Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Быстров Н.В., по доверенности от 29.07.2013,
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
от ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ГУП ПАТМО "Мострансавто" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Корчагина К.С. - Лашенков А.Р., по доверенности от 22.10.2013 N 2Д-1221,
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2013 года по делу N А41-35746/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области к Администрации Можайского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, третьи лица: ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", ГУП ПАТМО "Мострансавто", Корчагин К.С., Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконными постановлений, о признании незаконной постановки земельного участка на кадастровый учет, обязании снять земельный участок с кадастрового учета, признании недействительными постановлений главы Можайского муниципального района Московской области,
установил:
Администрация городского поселения Уваровка (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо-1) и Можайскому отделу ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области с требованиями: 1) признать незаконной постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь; 2) обязать Можайский отдел ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области снять с государственного кадастрового учета объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь.
Определениями суда от 22.10.2012, 07.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", ГУП ПАТМО "Мострансавто", гражданин Корчагин К.С., Министерство имущественных отношений Московской области.
Определением суда от 01.04.2013 дело N А41-35746/12 и дело N А41-35746/12 объединены в одно производство.
С учетом объединения дел в одно производство судом первой инстанции рассмотрены следующие требования заявителя: 1) признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь; 2)обязать ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области снять с государственного кадастрового учета объектов недвижимости земельный участок с 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь; 3) признать недействительным постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 14.06.2011 N 884-П "Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка"; 4) признать недействительным постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 08.09.2011 N 1447-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства магазина, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка"; 5)признать недействительным постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 09.11.2011 N 1940-П "О предоставлении Корчагину Кириллу Сергеевичу в аренду земельного участка, расположенного в границах городского поселения Уваровка адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка".
Решением от 12 августа 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований администрации городского поселения Уваровка отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация городского поселения Уваровка обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального права. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель указал, что строительство магазина на спорном земельном участке приведет к ликвидации автобусной остановки "Уваровка", расположенной по адресу: Московская область, п. Уваровка, Привокзальная площадь. Возможность переноса указанной автобусной остановки не усматривается, поскольку отсутствует место для установки павильона и посадочной площадки на 2 автобуса. Считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о пропуске срока подачи заявления об оспаривании постановлений главы Можайского муниципального района Московской области.
Представитель гражданина Корчагина К.С. возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Указал, что остановка общественного транспорта расположена на расстоянии от земельного участка более, чем на 40 метров, никаких препятствий для движения автобусов будущее здание магазина создать не может. Права администрации поселения оспариваемыми актами не нарушены.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей администрации Можайского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", ГУП ПАТМО "Мострансавто", Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, постановлением главы Можайского муниципального района Московской области от 14.06.2011 N 884-П "Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка" утверждена схема расположения земельного участка площадью 200 кв. м для строительства магазина.
Постановлением главы Можайского муниципального района Московской области N 1447-П от 08.09.2011 "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства магазина, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. "Уваровка", утвержден акт о выборе земельного участка от 26.08.2011 N 53, предварительно согласовано место размещения объекта.
21.09.2011 в газете "Новая жизнь" (выпуск N 74) осуществлено информирование населения о предстоящем выборе земельного участка для строительства.
Постановлением главы Можайского муниципального района Московской области N 1940-П от 09.11.2011 "О предоставлении Корчагину Кириллу Сергеевичу в аренду земельного участка, расположенного в границах городского поселения Уваровка, по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка, разрешенное использование - "для строительства магазина" земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, предоставлен в аренду гражданину Корчагину К.С.
09.11.2011 между муниципальным образованием Можайский муниципальный район Московской области и гражданином Корчагиным К.С. заключен договор аренды N З. 1298/2011 земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78.
Договор аренды зарегистрирован УФРС по Московской области 24.12.2011, регистрационная запись N 50-50-18/048/2011-334.
