Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2012 (судья Рогожин С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-9678/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью РСК "МегаИнформ", (ОГРН 1097325000960), г. Ульяновск, заинтересованные лица: администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия администрация города Ульяновска, выраженного в не проведении действий по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м; об обязании произвести действия по выбору земельного участка,
установил:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось общество с ограниченной ответственностью РСК "МегаИнформ" (далее - ООО РСК "МегаИнформ", заявитель, общество) с заявлением, в котором просило: признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска (далее - администрация, ответчик), выраженное в не проведении действий по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м; обязать ответчика в полном соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ульяновск (утверждены решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90), выполнить действия по выбору земельного участка для строительства объекта социального и коммунально-бытового назначения, расположенного восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирской в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м, предполагаемая площадь застройки - 100,0 кв. м, предполагаемая этажность - 2 этажа, а именно: осуществить публикацию информационного сообщения о предстоящем (возможном) предоставлении испрашиваемого земельного участка; при отсутствии мотивированных и обоснованных жалоб, а также заявлений заинтересованных лиц, выполнить иные действия, предусмотренные вышеназванными нормами.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что администрация допустила бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО РСК "МегаИнформ" о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы отклонены со ссылкой на отсутствие в письме от 20.08.2012 N 01-13/4594 Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска каких-либо ссылок на нормативно-правовые акты, в которых регламентируется необходимость опроса и схода граждан по вопросу размещения объектов строительства. Суд отметил, что выявление и учет мнения населения по вопросам предоставления земельных участков, может осуществляться исключительно после публичного информирования в средствах массовой информации.
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что часть 4 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а часть 2 указанной нормы предусматривает сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Заявитель указывает, что под многоквартирным домом N 51, по ул. Симбирская, земельный участок еще не сформирован и, следовательно, обеспечение выбора испрашиваемого земельного участка может привести к нарушению прав граждан, проживающих в данном многоквартирном доме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.07.2012 ООО РСК "МегаИнформ" обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м; предполагаемая площадь застройки - 100,0 кв. м.
Письмом от 20.08.2012 N 01-13/4594 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска сообщил, что учитывая социальную активность при строительстве объектов в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов и многочисленные жалобы при строительстве объектов на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, принятие решения без учета мнения жителей не представляется возможным, а также что для изучения общественного мнения, копия обращения заявителя направлена в администрацию Ленинского района для проведения схода граждан близлежащих домов по вопросу застройки испрашиваемого земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании бездействия администрации города Ульяновск незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) представление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта проводится в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или организация, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Статьей 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90 установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя главы города Ульяновска.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, администрация обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска готовит проект постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Учитывая все обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение выбора земельного участка, с проведением процедур, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, возложено на орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию.
Суд установил, что публикация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства администрацией не осуществлялась, варианты размещения объекта не предлагались и не согласовывались, что свидетельствует о допущенном администрацией бездействии.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения апелляционный суд указал, что ответ администрации основан на обстоятельствах, которые не предусмотрены законом или иными нормативно-правовыми актами в качестве основания для не проведения действий по выбору земельного участка.
Апелляционный суд установил, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие действительное проведение схода граждан близлежащих домов, а также связанное с ним наличие волеизъявления граждан по вопросу застройки испрашиваемого земельного участка.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Статья 31 ЗК РФ регулирует положения о выборе земельных участков для строительства.
Согласно пункту 1 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 указанной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях - и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в таком предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 2 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что администрацией в нарушение положений статей 30, 31 ЗК РФ, пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при принятии оспариваемого постановления не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта: не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения испрашиваемого земельного участка пришли к обоснованному выводу о том, что администрация г. Ульяновска допустила незаконное бездействие.
