Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Верещагина Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Малич В.С. и Пойменовой С.Н.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
февраля 2011 года
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по кассационной жалобе Д.
на решение Московского районного суда города Твери от 20 декабря 2010 года, которым постановлено:
"В иске Д. к Департаменту социальной защиты населения Тверской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права по получение удостоверения единого образца как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как получившему суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) и обязании выдать удостоверение отказать".
Судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском Департаменту социальной защиты населения Тверской области, в котором просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки и внесении о нем сведений в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию от последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором просит обязать ответчика выдать ему удостоверение, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 (бэр). Свои требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2000 г. проживал в, расположенном в зоне повышенного радиационного риска. На основании Закона Республики Казахстан N 1797-ХП от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Усть-Каменогорской специальной комиссией по экологии Республики Казахстан ему были выданы удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ и справка N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие его право на получение мер социальной поддержки как пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. С ДД.ММ.ГГГГ он проживает на территории России и является ее гражданином. Полагая, что в силу закона имеет право на получение мер социальной поддержки, неоднократно обращался в отдел социальной защиты населения администрации Пролетарского района города Твери и Департамент социальной защиты населения Тверской области с просьбой выдать ему удостоверение установленного образца, дающего право на получение мер социальной поддержки. Однако ответчиком в выдаче данного удостоверения было отказано ввиду того, что в перечнях населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ N 156-р от 08 февраля 2002 г., г. Усть-Каменогорск не значится. Считает, что данный отказ нарушает его права, не согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в его определениях N 960-О-П от 04 декабря 2007 г., N 404-О от 11 июля 2006 г., N 1084-О-О от 25 декабря 2008 г. Считает, что факт его проживания в зоне повышенного радиационного риска вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и получения суммарной эффективной дозы облучения выше 25 бэр подтверждается записями в трудовой книжке, удостоверением Республики Казахстан, справкой РТКП "НИИ радиационной медицины и экологии".
В судебном заседании истец Д. поддержал заявленные требования.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Департамент социальной защиты населения Тверской области не возражал против рассмотрения дела в отсутствие его представителя. В письменных возражениях указал, что в силу Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусмотрены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в населенном пункте, время проживания в населенном пункте, получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ. в указанных перечнях отсутствует, так как по расчетам специалистов жителями этого населенного пункта от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленной законом. Соответственно, данные о получении истцом дозы облучения, указанные в справках, выданных в Республике Казахстан, своего подтверждения не находят. Справки и удостоверение, выданные истцу в Республике Казахстан, не являются доказательством получения им какой-либо дозы облучения, а лишь констатируют факт отнесения Законом Республики Казахстан населенного пункта, где проживал истец, к зоне повышенного радиационного риска, установленной этим законом. Фактически истец, являясь гражданином РФ, требует предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные российским законодательством, на основании норм законодательства Республики Казахстан. Однако международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства в данной сфере не существует, соответственно представленные истцом документы не могут считаться надлежащим доказательством.
Ответчик МЧС России также представил в суд возражения по иску, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной и дополнительной кассационной жалобах Д. просит изменить решение суда и принять по делу решение об удовлетворении заявленных им требований. В жалобе указывается на то, что принятое по делу решение не соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ. Не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в утвержденный Правительством РФ перечень, не может быть основанием для отказа ему в предоставлении мер социальной поддержки. Факт своего проживания в зоне повышенного радиационного риска вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и получении суммарной эффективной дозы облучения выше 25 бэр был им доказан. Однако суд необоснованно представленные им доказательства не принял во внимание. Суд необоснованно в решении сослался на Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849 "Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку данный нормативный акт на момент вынесения решения утратил свою силу. При вынесении решения суд не принял во внимание Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерации от 25 мая 1992 г., в соответствии со статьей 11 которого гарантируется равные права граждан сторон, в том числе и экологические. Назначение по делу экспертизы не требовалось.
На кассационную жалобу Департаментом социальной защиты населения Тверской области представлены возражения, в которых указывается на законность и обоснованность постановленного судом решения.
Представители ответчиков Департамента социальной защиты населения Тверской области, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной и дополнительной кассационной жалоб и возражений на них, заслушав объяснения Д., считающего необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Из материалов дела видно, что Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в.
Компетентными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, как лицу, проживавшему в зоне повышенного радиационного риска.
Рассматривая дело, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом N 2-ФЗ от 10 января 2002 г., предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденный в установленном порядке (пункт 3 указанных Правил). Населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждены распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 162-р и от 15 марта 1995 г. N 356-р (с изменениями).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2009 г. N 300 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно пунктам 2, 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009 г. N 540, удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ соответствующее заявление с приложением: а) паспорта гражданина РФ; б) документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
Прием документов, указанных в пункте 3 Правил, их проверку, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и после внесения сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, направляют в МЧС РФ в месячный срок со дня подачи документов.
