Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7191

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. по делу N 33-7191


Судья: Подветельнова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области о признании недействительными сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, кадастровой стоимости земельного участка с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, об исключении из государственного кадастра недвижимости, сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционным жалобам Б. и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 12 сентября 2012 года, с учетом внесенных исправлений определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23.10.2012 г., которым постановлено:
исковое заявление Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области о признании недействительными сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, об исключении из государственного кадастра недвижимости, сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Признать недостоверными и не подлежащими применению для целей расчета арендной платы с 09.03.2011 г. сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, в части удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 798,31 руб. /кв. м и кадастровой стоимости в размере 22414135 руб. 84 коп. земельного участка с кадастровым номером N.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области исключить из реестра государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, в части удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1798,31 руб. /кв. м и кадастровой стоимости в размере 22414135 руб. 84 коп.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") Ш. (доверенность от 13.02.2012 г.), поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Б. - Ш.М. (доверенность от 24.05.2012 г.), поддержавшего доводы жалобы Б., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с вышеуказанными требованиями. Просил признать недостоверными, не подлежащими применению для целей исчисления арендной платы земельного участка с кадастровым номером N с 16.01.2008 года и земельного участка с кадастровым номером N с 09.03.2011 г. внесенное в государственный кадастр недвижимости значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1798 руб. 31 коп. Признать недостоверными, не подлежащими применению для целей исчисления арендной платы земельного участка внесенные в государственный кадастр недвижимости с значение кадастровой стоимости в размере 25489245 руб. 94 коп. земельного участка кадастровым номером N с 16.01.2008 г. и значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 22414135 руб. 84 коп. с 09.03.2011 г. Обязать ответчиков исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках участков с момента их внесения.
Требования обосновывал тем, что он, как арендатор земельного участка обязан оплачивать земельный налог, размер которого определяется налоговым органом с учетом поступающих из федерального органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, таких экономических характеристик земельного участка, как удельный показатель кадастровый стоимости и кадастровая стоимость земельного участка.
Из кадастровых выписок о земельном участке ему стало известно о сформированных в государственном кадастре недвижимости экономических характеристиках находящегося в его пользовании земельного участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельного участка (экономические характеристики) не соответствуют действительности, то есть являются недостоверными.
Постановление Правительства Саратовской области N 423-П от 30.11.2007 г., которое действовало на момент заключения договора аренды от 09.03.2011 г., и постановление Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 г., действовавшее на момент заключения договора аренды от 16.01.2008 г., устанавливают, в том числе экономические характеристики земельных участков в виде удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков. В силу действующего законодательства кадастровая стоимость земельных участков подтверждается отчетами об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в Саратовской области отсутствуют сведения о том, что в кадастровом квартале N, в который входит земельный участок, находящийся в пользовании истца, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в разрезе 9 вида разрешенного использования установлены в сумме 1798,31 рублей кв. м, то есть в том размере, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Считал, что достоверность экономических характеристик земельного участка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном п. 2 ст. 66 ЗК РФ, п. 10 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", положениями Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007 г., не подтверждена, что свидетельствует о недостоверности, незаконности экономических характеристик и невозможности их использования для целей исчисления размера арендных платежей с момента заключения каждого договора аренды.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит судебное постановление отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что судом в качестве ответчика привлечена не существующая организация - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области. Юридическое лицо ФГБУ "ФКП Росреестра" в дело не привлекалось и надлежащим образом не извещалось. В решении суда не указано, к какому из двух ответчиков отнесено удовлетворенное требование. Судом в качестве 3-го лица привлечена не существующее ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области. Считает необоснованной ссылку суда на НК РФ, поскольку истец является арендатором земельного участка. Исключив экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером N, суд подменил понятие "презумпции платности использования земли" и освободил арендатора от уплаты арендной платы, затронув интересы исполнительного органа муниципальной власти по взиманию платы за данный земельный участок.