Согласно кадастровому паспорту от 01.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:78 имеет площадь 200 кв. м, местоположение: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина.
02.04.2012 глава городского поселения Уваровка обратился к Главе Можайского муниципального района Московской области с заявлением о не выделении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78, ссылаясь: 1) на необходимость перемещения автобусной остановки и тротуара на южную часть площади; 2) необходимость ежегодной установки новогодней елки на указанной площади; 3) необходимость установки на указанном месте памятного знака в честь партизан, сражавшихся в годы Великой отечественной войны; 4) возможное возникновение затруднений движения жителей по указанной территории в виду плотности и нецелесообразности застройки.
15.06.2012 администрация Можайского муниципального района за исх. N 1367/01-24 сообщила о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78 зарегистрирован 24.12.2011 г.
Ссылаясь на письмо ГКУ МО "Управление Автомобильных дорог Московской области" "Мосавтодор" от 10.04.2012 N 220/3-м, согласно которому центральная площадь, с находящимися на ней посадочными площадками в г.п. Уваровка, находится на балансе Управления "Мосавтодора" и входит в состав автодороги "Уваровка-Ивакино-Губино-Можайск", 15.05.2012 N 421 Глава городского поселения Уваровка обратился к Министру имущественных отношений Правительства Московской области с письмом, в котором просил разъяснить, кто является собственником земельного участка и кому указанный земельный участок предоставлялся в аренду или собственность.
28.06.2012 Министерство имущественных отношений Московской области за исх. N ИС-9811 сообщило, что автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения "Уваровка-Ивакино-Губино-Можайск" протяженностью 64,765 кв. м значится в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, в числе объектов, закрепленных на праве оперативного управления за ГКУ МО "Управление Автомобильных дорог Московской области" "Мосавтодор".
Считая незаконной постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78, акт выбора спорного земельного участка нарушающим права жителей и органов местного самоуправления городского поселения Уваровка, Администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия, бездействия закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков в собственность без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 30 ЗК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Можайского муниципального района от 02.02.2011 N 70-П "Об утверждении порядка подготовки акта о выборе земельных участков для строительства, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена" утвержден Порядок подготовки акта о выборе земельных участков для строительства, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным постановлением так же утвержден состав комиссии по выбору земельных участков для строительства.
Глава городского поселения Уваровка не входит в состав комиссии по выбору земельных участков для строительства.
Апелляционный суд находит необоснованными доводы заявителя о необходимости обязательного согласования между органами местного самоуправления района и городского поселения вопроса о возможности предоставления заинтересованным лицам земельных участков под строительство, находящихся на территории городского поселения на основании следующего.
Согласно статье 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, проект схемы территориального планирования муниципального района в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.
Действующим законодательством не предусмотрена необходимость согласования актов о выборе земельного участка с органами местного самоуправления поселений.
Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относит:
1) подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Акты о выборе земельных участков к документам территориального планирования не относятся.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, органом местного самоуправления Можайского муниципального района земельный участок, находящийся в границах городского поселения Уваровка, по адресу: Московская область, Можайский район, г.п. Уваровка, Привокзальная площадь, предоставлен в пределах его компетенции.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Администрацией городского поселения Уваровка не представлено суду доказательств, подтверждающих нарушение ее прав и законных интересов постановлениями Главы Можайского муниципального района Московской области.
Апелляционный суд не принимает довод жалобы о том, что строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020202:78 приведет к необходимости переноса посадочной площадки общественного транспорта, затруднит или сделает невозможным посадку пассажиров на общественный транспорт.
Согласно имеющимся в материалах дела фотоматериалам и фрагменту публичной кадастровой карты спорный земельный участок находится на значительном удалении от посадочной остановки общественного транспорта.
В соответствии с актом комиссионного обследования привокзальной площади от 15.11.2012 в составе, в том числе, начальника отдела транспорта, дорожного хозяйства, транспорта и связи администрации Можайского муниципального района Московской области спорный земельный участок находится на расстоянии 40 м от автобусных маршрутов.