Выдача удостоверений по форме согласно приложению осуществляется МЧС РФ.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 г. N 960-О-П "По жалобе гражданина Е. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые проживая в населенном пункте, не включенном Правительством РФ в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 07 августа 1962 г.
Таким образом, из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае подлежит установлению, проживал ли гражданин в 1949-1963 г.г. (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 г.) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие указанных испытаний.
Населенный пункт, в котором проживал истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., не предусмотрен утвержденным Правительством РФ Перечнем населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Доказательств, бесспорно подтверждающих получение Д. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр), истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам кассатора выданные Д. в Республике Казахстан справки о полученной им дозе облучения от 7 до 35 бэр и удостоверение не могут свидетельствовать о наличии у него суммарной эффективной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки, поскольку доза облучения определена на основании Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а не на специальных исследованиях в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой как и собственные граждане Договаривающейся Стороны.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что речь идет о способах защиты уже имеющихся прав и не подразумевает наделение граждан государств - участников Конвенции правами граждан конкретного государства. Следовательно, Конвенция 1993 г. не дает гражданам РФ требовать на территории РФ предоставления им льгот, установленных иным государством-участником Конвенции. Из положений Конвенции 1993 г. следует, что статья 13 Конвенции обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных или уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Признание аутентичности документа не означает обязательности его автоматического исполнения.
Суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом требований закона, которым определены обязательные условия для предоставления гражданам мер социальной поддержки, правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Д., поскольку доказательств, подтверждающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр) за период проживания в указанном выше населенном пункте, не включенного Правительством РФ в соответствующий перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), истцом в суд представлены не были.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьями 3, 4, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает гражданские дела в пределах заявленных требований и разрешает при этом вопрос лишь о правах лица, обращающегося за судебной защитой. С учетом изложенного ссылка кассатора на содержание судебных решений по аналогичным делам, принятых в отношении других лиц, не может быть принята судебной коллегией во внимание и служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Рассматривая дело, суд в решении необоснованно сослался на положения Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849 "Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", так как указанный нормативный правовой акт Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 946 признан утратившим силу.
Между тем, названное обстоятельство отмену судебного решения повлечь не может, поскольку спор судом по существу разрешен правильно.
Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009 г. N 540, содержат аналогичные положения, регулирующие вопросы обращения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствующий орган за получением удостоверения, что и Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда города Твери от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную и дополнительную кассационную жалобы Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.КОЗЛОВА
Судьи
В.С.МАЛИЧ
С.Н.ПОЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-577
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-577
Судья: Верещагина Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Малич В.С. и Пойменовой С.Н.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
февраля 2011 года
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по кассационной жалобе Д.
на решение Московского районного суда города Твери от 20 декабря 2010 года, которым постановлено:
"В иске Д. к Департаменту социальной защиты населения Тверской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права по получение удостоверения единого образца как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как получившему суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) и обязании выдать удостоверение отказать".
Судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском Департаменту социальной защиты населения Тверской области, в котором просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки и внесении о нем сведений в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию от последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором просит обязать ответчика выдать ему удостоверение, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 (бэр). Свои требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2000 г. проживал в, расположенном в зоне повышенного радиационного риска. На основании Закона Республики Казахстан N 1797-ХП от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Усть-Каменогорской специальной комиссией по экологии Республики Казахстан ему были выданы удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ и справка N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие его право на получение мер социальной поддержки как пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. С ДД.ММ.ГГГГ он проживает на территории России и является ее гражданином. Полагая, что в силу закона имеет право на получение мер социальной поддержки, неоднократно обращался в отдел социальной защиты населения администрации Пролетарского района города Твери и Департамент социальной защиты населения Тверской области с просьбой выдать ему удостоверение установленного образца, дающего право на получение мер социальной поддержки. Однако ответчиком в выдаче данного удостоверения было отказано ввиду того, что в перечнях населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ N 156-р от 08 февраля 2002 г., г. Усть-Каменогорск не значится. Считает, что данный отказ нарушает его права, не согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в его определениях N 960-О-П от 04 декабря 2007 г., N 404-О от 11 июля 2006 г., N 1084-О-О от 25 декабря 2008 г. Считает, что факт его проживания в зоне повышенного радиационного риска вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и получения суммарной эффективной дозы облучения выше 25 бэр подтверждается записями в трудовой книжке, удостоверением Республики Казахстан, справкой РТКП "НИИ радиационной медицины и экологии".
В судебном заседании истец Д. поддержал заявленные требования.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Департамент социальной защиты населения Тверской области не возражал против рассмотрения дела в отсутствие его представителя. В письменных возражениях указал, что в силу Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусмотрены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в населенном пункте, время проживания в населенном пункте, получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ. в указанных перечнях отсутствует, так как по расчетам специалистов жителями этого населенного пункта от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленной законом. Соответственно, данные о получении истцом дозы облучения, указанные в справках, выданных в Республике Казахстан, своего подтверждения не находят. Справки и удостоверение, выданные истцу в Республике Казахстан, не являются доказательством получения им какой-либо дозы облучения, а лишь констатируют факт отнесения Законом Республики Казахстан населенного пункта, где проживал истец, к зоне повышенного радиационного риска, установленной этим законом. Фактически истец, являясь гражданином РФ, требует предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные российским законодательством, на основании норм законодательства Республики Казахстан. Однако международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства в данной сфере не существует, соответственно представленные истцом документы не могут считаться надлежащим доказательством.