В апелляционной жалобе Б. просит изменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, в измененной части постановить новое решение, которым эти требования удовлетворить. Полагает, что судом неверно применены к его исковым требованиям положения о сроке исковой давности, поскольку указанные спорные правоотношения носят длящийся характер. В отношении земельного участка N он просил признать не подлежащими к применению его экономические характеристики для целей расчета арендной платы с 16.01.2008 г. При таких обстоятельствах, по отношению к заявленным требованиям подлежал применению п. 2 ст. 200 ГК РФ, по смыслу которого течение срока исковой давности начинается с момента каждого (ежеквартального) применения оспариваемого значения кадастровой стоимости при расчете арендных платежей. Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности только по требованиям за период с 16.01.2008 г. по 30.07.2009 г. Требования за период с 31.07.2009 г. до момента расторжения договора аренды (2011 г.), находятся в пределах трехгодичного срока и подлежат удовлетворению за три года до даты обращения в суд. Кроме того, обстоятельство того, что в договоре аренды указано значение кадастровой стоимости земельного участка стали известны истцу только в 2012 году, когда в его распоряжении оказались материалы с государственной кадастровой оценкой земельных участков.
В суде апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Ш. поддержала доводы жалобы.
Представитель Б. - Ш.М. поддержал доводы жалобы Б.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов,
Из материалов дела следует, что Б. в соответствии с договором аренды N 581 от 26.12.2008 г. являлся арендатором земельного участка, кадастровый номер N, площадью 14174 кв. м, расположенного по адресу: (данные изъяты).
В связи с изменением площади земельного участка в 2011 году, указанный договор аренды был расторгнут. Из земельного участка с кадастровым номером N, площадью 14174 кв. м, образован земельный участок площадью 12 464 кв. м. Данному земельному участку присвоен кадастровый номер N.
17.08.2011 года данный участок был передан истцу в пользование на основании договора аренды N 333.
Земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды N 581 от 26.12.2008 г. и N 333 от 17.08.2011 г., расположены по одному и тому же адресу: (данные изъяты).
Согласно условиям того и другого арендных договоров при расчете арендной платы использовался удельный показатель кадастровой стоимости в размере 1798,31 руб. /кв. м. Соответственно кадастровая стоимость составляет:
- земельного участка, являющегося предметом договора аренды N 581 (кадастровый номер N, площадь 14174 кв. м), 25 489245 руб. 94 коп.;
- земельного участка, являющегося предметом договора аренды N 333 (кадастровый номер N, площадь 12464 кв. м), 22414135 руб. 84 коп.
Судебная коллегия считает, что при отказе в удовлетворении исковых требований, касающихся экономических показателей земельного участка, являющегося предметом договора аренды N 581 от 26.12.2008 г., суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Б. узнал или должен было узнать о нарушении своего права, поскольку оспариваемые экономические характеристики были известны ему в момент заключения арендных договоров N 581 от 26.12.2008 г. и соответственно N 333 от 17.08.2011 г. и их регистрации. Учитывая изложенное районный суд посчитал, что истцом пропущен срок обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворение требований о признании недостоверными и не подлежащими применению для целей расчета арендной платы с 09.03.2011 г. сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в части удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1798,31 руб. /кв. м и кадастровой стоимости в размере 22414135 руб. 84 коп. земельного участка с кадастровым номером N, являющегося предметом договора аренды N 333 от 17.08.2011 г., сторонами не оспаривается.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии со статьей 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11). Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 года N 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Регламент).
Регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель (пункт 1 Регламента).
Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 Регламента).
По результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Отчет содержит следующие сведения: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9 Регламента).
Пункты 9.6 - 9.12, 11 Регламента устанавливают, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка). В случае соответствия Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр Отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость. После получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. При принятии решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" (в редакции приказа от 28 февраля 2007 года) на территориальные органы Роснедвижимости была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке в составе земель населенных пунктов.
Исходя из положений Регламента, основным доказательством определения кадастровой стоимости земельных участков является отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Между тем, как установлено судом, в Отчете отсутствуют сведения о том, что в кадастровом квартале N, в который входит земельный участок с кадастровым номером N, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в разрезе 9 вида разрешенного использования были определены в сумме 1798,31 рублей кв. м.