Из заключения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Можайском, Наро-Фоминском и Рузским районах, являющегося приложением к акту выбора земельного участка, от 25.04.2011 N 5/616 усматривается, что спорный земельный участок граничит с запада - 60 м от дороги Уваровка-Можайск.
В материалах дела имеется письмо Администрации Можайского муниципального района Московской области от 13.07.2009 N 2188/1-30, содержащее поручение главе городского поселения Уваровка о рассмотрении вопроса по определению места стоянки легковых такси, во избежание затруднения движения в центральной части поселка Уваровка на Привокзальной площади.
В ответ на указанное поручение согласно акту от 23.07.2009 членами комиссии во главе с главой Администрации городского поселения Уваровка принято решение о переносе павильона остановки автобусных маршрутов направления Поречье и Дровнино к зданию филиала Сберегательного банка и организации процесса нанесения дорожной разметки.
В заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения Уваровка пояснил, что красные линии на спорном земельном участке не определены, и пересечение спорного земельного участка с красными линиями не установлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства пересечения границ испрашиваемого земельного участка под строительство здания магазина с границами автомобильных дорог или иных земельных участков, в том числе относящихся к землям общего пользования. Генеральный план поселения не утвержден.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц городского поселения Уваровка постановкой на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, и его предоставлением в аренду гражданину в целях строительства здания магазина.
Согласно пунктам 52 - 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
На основании изложенного апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований о признании недействительным осуществление государственного кадастрового учета и обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с КН 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь.
Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске срока для оспаривания постановлений Администрации Можайского муниципального района Московской области.
Определением Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установлено, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поданное заявителем в порядке статьи 117 АПК РФ, каких-либо объективных и бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока не содержит.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2013 по делу N А41-35746/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-35746/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. по делу N А41-35746/12
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Быстров Н.В., по доверенности от 29.07.2013,
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
от ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ГУП ПАТМО "Мострансавто" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Корчагина К.С. - Лашенков А.Р., по доверенности от 22.10.2013 N 2Д-1221,
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2013 года по делу N А41-35746/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области к Администрации Можайского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, третьи лица: ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", ГУП ПАТМО "Мострансавто", Корчагин К.С., Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконными постановлений, о признании незаконной постановки земельного участка на кадастровый учет, обязании снять земельный участок с кадастрового учета, признании недействительными постановлений главы Можайского муниципального района Московской области,
установил:
Администрация городского поселения Уваровка (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо-1) и Можайскому отделу ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области с требованиями: 1) признать незаконной постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь; 2) обязать Можайский отдел ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области снять с государственного кадастрового учета объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь.
Определениями суда от 22.10.2012, 07.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", ГУП ПАТМО "Мострансавто", гражданин Корчагин К.С., Министерство имущественных отношений Московской области.
Определением суда от 01.04.2013 дело N А41-35746/12 и дело N А41-35746/12 объединены в одно производство.
С учетом объединения дел в одно производство судом первой инстанции рассмотрены следующие требования заявителя: 1) признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь; 2)обязать ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области снять с государственного кадастрового учета объектов недвижимости земельный участок с 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь; 3) признать недействительным постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 14.06.2011 N 884-П "Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка"; 4) признать недействительным постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 08.09.2011 N 1447-П "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства магазина, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка"; 5)признать недействительным постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 09.11.2011 N 1940-П "О предоставлении Корчагину Кириллу Сергеевичу в аренду земельного участка, расположенного в границах городского поселения Уваровка адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка".
Решением от 12 августа 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований администрации городского поселения Уваровка отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация городского поселения Уваровка обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального права. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель указал, что строительство магазина на спорном земельном участке приведет к ликвидации автобусной остановки "Уваровка", расположенной по адресу: Московская область, п. Уваровка, Привокзальная площадь. Возможность переноса указанной автобусной остановки не усматривается, поскольку отсутствует место для установки павильона и посадочной площадки на 2 автобуса. Считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о пропуске срока подачи заявления об оспаривании постановлений главы Можайского муниципального района Московской области.