Ответчик МЧС России также представил в суд возражения по иску, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной и дополнительной кассационной жалобах Д. просит изменить решение суда и принять по делу решение об удовлетворении заявленных им требований. В жалобе указывается на то, что принятое по делу решение не соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ. Не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в утвержденный Правительством РФ перечень, не может быть основанием для отказа ему в предоставлении мер социальной поддержки. Факт своего проживания в зоне повышенного радиационного риска вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и получении суммарной эффективной дозы облучения выше 25 бэр был им доказан. Однако суд необоснованно представленные им доказательства не принял во внимание. Суд необоснованно в решении сослался на Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849 "Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку данный нормативный акт на момент вынесения решения утратил свою силу. При вынесении решения суд не принял во внимание Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерации от 25 мая 1992 г., в соответствии со статьей 11 которого гарантируется равные права граждан сторон, в том числе и экологические. Назначение по делу экспертизы не требовалось.
На кассационную жалобу Департаментом социальной защиты населения Тверской области представлены возражения, в которых указывается на законность и обоснованность постановленного судом решения.
Представители ответчиков Департамента социальной защиты населения Тверской области, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной и дополнительной кассационной жалоб и возражений на них, заслушав объяснения Д., считающего необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Из материалов дела видно, что Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в.
Компетентными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, как лицу, проживавшему в зоне повышенного радиационного риска.
Рассматривая дело, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом N 2-ФЗ от 10 января 2002 г., предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденный в установленном порядке (пункт 3 указанных Правил). Населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждены распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 162-р и от 15 марта 1995 г. N 356-р (с изменениями).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2009 г. N 300 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно пунктам 2, 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009 г. N 540, удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ соответствующее заявление с приложением: а) паспорта гражданина РФ; б) документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
Прием документов, указанных в пункте 3 Правил, их проверку, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и после внесения сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, направляют в МЧС РФ в месячный срок со дня подачи документов.
Выдача удостоверений по форме согласно приложению осуществляется МЧС РФ.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 г. N 960-О-П "По жалобе гражданина Е. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые проживая в населенном пункте, не включенном Правительством РФ в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 07 августа 1962 г.
Таким образом, из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае подлежит установлению, проживал ли гражданин в 1949-1963 г.г. (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 г.) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие указанных испытаний.
Населенный пункт, в котором проживал истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., не предусмотрен утвержденным Правительством РФ Перечнем населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Доказательств, бесспорно подтверждающих получение Д. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр), истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам кассатора выданные Д. в Республике Казахстан справки о полученной им дозе облучения от 7 до 35 бэр и удостоверение не могут свидетельствовать о наличии у него суммарной эффективной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки, поскольку доза облучения определена на основании Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а не на специальных исследованиях в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой как и собственные граждане Договаривающейся Стороны.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что речь идет о способах защиты уже имеющихся прав и не подразумевает наделение граждан государств - участников Конвенции правами граждан конкретного государства. Следовательно, Конвенция 1993 г. не дает гражданам РФ требовать на территории РФ предоставления им льгот, установленных иным государством-участником Конвенции. Из положений Конвенции 1993 г. следует, что статья 13 Конвенции обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных или уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Признание аутентичности документа не означает обязательности его автоматического исполнения.
Суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом требований закона, которым определены обязательные условия для предоставления гражданам мер социальной поддержки, правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Д., поскольку доказательств, подтверждающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр) за период проживания в указанном выше населенном пункте, не включенного Правительством РФ в соответствующий перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), истцом в суд представлены не были.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьями 3, 4, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает гражданские дела в пределах заявленных требований и разрешает при этом вопрос лишь о правах лица, обращающегося за судебной защитой. С учетом изложенного ссылка кассатора на содержание судебных решений по аналогичным делам, принятых в отношении других лиц, не может быть принята судебной коллегией во внимание и служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Рассматривая дело, суд в решении необоснованно сослался на положения Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849 "Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", так как указанный нормативный правовой акт Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 946 признан утратившим силу.
Между тем, названное обстоятельство отмену судебного решения повлечь не может, поскольку спор судом по существу разрешен правильно.
Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009 г. N 540, содержат аналогичные положения, регулирующие вопросы обращения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствующий орган за получением удостоверения, что и Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда города Твери от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную и дополнительную кассационную жалобы Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.КОЗЛОВА
Судьи
В.С.МАЛИЧ
С.Н.ПОЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)