Доводы кассационной жалобы о наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению выбора земельного участка, подлежат отклонению, как направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной инстанции недопустимо.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и спор рассмотрен с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по делу N А72-9678/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
В.А.КАРПОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.06.2013 ПО ДЕЛУ N А72-9678/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. по делу N А72-9678/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2012 (судья Рогожин С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-9678/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью РСК "МегаИнформ", (ОГРН 1097325000960), г. Ульяновск, заинтересованные лица: администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия администрация города Ульяновска, выраженного в не проведении действий по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м; об обязании произвести действия по выбору земельного участка,
установил:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось общество с ограниченной ответственностью РСК "МегаИнформ" (далее - ООО РСК "МегаИнформ", заявитель, общество) с заявлением, в котором просило: признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска (далее - администрация, ответчик), выраженное в не проведении действий по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м; обязать ответчика в полном соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ульяновск (утверждены решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90), выполнить действия по выбору земельного участка для строительства объекта социального и коммунально-бытового назначения, расположенного восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирской в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м, предполагаемая площадь застройки - 100,0 кв. м, предполагаемая этажность - 2 этажа, а именно: осуществить публикацию информационного сообщения о предстоящем (возможном) предоставлении испрашиваемого земельного участка; при отсутствии мотивированных и обоснованных жалоб, а также заявлений заинтересованных лиц, выполнить иные действия, предусмотренные вышеназванными нормами.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что администрация допустила бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО РСК "МегаИнформ" о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы отклонены со ссылкой на отсутствие в письме от 20.08.2012 N 01-13/4594 Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска каких-либо ссылок на нормативно-правовые акты, в которых регламентируется необходимость опроса и схода граждан по вопросу размещения объектов строительства. Суд отметил, что выявление и учет мнения населения по вопросам предоставления земельных участков, может осуществляться исключительно после публичного информирования в средствах массовой информации.
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что часть 4 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а часть 2 указанной нормы предусматривает сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Заявитель указывает, что под многоквартирным домом N 51, по ул. Симбирская, земельный участок еще не сформирован и, следовательно, обеспечение выбора испрашиваемого земельного участка может привести к нарушению прав граждан, проживающих в данном многоквартирном доме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.07.2012 ООО РСК "МегаИнформ" обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения на земельном участке, расположенном восточнее жилого дома N 51 по ул. Симбирская в Ленинском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 400,0 кв. м; предполагаемая площадь застройки - 100,0 кв. м.
Письмом от 20.08.2012 N 01-13/4594 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска сообщил, что учитывая социальную активность при строительстве объектов в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов и многочисленные жалобы при строительстве объектов на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, принятие решения без учета мнения жителей не представляется возможным, а также что для изучения общественного мнения, копия обращения заявителя направлена в администрацию Ленинского района для проведения схода граждан близлежащих домов по вопросу застройки испрашиваемого земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании бездействия администрации города Ульяновск незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) представление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта проводится в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или организация, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Статьей 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90 установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя главы города Ульяновска.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, администрация обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска готовит проект постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Учитывая все обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение выбора земельного участка, с проведением процедур, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, возложено на орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию.
Суд установил, что публикация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства администрацией не осуществлялась, варианты размещения объекта не предлагались и не согласовывались, что свидетельствует о допущенном администрацией бездействии.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения апелляционный суд указал, что ответ администрации основан на обстоятельствах, которые не предусмотрены законом или иными нормативно-правовыми актами в качестве основания для не проведения действий по выбору земельного участка.
Апелляционный суд установил, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие действительное проведение схода граждан близлежащих домов, а также связанное с ним наличие волеизъявления граждан по вопросу застройки испрашиваемого земельного участка.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Статья 31 ЗК РФ регулирует положения о выборе земельных участков для строительства.
Согласно пункту 1 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 указанной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях - и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в таком предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 2 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что администрацией в нарушение положений статей 30, 31 ЗК РФ, пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при принятии оспариваемого постановления не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта: не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения испрашиваемого земельного участка пришли к обоснованному выводу о том, что администрация г. Ульяновска допустила незаконное бездействие.
Доводы кассационной жалобы о наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению выбора земельного участка, подлежат отклонению, как направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной инстанции недопустимо.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и спор рассмотрен с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по делу N А72-9678/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
В.А.КАРПОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)