Из тома 9 книги 2 "Расчет средних по кадастровым кварталам значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Саратовской области" Отчета следует, что по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале N, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером N, стоимость 1 кв. м определена в сумме 2392,92 руб.
Сторонами не оспаривалось, что в государственном кадастре недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером N были сформированы исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1798,31 руб. /кв. м.
Поскольку был установлен факт недостоверности удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 1798,31 руб. /кв. м, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца в указанной выше части.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Не может быть принято во внимание указание о том, что суд неправомерно привлек к участию в деле в качестве 3-го лица не существующее ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области, поскольку данное обстоятельство на правильность рассмотренного спора не влияет и, исходя из принципа диспозитивности права, прав ФГБУ "ФКП Росреестра" не нарушает.
Нельзя согласиться с доводом жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что суд, исключив экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером N, освободил арендатора от уплаты арендной платы, затронув интересы исполнительного органа муниципальной власти по взиманию платы за данный земельный участок, поскольку предметом рассмотрения суда данное обстоятельство не являлось. Кроме того, исходя из принципа диспозитивности права, данное обстоятельство прав ФГБУ "ФКП Росреестра" не нарушает.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" к участию в деле не привлекалось и надлежащим образом не извещалось, поскольку из материалов дела следует, что истец в своем исковом заявлении указал в качестве ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра". Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" У. (доверенность, л.д. 28) участвовал в рассмотрении дела. В определении суда о подготовке дела указано в качестве ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала.
Таким образом, отсутствие в материалах дела определения об указании в качестве ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" без указания "в лице филиала" является формальным нарушением, которое не повлияло на правильность постановленного по существу решения, не нарушило прав участвующих в деле лиц и не является в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Являются несостоятельными доводы жалобы Б. о том, что судом неверно применены к его исковым требованиям положения о сроке исковой давности. Из дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N являлся предметом договора аренды N 581 от 26.12.2008 г. с истцом. По состоянию на 09.08.2012 г. в ЕГРП имеются сведения о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) в виде аренды (21.04.2011 г.) в пользу Б. на вышеуказанный участок на основании соглашения от 18.04.2011 г. о расторжении договора аренды N 581 от 26.12.2008 г. При отказе удовлетворении исковых требований, касающихся экономических показателей земельного участка, являющегося предметом договора аренды N 581 от 26.12.2008 г., суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Б. узнал или должен было узнать о нарушении своего права, поскольку оспариваемые экономические характеристики были известны ему в момент заключения арендных договоров N 581 от 26.12.2008 г., N 333 от 17.08.2011 г. и их регистрации. Учитывая изложенное, районный суд посчитал, что истцом пропущен срок обращения в суд с вышеуказанными требованиями. Указания в жалобе о длящемся характере спорных правоотношений, о течении срока исковой давности с момента каждого (ежеквартального) применения оспариваемого значения кадастровой стоимости при расчете арендных платежей основаны на неверном толковании закона.
Вместе с тем судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о возложении на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности исключить из реестра государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, в части удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1798,31 руб. /кв. м и кадастровой стоимости в размере 22414135 руб. 84 коп.
В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая Палата" по субъектам Российской Федерации" 25.01.2012 г. завершена процедура реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по субъектам РФ в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
Таким образом, постановку земельных участков на кадастровый учет, в том числе учет изменений уникальных характеристик земельных участков, осуществляет ФГБУ "ФКП Росреестра", как юридическое лицо. Именно ФГБУ "ФКП Росреестра" должно выполнить указанную обязанность.
Учитывая изложенное, указанный вывод суда следует исключить из мотивировочной части решения.
Учитывая, что представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" участвовал в рассмотрении дела, и, как указано выше, суд по существу привлек к участию в деле в качестве ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", судебная коллегия полагает, что решение суда является по существу правильным, а указанное обстоятельство не является основанием для его отмены (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ). Судебная коллегия считает, что резолютивную часть решения суда следует привести в соответствие с вышеизложенными выводами, исключив из нее словосочетание "по Саратовской области".
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 12 сентября 2012 года оставить без изменения, исключив из его резолютивной части словосочетание "по Саратовской области", апелляционные жалобы Б. и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)