МУХИН
В.И.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)