Представитель гражданина Корчагина К.С. возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Указал, что остановка общественного транспорта расположена на расстоянии от земельного участка более, чем на 40 метров, никаких препятствий для движения автобусов будущее здание магазина создать не может. Права администрации поселения оспариваемыми актами не нарушены.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей администрации Можайского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, ГКУ МО "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", ГУП ПАТМО "Мострансавто", Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, постановлением главы Можайского муниципального района Московской области от 14.06.2011 N 884-П "Об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка" утверждена схема расположения земельного участка площадью 200 кв. м для строительства магазина.
Постановлением главы Можайского муниципального района Московской области N 1447-П от 08.09.2011 "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства магазина, находящегося в границах городского поселения Уваровка по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. "Уваровка", утвержден акт о выборе земельного участка от 26.08.2011 N 53, предварительно согласовано место размещения объекта.
21.09.2011 в газете "Новая жизнь" (выпуск N 74) осуществлено информирование населения о предстоящем выборе земельного участка для строительства.
Постановлением главы Можайского муниципального района Московской области N 1940-П от 09.11.2011 "О предоставлении Корчагину Кириллу Сергеевичу в аренду земельного участка, расположенного в границах городского поселения Уваровка, по адресу: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка, разрешенное использование - "для строительства магазина" земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, предоставлен в аренду гражданину Корчагину К.С.
09.11.2011 между муниципальным образованием Можайский муниципальный район Московской области и гражданином Корчагиным К.С. заключен договор аренды N З. 1298/2011 земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78.
Договор аренды зарегистрирован УФРС по Московской области 24.12.2011, регистрационная запись N 50-50-18/048/2011-334.
Согласно кадастровому паспорту от 01.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:78 имеет площадь 200 кв. м, местоположение: Московская обл., Можайский район, р.п. Уваровка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина.
02.04.2012 глава городского поселения Уваровка обратился к Главе Можайского муниципального района Московской области с заявлением о не выделении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78, ссылаясь: 1) на необходимость перемещения автобусной остановки и тротуара на южную часть площади; 2) необходимость ежегодной установки новогодней елки на указанной площади; 3) необходимость установки на указанном месте памятного знака в честь партизан, сражавшихся в годы Великой отечественной войны; 4) возможное возникновение затруднений движения жителей по указанной территории в виду плотности и нецелесообразности застройки.
15.06.2012 администрация Можайского муниципального района за исх. N 1367/01-24 сообщила о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78 зарегистрирован 24.12.2011 г.
Ссылаясь на письмо ГКУ МО "Управление Автомобильных дорог Московской области" "Мосавтодор" от 10.04.2012 N 220/3-м, согласно которому центральная площадь, с находящимися на ней посадочными площадками в г.п. Уваровка, находится на балансе Управления "Мосавтодора" и входит в состав автодороги "Уваровка-Ивакино-Губино-Можайск", 15.05.2012 N 421 Глава городского поселения Уваровка обратился к Министру имущественных отношений Правительства Московской области с письмом, в котором просил разъяснить, кто является собственником земельного участка и кому указанный земельный участок предоставлялся в аренду или собственность.
28.06.2012 Министерство имущественных отношений Московской области за исх. N ИС-9811 сообщило, что автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения "Уваровка-Ивакино-Губино-Можайск" протяженностью 64,765 кв. м значится в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, в числе объектов, закрепленных на праве оперативного управления за ГКУ МО "Управление Автомобильных дорог Московской области" "Мосавтодор".
Считая незаконной постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:78, акт выбора спорного земельного участка нарушающим права жителей и органов местного самоуправления городского поселения Уваровка, Администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия, бездействия закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков в собственность без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 30 ЗК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Можайского муниципального района от 02.02.2011 N 70-П "Об утверждении порядка подготовки акта о выборе земельных участков для строительства, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена" утвержден Порядок подготовки акта о выборе земельных участков для строительства, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным постановлением так же утвержден состав комиссии по выбору земельных участков для строительства.
Глава городского поселения Уваровка не входит в состав комиссии по выбору земельных участков для строительства.
Апелляционный суд находит необоснованными доводы заявителя о необходимости обязательного согласования между органами местного самоуправления района и городского поселения вопроса о возможности предоставления заинтересованным лицам земельных участков под строительство, находящихся на территории городского поселения на основании следующего.
Согласно статье 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, проект схемы территориального планирования муниципального района в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.
Действующим законодательством не предусмотрена необходимость согласования актов о выборе земельного участка с органами местного самоуправления поселений.
Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относит:
1) подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Акты о выборе земельных участков к документам территориального планирования не относятся.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, органом местного самоуправления Можайского муниципального района земельный участок, находящийся в границах городского поселения Уваровка, по адресу: Московская область, Можайский район, г.п. Уваровка, Привокзальная площадь, предоставлен в пределах его компетенции.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Администрацией городского поселения Уваровка не представлено суду доказательств, подтверждающих нарушение ее прав и законных интересов постановлениями Главы Можайского муниципального района Московской области.
Апелляционный суд не принимает довод жалобы о том, что строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020202:78 приведет к необходимости переноса посадочной площадки общественного транспорта, затруднит или сделает невозможным посадку пассажиров на общественный транспорт.
Согласно имеющимся в материалах дела фотоматериалам и фрагменту публичной кадастровой карты спорный земельный участок находится на значительном удалении от посадочной остановки общественного транспорта.
В соответствии с актом комиссионного обследования привокзальной площади от 15.11.2012 в составе, в том числе, начальника отдела транспорта, дорожного хозяйства, транспорта и связи администрации Можайского муниципального района Московской области спорный земельный участок находится на расстоянии 40 м от автобусных маршрутов.
Из заключения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Можайском, Наро-Фоминском и Рузским районах, являющегося приложением к акту выбора земельного участка, от 25.04.2011 N 5/616 усматривается, что спорный земельный участок граничит с запада - 60 м от дороги Уваровка-Можайск.
В материалах дела имеется письмо Администрации Можайского муниципального района Московской области от 13.07.2009 N 2188/1-30, содержащее поручение главе городского поселения Уваровка о рассмотрении вопроса по определению места стоянки легковых такси, во избежание затруднения движения в центральной части поселка Уваровка на Привокзальной площади.
В ответ на указанное поручение согласно акту от 23.07.2009 членами комиссии во главе с главой Администрации городского поселения Уваровка принято решение о переносе павильона остановки автобусных маршрутов направления Поречье и Дровнино к зданию филиала Сберегательного банка и организации процесса нанесения дорожной разметки.
В заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения Уваровка пояснил, что красные линии на спорном земельном участке не определены, и пересечение спорного земельного участка с красными линиями не установлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства пересечения границ испрашиваемого земельного участка под строительство здания магазина с границами автомобильных дорог или иных земельных участков, в том числе относящихся к землям общего пользования. Генеральный план поселения не утвержден.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц городского поселения Уваровка постановкой на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, и его предоставлением в аренду гражданину в целях строительства здания магазина.
Согласно пунктам 52 - 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
На основании изложенного апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований о признании недействительным осуществление государственного кадастрового учета и обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с КН 50:18:0020202:78 площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Можайский район, п. Уваровка, Привокзальная площадь.
Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске срока для оспаривания постановлений Администрации Можайского муниципального района Московской области.
Определением Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установлено, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поданное заявителем в порядке статьи 117 АПК РФ, каких-либо объективных и бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока не содержит.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2013 по делу N А41-35746/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)